Абака (от греч. abax — доска) — верхняя часть капители колонны, обычно четырехгранная.
Акант — распространенный пластический орнамент, назван по средиземноморскому растению «медвежья лапа» с гибкими листьями. Листья аканта, украшавшие капители колонн коринфского ордера, использовались и в романских рельефах и миниатюрах.
Алтарь (от лат. alta ara — высокий жертвенник) — восточная часть храма, где находится престол (жертвенный стол); отделен от помещения для молящихся алтарной преградой.
Антепендий, или фронтальный алтарь — орнаментальное украшение перед алтарем, поначалу тканое, позднее из камня, дерева, драгоценных металлов или эмали; часто содержит фигурные или символические изображения.
Апотропей — амулет, оберег; предмет, изображение или символ, которые первобытные народы использовали для отпугивания злых духов; встречаются в романском искусстве в виде изображений животных и демонов.
Апсида (от греч. hapsis — свод) — полукруглый, прямоугольный или граненый в плане выступ здания; храм обычно имеет нечетное число апсид, связанное с числом нефов.
Апсидиола — небольшая апсида, апсидообразная капелла.
Аркада (от лат. arcus — лук, дуга, арка) — ряд арок, опирающихся на колонны.
Архивольт (от ит. arcus volutus — обрамляющая арка) — фасадная сторона арки, выступающая из стены; обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки.
Атрий (от лат. ater — закопченный) — окруженный портиками двор с источником перед входом в храм. В Древнем Риме — главное помещение жилого дома с очагом.
Базилика (от греч. basilike — царский дом) — прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные нефы; центральный (главный) неф всегда выше боковых.
|
Барельеф (от фр. bas-relief — низкий рельеф) — рельеф, в котором изображения выступают из плоскости менее чем на половину реального объема.
Венец капелл (венок капелл) — капеллы, расположенные по периметру хора с обходом (деамбулатория).
Вестверк — поперечная постройка, завершающая храм на западной стороне; снаружи обычно увенчан двумя боковыми башнями; нижний ярус содержит портал или проход от портала до нефов, а верхний — галереи на хорах, открывающиеся в неф.
Галерея — конструкция верхнего яруса, открытая внутрь помещения; в базиликальном храме проходит по периметру над боковыми нефами, над деамбулаторием и западным окончанием. Предназначалась для отделения части молящихся: знати, женщин.
Галилея — разновидность атрия или нартекса в западной части церкви.
Горельеф (от фр. haut-relief — высокий рельеф) — рельеф, в котором изображения выступает из плоскости более чем на половину реального объема.
Деамбулаторий (от фр. deambuler — прогуливаться) — обход алтарной части храма, часто соединяющий два боковых нефа. См. Венец капелл.
Дендрохронология — в археологии метод определения возраста деревянных сооружений по годичным кольцам древесины. Основан на том, что деревья по-разному растут в дождливые и засушливые годы, что отражается на годичных кольцах.
Донжон — главная, самая высокая башня во французском средневековом замке, служившая жилищем для феодала; в отличие от нее замковые башни в других странах не были предназначены для жилья, выполняя оборонительную и обзорную функцию.
Дормиторий — помещение в монастырях, где монахи спали; позднее, с появлением отдельных келий, дормиторием стали называть всю постройку или этаж, где располагались кельи.
|
Евангелиарий — литургическая книга (рукописная в Средние века, позднее — печатная) с полными текстами всех Евангелий.
Евангелистарий — книга перикоп, литургическая книга, из которой в дни церковных праздников зачитывают избранные фрагменты. Как и Евангелиарий, многие евангелистарии принадлежат к ценным рукописным памятникам искусства оформления книг Средневековья.
Евангелисты — авторы Евангелий. Святой Иероним и Григорий Великий первыми стали считать ангела (или человека) атрибутом Матфея, льва — Марка, быка (или вола) — Луки и орла — Иоанна. Описание четырех символических существ встречается у пророка Иезекииля и в Апокалипсисе.
Зальная церковь — церковь, имеющая общее перекрытие, поэтому высота центрального и боковых нефов у нее одинаковая.
Иконография (от греч, eikon — изображение и grapho — пишу) — система вариантов изображения определенного персонажа или сюжета; в античности и в Средние века сложились каноны различных изображений, возникшие под влиянием философских и теологических воззрений.
Иллюминирование (от лат. illumino — украшаю) — украшение средневековой рукописи миниатюрами.
Импост — квадратный столбик над капителью колонны, служащий опорой для пяты арки или свода; переносит их распор на колонну.
Инвеститура — утверждение епископа, аббата в духовном звании. Спор об инвеституре — борьба за право инвеституры между императорами Священной Римской империи и римскими папами в XI-ХП вв., окончился Вормсским конкордатом 1122 г.
|
Каноны — сводные таблицы параллельных мест из четырех Евангелий.
Капелла — домашняя церковь в замке или дворце; церковный придел; отдельная молельня.
Капитель (лат. capitellum — головка) — венчающая часть колонны, столба или пилястры.
Карликовая галерея — низкий внешний проход, состоящий из сплошного ряда маленьких, лежащих на колоннах аркад; проходит почти под самой кровлей, обычно по апсиде храма.
Каролингское возрождение — культурный подъем в империи Карла Великого в VII-
IX вв.
Кафедра (от греч. kathedra — стул, сидение) — возвышение в церкви, с которого произносятся проповеди.
Клиресторий — верхний ярус центрального нефа, верхний ряд окон главного нефа, освещающих храм.
Клуатр (от лат. claustrum — закрытое место) — внутренний монастырский двор, окруженный галереей; центр общения в монастыре.
Клюнийская реформа — преобразования в католической церкви в X-XI вв., направленные на ее укрепление и установление независимости от светской власти, возглавлялись аббатством Клюни.
Консоль — архитектурный элемент, закрепленный в стене и поддерживающий балку или карниз.
Конха (от греч. konehe — раковина) — полукупол, перекрывающий апсиду.
Крестовый свод — тип свода, созданный пересечением под прямым углом двух цилиндрических сводов.
Крипта (от греч. krypte — подземный ход, тайник) — подземное или полуподземное помещение под хором, служившее почетным местом захоронения. Помещение, иногда доходящее до средокрестия, не обязательно находится под землей, так что хор и алтарь бывают сильно подняты относительно общего уровня церкви и соединяются с нефом лестницей.
Купольный свод — похожий на купол свод, который обычно имеет в плане квадратное основание и опирается на паруса. В поздний романский период получил распространение в юго-западной Франции и Вестфалии.
Лизена (от нем. Lisene — лопатка) — плоский вертикальный выступ в стене, вертикальная тяга, идущая от пола до основания нервюр; выполняет конструктивную или декоративную функцию; не имеет базы и капители. В романике обычно соединяются друг с другом в слепых аркадах или круглых арочных фризах.
Люнет (от фр. lunette — отверстие) — полукруглый проем в стене или своде над окном или дверью, нередко обрамлялся и декорировался.
Мандорла (от ит. mandorla — миндалина) — изображение миндалевидного сияния вокруг фигур Христа и Богоматери — символ божественного света.
Меандр — древнегреческий ленточный орнамент, образованный изломанной под прямым углом линией.
Метопа (от греч. metop — лицевая сторона) — элемент фриза, квадратные плиты, обычно со скульптурами.
Нартекс — входное помещение храма в виде крытой галереи или открытого портика.
Нервюра (от лат. nervus — жила) — выступающее ребро свода, обычно крестового.
Неф (от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение (обычно базилики), ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн.
Нимб (от лат. nimbus — облако) — изображение сияния вокруг головы, символ святости; обычно золотой, иногда содержит крест.
Однонефная церковь — церковь без боковых нефов.
Октагональное здание (от лат. octo — восемь) — восьмиугольное в плане здание центрической планировки; октагон был одной из излюбленных средневековых форм (например, восьмиугольные короны), поскольку восемь считалось совершенным числом.
Окули — небольшие круглые окна на вершине собора, пропускающие свет.
Парус — архитектурный элемент, передающий тяжесть купола подпружным аркам и столбам под ним.
Перестиль — портик, опоясывающий замкнутое пространство и открытый в него.
Пилястра — плоский вертикальный выступ стены в форме колонны; имеет базу и капитель; выступает примерно на 1/4 своей ширины.
Полуциркульная арка — арка, имеющая форму полуокружности.
Полуциркульное окно — окно с прямоугольным проемом, который вверху переходит в полукруг.
Портал (от лат. porta — вход, ворота) архитектурно оформленный вход в здание. В романскую эпоху был распространен перспективный портал в виде уходящих в стену уменьшающихся уступов.
Пресбитерий — возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части храма.
Притолока — горизонтальный камень или доска над окном или дверью.
Псалтирь — книга Ветхого Завета, содержащая 150 псалмов. Важная богослужебная книга в монастырях; иногда в нее также включались некоторые службы и молитвословия, комментарии на Ветхий и Новый Завет.
Романские иллюминированные псалтири — источник изучения средневековой символики.
Пята — верхний камень (ряд камней) опоры арки или свода.
Реликварий — сосуд для хранения святых мощей или предметов.
Ретабло — заалтарный образ, архитектурное украшение алтаря.
Рефекторий — трапезная, обеденный зал в монастыре; обычно располагался в секции помещений вокруг клуатра напротив церкви.
Сакраментарий — литургическая (богослужебная) книга, содержащая некоторые службы. Реформу богослужения провел Григорий Великий, а при императоре Карле Великом многие литургические тексты были собраны и стандартизованы. В сакраментарии изображалось Распятие, Христос во славе, сцены жизни Христа, евангелисты и святые.
Санктуарий — часть храма, где хранилась главная святыня; хор и алтарь.
Связанная колонна — колонна, которая тыльной стороной входит в массив стены.
Связанная романская система — система перекрытия храма крестовыми сводами, при которой квадратной травее центрального нефа соответствуют две вчетверо меньшие травеи боковых нефов.
Скрипторий — помещение в средневековом монастыре, где копировали манускрипты; название также применяется для обозначения школ, где изготовляли и иллюминировали манускрипты.
Средокрестие — пересечение нефа и трансепта.
Табернакль — архитектурно оформленная ниша со статуями святых внутри.
Тимпан — обрамленное карнизом поле фронтона, заполненное скульптурами, орнаментом или гладкое; в средневековых церквях на тимпане обычно располагалась основная скульптурная композиция внешнего убранства.
Травея (от фр. travee — пролет) — пространственная ячейка нефа под одним сводом, ограниченная четырьмя опорами.
Трансепт (от лат. trans — за, поперек и saeptum — огражденное место) — часть крестообразного в плане здания, перпендикулярная центральному нефу; образует два боковых ответвления основного интерьера.
Триптих (от греч. triptyches — втрое сложенный) — трехчастное створчатое изображение, складень; вешался в храме таким образом, что боковые панели можно было закрывать и отрывать.
Триумфальная арка — торжественное архитектурное сооружение, обрамляющее проезд. В Древнем Риме она встречала вернувшегося с победой полководца и его войско. В христианской базилике она порой отделяла хор со средокрестием от нефа.
Трифорий (от лат. tri — три и foris — дверь) — продольная боковая декоративная галерея во втором ярусе храма, открытая в центральный неф тройными или двойными арками, под клиресторием; получил распространение в романский период.
Фреска (от ит. fresco — сырой) — настенная живопись водяными красками по сырой или сухой штукатурке; основное связующее вещество — известь.
Фриз — полоса декора, проходящая по краю широкой поверхности.
Хор — восточная (алтарная) часть церкви, предназначенная для духовенства и певчих и нередко отделенная преградой; в некоторых храмах есть западный хор.
Хоры — верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви или парадного зала.
Центрические постройки — постройки, где все элементы ориентированы на одну точку — центр. В плане таких зданий лежит круг, квадрат или многоугольник; они симметричны относительно вертикальной оси в центре.
Цилиндрический свод — свод, имеющий в поперечном разрезе форму полуокружности, а в продольном — прямой линии, и опирающийся на параллельные опоры.
Эмаль — техника ювелирного искусства, при которой стекловидная масса наносится в углубления на поверхности изделия (выемчатая эмаль) или заполняет ячейки, напаянные на изделии сверху (перегородчатая эмаль).