VI. Повторение темы «род существительного и закрепление темы Склонения




Конспект Рахимовой Нели, студентки 401гр филфак ЧГПУ

Урок-повторение и изучение нового материала по теме «Склонения имен существительных»

Цель: Вспомнить с учащимися понятие склонения имен существительных, познакомить с разносклоняемыми существительными

Задачи:

  • Образовательные: вспомнить отличительные признаки существительных I, II, III склонений; научить отличать и видеть разносклоняемые и несклоняемыесуществительные
  • Развивающие: развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род; развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5класс; рабочая тетрадь; карточки; таблица склонений.

I. Оргмомент, приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся, фронтальный опрос.

- Приведите примеры сущ, которые имею форму только мн.ч

- Приведите примеры сущ, которые имеют форму только ед.ч

- Назовите 3 группы сущ, имеющих только ед ч, которые выделили на прошлом уроке

III. Опрос ученика у доски (остальные делают в тетради)

Задание: ставим «+» или «–«на мои утверждения:

 

1.в РЯ 5 падежей (нет, 6, ставим -)

2. в РЯ 3 склонения: женское, мужское, среднее (нет, это назван род сущ, склонений 3 -)

3. падеж – это непостоянный признак сущ (да +)

4. одно и то же сущ может относиться к разным склонениям (нет, это пост признак -)

5. слово молодежь имеет форму множественного числа (нет, это сущ имеет форму только ед.ч -)

 

Проверяем по ключу: - - + - -

IV. Объявление темы урока:

Сегодня на уроке мы повторим известную вам тему «Склонения имен существительных» и углубим ваши знания по этой теме.

 

Запись темы на доске

V.Изучение материала

Учитель: Обращаемся к распечаткам, сейчас я прочитаю вам стихотворение, вы следите (есть у всех учеников):

На сосне и на березе –

Бахрома

Белой пряжей

Их запутала зима

 

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на березе

И сосне.

 

Учитель: Слова какого склонения использовал поэт в этом стихотворении, создавая свой зимний пейзаж? Подписываем склонения. Какой падеж отсутствует? Подписываем падежи.

 

Ученики: все существительные в стихотворении 1 склонения, в стихотворении нет родительного падежа

 

Учитель: Откроем стр. 207 учебника, прочитаем про себя. Теперь ответьте на вопрос, что такое склонение?

Ученики: Склонение – это изменение по падежам.

Учитель: Как определить склонение?

Ученики: чтобы определить склонение существительного, надопоставить его в И.п. ед. ч.

Учитель: Сколько склонений в РЯ вы знаете?

Ученики: - в РЯ 3 скл.

Учитель: Сейчас мы еще раз повторим их, в этом нам поможет таблица, которая есть у каждого на парте (примеры приводят дети и записывают к себе в тетрадь)

 

 

Склонение имён существительных

 

I II III
Ж.р. и М.р. М.р. и Ср.р. Ж.р.
Окончания а, я Нулевое окончание, о, е Нулевое окончание, Оканчиваются на ь

 

Учитель: сейчас я буду диктовать вам слова (вразброс), вы должны распределить их по 3 столбикам – трем склонениям, но если сомневаетесь, куда определить слово, то не пишите его. (тут есть разносклоняемое- время)

Скл. 2 скл. 3 скл.

слава плач изморозь

Слава поклон верность

темнота болото россыпь

сумрак

звездопад

Учитель: Проверяем задание, (слово Время учащиеся затруднились определить, или определили неправильно.)

Учитель: ребята, предлагаю понаблюдать над тем, как изменяется слово ВРЕМЯ: (на доске выписана парадигма склонения, там выделены окончания)

 

И.п. врем я

Р.п. врем ени

Д.п. врем ени

В.п. врем я

Т.п. времен ем

П.п. о времен и

 

Учитель: Теперь сравните окончания этого слова с окончаниями имен существительных 2-го и 3-го склонений (на доске крепится парадигма этих слов):

 

  Падеж Склонение    
2-е 3-е
Р.п. поля степи времени  
Д.п. полю степи времени  
Т.п. полем степью временем  
П.п. о поле о степи о времени  

 

 

Учитель: Посмотрите на окончания сущ ВРЕМЯ, что вы заметили?

Ученики делают 1­й вывод: у существительного ВРЕМЯ есть окончания

как II, так и III склонения.

 

Учитель: верно, чуть позже мы вернемся к таблице и дополним ее.

Как думаете, есть ли еще такие сущ, которые склоняются по-разному? Чтобы с ними познакомиться, прочитаем стихотворение: (есть в распечатке у учеников)

 

В стародавнее древнее ВРЕМЯ,
В шалашах без окон и дверей,
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ.
Необразованное было это ПЛЕМЯ.

Трудно было им жить в эти годы.
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Без зонтов, без плащей и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков.
Что б она оказалась полезней,
Мы включили в неё десять слов.

Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ.
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ.
А для того, что б облегчить учёбы БРЕМЯ,
Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ.

 

Учитель: Какие слова мы можем добавить в нашу таблицу?

Ученики называют слова.

Учитель: да, это 10 слов на –мя.

Делаем вывод, что такое существительные называется разносклоняемым

 

 

– Запишите этот вывод в тетради в виде схемы.

 

 

III скл. II скл.

Р.п.

Д.п. и Тв.п. ем

П.п.

 

Учитель:

Вернемся еще раз к нашей таблице, и допишем туда слово ПУТЬ и изменим его по падежам:

  Падеж Склонение   Разносклоняемые
2-е 3-е
Р.п. поля степи времени пути
Д.п. полю степи времени пути
Т.п. полем степью временем путем
П.п. о поле о степи о времени о пути

 

Учитель: Не забывайте об особенностях склонения существительного время!

Надо говорить:

Сколько времени?

Не считаться со временем.

У меня нет времени.

 

Задание: Найдите ошибки и исправьте их в распечатке

Время было в обрез.

У тебя нет время потолковать со мной?

Правильно:

Времени было в обрез.

У тебя нет времени потолковать со мной?

Учитель: Ребята, кто пойдет к доске? Давайте изменим по падежам пару слов:

Кони-пони (у слова кони есть окончание, у слова пони нет окончания) запишите в тетради, что в русском языке есть НЕСКЛОНЯЕМЫЕ существительные, они не изменяются по падежам и не имеют окончания!

 

И кони – пони

Р коней - пони

Д коням - пони

В коней - пони

Т конями - пони

П о конях - пони

 

Учитель: ребята, давайте приведем еще примеры:

Ученики: кофе, пальто, шимпанзе, метро, хобби, кенгуру

Учитель: Запишите предложение с несклоняемым сущ

 

VI. Повторение темы «род существительного и закрепление темы Склонения

Учитель: Обратимся к распечаткам: подпишите род, склонения существительных

 

1) В справочной вы можете узнать точное время. 2) Листва окрасилась в багряный цвет. 3) Мама попросила купить дрожжи. 4) В зоопарке мы видели шимпанзе. 5) Мама похвалила меня и сказала, что я молодец и помощник.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: