БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Взгляд на жизнь величайшего из людей.
В этой статье описывается важность изучения пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи уа салам, с чего началась запись его жизнеописания, и кто посвятил этому свои книги.
Так же о том, что написали в данном разделе не мусульмане, и их ложь, и крайне несправедливый подход к этому вопросу.
Содержание:
Побуждение изучать жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Откуда же мы черпаем знания о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха?
Труды не мусульман в данном разделе.
Труды опирающиеся на мусульманскую традицию.
Примечание к статье.
Побуждение изучать жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха).
Пророк ислама (саля Ллаху алейхи уа салам) относится к числу тех исторических личностей, к которым ни один рассудительный человек не может отнестись безразлично. Верующие принимают его за последнего Божьего посланника, лучшего представителя рода человеческого, чей путь гарантирует счастье на земле и спасение в жизни вечной.
Критики видят в нём гениального политика, сумевшего за короткий срок изменить ход мировой истории и заложить основы цивилизации, которая вот уже много веков изумляет всех мыслящих людей.
Священный Коран описывает его как мудрого учителя и доброго наставника, живое воплощение нравственных добродетелей и достойный пример для подражания.
Ниспослание Откровения коренным образом изменило его спокойную и беззаботную жизнь в Мекке. Прежде не имевший врагов и пользовавшийся доверием своих соплеменников, он внезапно превратился в изгоя, и чем больше он пытался объяснить смысл своих проповедей, тем враждебнее вели себя язычники по отношению к нему и его последователям. Однако он выстоял и остался верен самому себе. Ни горечь разочарований и потерь, ни победоносное возвращение в родной город не изменили его кроткого и добродушного характера.
|
Он не любил, когда мусульмане расхваливали его, и предпочитал, чтобы его называли рабом и посланником Всевышнего. И в этом заключался весь смысл его пророческой миссии. Он обучал писанию Аллаха и разъяснял его, обучал тому, как различать между истиной и заблуждением и отделять зёрна от плевел, как ставить перед собой великие цели и идти к ним кратчайшим путём.
Всевышний сказал: «Мы отправили к вам Посланника из вас самих, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас писанию и мудрости, и обучает вас тому, чего вы не знали» (сура 2 «Корова», аят 151).
Чрезвычайно требовательный к себе, он был снисходителен к другим. Он излучал любовь, часто улыбался, иногда мог пошутить, но при этом никогда не лгал. Если он приказывал что-либо, то первым совершал это, а если запрещал что-либо, то спешил отказаться от этого раньше других.
Когда он оказывался перед выбором, то всегда выбирал самый лёгкий путь, если в этом не было ничего предосудительного. Вплоть до самой смерти он оставался непривередливым ни в еде, ни в одежде, и спал на грубой циновке, и ничем не выделялся среди своих сподвижников, и они отвечали ему преданностью и беззаветной любовью.
В Священном Коране его жизненный путь и нравственный облик ставятся в пример каждому, кто надеется на Аллаха и на вечную жизнь (сура 33 «Полчища», аят 21), а повиновение ему приравнивается к повиновению самому Аллаху (сура 4 «Женщины», аят 80).
|
Поэтому мусульмане во все времена уделяли особое внимание изучению сунны и сиры. Так по-арабски называют жизненную практику и жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Для желающего познакомиться с исламом нет лучшего способа, чем внимательное прочтение его сиры. Прекрасный нрав Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его убеждённость и последовательность, стойкость и неприхотливость, щедрость и снисходительность не оставляют сомнений в правдивости его посланнической миссии.
Как пишет шейх ‘Абд-ар-Рахман ас-Са‘ди:
«Если человек надлежащим образом изучит его (Пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи уа салам) жизнь до начала пророческой миссии, а также качества, которыми он обладал и которые стали еще более совершенными и восхитительными впоследствии, то ему непременно станет ясно, что таким совершенным нравственным обликом обладают только пророки, поскольку Всевышний Аллах сделал нравственный облик одним из величайших доказательств правдивости или лживости людей». [Тайсир аль-Карим ар-Рахман. Т. 1. С. 64].
