Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала




Тема урока: Многозначные и однозначные слова

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Предметные УУД: -научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;

- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;

- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем;

Метапредметные УУД: Познавательные

- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

-соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

Регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД: -способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари.

Ход урока.

Организационный момент

- Ребята,я думаю,что этот урок принесет вам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний.

-Вспомним закон трех «У»(Уверенность, упорство, успех)

-А чтобы добиться успеха мы должны уметь организовывать свои действия,т.е. работать по плану(на доске открывается план)

1.исследуем, наблюдаем

2.открываем новое знание

3.выводим правило

4.применяем правило

5.проверяем

6.оцениваем

Актуализация

А) минутка чистописания!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

-Запишите число, классная работа. -Начинаем урок с минутки чистописания.

-Запишем буквы, состоящие из полуовалов, Какие это буквы?(Сс Ээ) (на доске открывается образец)

-Дайте характеристику букве Эс как звуку (обозначает звуки с,сь, глухой, бывает мягкий и твердый)

-Дайте характеристику букве Э(Обозначает звук э, гласный, показатель твердости согласного)

-Аккуратно пропишите данные буквы в тетради (прописывают)!!!!!!!!

Учитель: Пишем чисто и красиво, чтоб самим приятно было!

Б)Словарная работа - Следующий этап нашего урока - это словарная работа. Ребята,скажите,что значит «словарная работа»? (Будем работать со словами, выделять орфограммы, составлять предложения с данными словами)

-А что такое «слово»? как понять этот термин? (слово состоит из звуков,слово - это единица речи,у каждого слова есть значение)

-Как оно называется?(лексическое значение)

-Что значит лексическое значение слова? (полный рассказ о предмете)

-А где можно найти лексическое значение слова?(в толковых словарях)

-Сегодня мы напишем слова, которые вы угадаете по их лексическому значению.

1. Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик-стрекотание …. сорока (записывают в тетради, подчеркивают орфограммы)

2. Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением … соловей

Учитель: Вспомните еще словарные слова-названия птиц (воробей, ворона) (записывают)

3.Постановка цели урока -Как можно сформулировать тему нашего урока? – («Слова, которые имеют одно или несколько значений.» (некоторые ученики могут сказать «Многозначные и однозначные слова».)

-Где мы можем уточнить тему урока?(в учебнике)

-Откройте с.47. Давайте вместе прочитаем тему урока.

- Какова цель нашего урока. (Узнать,что такое многозначные и однозначные слова)

Задачи: 1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами.

2. Научиться находить их в толковом словаре.

3.Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

-Найдите в учебнике рубрику «ДАВАЙ ПОДУМАЕМ».

- А.Л. Барто «Разговор с дочкой». (Один ученик читает стихотворение наизусть.)

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.
-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

(думала,что ей холодно).

Что мама понимала под словом теплота? (любовь,ласка)

-Где можно найти лексическое значение этого слова?
- Откройте толковые словари в учебнике и прочтите лексическое значение слова теплота (1.то же,что и тепло,2-ласковость, приветливость)

-Сколько значений имеет слово теплота?(2 значения) Как называются такие слова? (многозначные)-Сколько значений имеет слово одеяло?(1 значение) Как называются такие слова? (однозначные)

-давайте попробуем вывести правило(слова,которые имеют много значений называются многозначными, одно значение -однозначными)

-Где мы можем уточнить свои выводы?(рубрика «Тайны языка. Читают правило в учебнике) -Как вы считаете, наши мнения совпали с выводами в рубрике «Тайны языка»?

Задание

1. Объясните значение слова «Шляпка».

2. Найдите слово в толковом словаре.

3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.

5. Какие слова называются многозначными?

  1. Докажите правильность своего ответа.
  2. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Итог урока

-Наш урок подходит к концу. Чтобы знания были впрок давайте кратко повторим урок

- Что нового узнали на уроке? -Какие слова мы называем однозначными? Многозначными?-Где мы можем узнать значение слова?

Домашняя работа: минутка чистописания (см. выше); с.47 упражнение 58, 59 устно НОВАЯ ТЕМА!!!!!

Письменно упражнения 60, 61. Знать что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ и МНОГОЗНАЧНЫЕ слова (упр.59)

https://www.youtube.com/watch?v=olKpQg_8Wk0

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: