Тема урока: Многозначные и однозначные слова
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Предметные УУД: -научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;
- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;
- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем;
Метапредметные УУД: Познавательные
- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
-соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
Регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД: -способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари.
Ход урока.
Организационный момент
- Ребята,я думаю,что этот урок принесет вам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний.
-Вспомним закон трех «У»(Уверенность, упорство, успех)
-А чтобы добиться успеха мы должны уметь организовывать свои действия,т.е. работать по плану(на доске открывается план)
1.исследуем, наблюдаем
2.открываем новое знание
3.выводим правило
4.применяем правило
5.проверяем
6.оцениваем
Актуализация
А) минутка чистописания!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
|
-Запишите число, классная работа. -Начинаем урок с минутки чистописания.
-Запишем буквы, состоящие из полуовалов, Какие это буквы?(Сс Ээ) (на доске открывается образец)
-Дайте характеристику букве Эс как звуку (обозначает звуки с,сь, глухой, бывает мягкий и твердый)
-Дайте характеристику букве Э(Обозначает звук э, гласный, показатель твердости согласного)
-Аккуратно пропишите данные буквы в тетради (прописывают)!!!!!!!!
Учитель: Пишем чисто и красиво, чтоб самим приятно было!
Б)Словарная работа - Следующий этап нашего урока - это словарная работа. Ребята,скажите,что значит «словарная работа»? (Будем работать со словами, выделять орфограммы, составлять предложения с данными словами)
-А что такое «слово»? как понять этот термин? (слово состоит из звуков,слово - это единица речи,у каждого слова есть значение)
-Как оно называется?(лексическое значение)
-Что значит лексическое значение слова? (полный рассказ о предмете)
-А где можно найти лексическое значение слова?(в толковых словарях)
-Сегодня мы напишем слова, которые вы угадаете по их лексическому значению.
1. Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик-стрекотание …. сорока (записывают в тетради, подчеркивают орфограммы)
2. Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением … соловей
Учитель: Вспомните еще словарные слова-названия птиц (воробей, ворона) (записывают)
3.Постановка цели урока -Как можно сформулировать тему нашего урока? – («Слова, которые имеют одно или несколько значений.» (некоторые ученики могут сказать «Многозначные и однозначные слова».)
|
-Где мы можем уточнить тему урока?(в учебнике)
-Откройте с.47. Давайте вместе прочитаем тему урока.
- Какова цель нашего урока. (Узнать,что такое многозначные и однозначные слова)
Задачи: 1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами.
2. Научиться находить их в толковом словаре.
3.Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
-Найдите в учебнике рубрику «ДАВАЙ ПОДУМАЕМ».
- А.Л. Барто «Разговор с дочкой». (Один ученик читает стихотворение наизусть.)
«Мне не хватает теплоты»,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?»
«Ты не поймёшь, ещё мала»,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»-
И тащит одеяло.
-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
(думала,что ей холодно).
Что мама понимала под словом теплота? (любовь,ласка)
-Где можно найти лексическое значение этого слова?
- Откройте толковые словари в учебнике и прочтите лексическое значение слова теплота (1.то же,что и тепло,2-ласковость, приветливость)
-Сколько значений имеет слово теплота?(2 значения) Как называются такие слова? (многозначные)-Сколько значений имеет слово одеяло?(1 значение) Как называются такие слова? (однозначные)
-давайте попробуем вывести правило(слова,которые имеют много значений называются многозначными, одно значение -однозначными)
-Где мы можем уточнить свои выводы?(рубрика «Тайны языка. Читают правило в учебнике) -Как вы считаете, наши мнения совпали с выводами в рубрике «Тайны языка»?
Задание
1. Объясните значение слова «Шляпка».
|
2. Найдите слово в толковом словаре.
3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
5. Какие слова называются многозначными?
- Докажите правильность своего ответа.
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
Итог урока
-Наш урок подходит к концу. Чтобы знания были впрок давайте кратко повторим урок
- Что нового узнали на уроке? -Какие слова мы называем однозначными? Многозначными?-Где мы можем узнать значение слова?
Домашняя работа: минутка чистописания (см. выше); с.47 упражнение 58, 59 устно НОВАЯ ТЕМА!!!!!
Письменно упражнения 60, 61. Знать что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ и МНОГОЗНАЧНЫЕ слова (упр.59)
https://www.youtube.com/watch?v=olKpQg_8Wk0