А выдающийся андалусский богослов Ибн Хазм сказал:
«Если бы его единственным чудом был его жизненный путь, то этого было бы достаточно». [Аль-Фасль фи-ль-миляль ва-ль-ахва ва-н-нихаль. Т. 2. С. 73].
Знание сиры необходимо изучающим Коран, потому что она помогает разобраться в обстоятельствах ниспослания многих откровений, установить хронологию и места ниспослания аятов, найти ответы на многие другие вопросы. Оно также необходимо изучающим Шариат и занимающимся призывом, потому что из неё мы узнаем, как изменялись нормы поведения в обществе и вводились новые запреты, когда полагается увещевать мудрыми словами, когда можно прибегать к спору, а когда разрешается отстаивать свою правоту иным способом.
|
Это лучшее руководство для понимания того, что требуется от верующих на каждом конкретном этапе, что может принести им наибольшую пользу и как избежать того, что вредит их общим интересам.
Как и Священный Коран, жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, нужно читать и перечитывать. Оно помогает лучше благодарить Всевышнего за те милости, которые Он посылает нам, и проявлять терпение перед лицом трудностей и испытаний.
С этой же целью Аллах открывал Своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, истории предыдущих пророков, и в Коране об этом сказано: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках, чтобы укрепить ими твоё сердце» (сура 11 «Худ», аят 120).
А кроме того, сира помогает проникнуться смыслом свидетельства «Мухаммад — Посланник Аллаха», который заключается в следовании его путём, выполнении его велений и преданной любви к нему, его сподвижникам и всем тем, кто возлюбил Аллаха и Его Посланника.
Как говорится в достоверном хадисе: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не возлюбит меня сильнее, чем своих родителей, своих детей и вообще всех людей» (аль-Бухари и Муслим).
А как можно полюбить человека, если мало что знаешь о его жизни и деяниях, о том, что ему нравилось, и чего он сторонился? И как можно не полюбить его после того, как узнаешь, через какие испытания он прошёл для того, чтобы донести до нас Божье послание и спасти нас из мрака заблуждения и невежества?
Не менее важна и любовь к его сподвижникам, которые терпели на пути Всевышнего невероятные лишения и жертвовали ради Него собой и своим имуществом.
Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любовь к ансарам — это признак веры, а ненависть к ним — это признак лицемерия» (аль-Бухари).
Подлинный смысл этих слов ясен лишь тому, кто изучил жизнь Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и понимает, с какими трудностями сталкивались первые мусульмане, оказавшие ему поддержку.
Ибн аль-Каййим пишет:
«…люди безмерно нуждаются в знании о Посланнике, в изучении того, что он принёс, в вере во всё, о чём он сообщил, и в повиновении всем его приказам. Добиться счастья и преуспеяния в этом мире и в последней жизни можно, только следуя путём посланников, и только через них можно подробно узнать обо всём хорошем и дурном.
И, конечно же, снискать довольство Аллаха можно только благодаря ним. Поэтому благими считаются те поступки, слова и нравственные качества, которые соответствуют их верному руководству и принесённому ими учению. Они — мерило, потому что по их словам, поступкам и качествам оцениваются слова, поступки и качества других людей, и благодаря следованию их путём праведники отличаются от заблудших. Люди нуждаются в них больше, чем тело нуждается в душе, глаза — в зрении, а душа — в жизни. В чём бы ни нуждался человек, потребность в Божьих посланниках намного превышает любую нужду.
Что ты можешь думать о человеке, если отсутствие его верных наставлений может в мгновение ока так навредить твоей душе, что она станет словно рыба, которую вынули из воды и положили на сковороду? Именно это происходит с человеком, когда его сердце отделяется от того, что принесли Божьи посланники, и даже хуже того. Но почувствовать это может только живая душа. Нанесение раны не причиняет боли мертвому.
И если счастье раба в обоих мирах связано с верным руководством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то каждый искренне желающий себе добра, спасения и счастья, обязан изучить его руководство и жизнеописание, чтобы выйти из круга тех, кто не ведает о нём, и попасть в число его последователей и сторонников.
В отношении к этому вопросу люди делятся на тех, кто прикладывает усилия, и тех, кто довольствуется малым, и тех, кто вообще лишён удела».
[Зад аль-ма‘ад. Т. 1. С. 69-70].