Лекция 2. Язык и речь. Виды речевой деятельности.




Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна.

Слайд 2. Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной и письменной. В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

‒ говорение;

‒ слушание;

‒ письмо;

‒ чтение.

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Слайд 3. Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч. Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Однако, в зависимости от жанра, они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Слайд 4. Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью. Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Слайд 5. В общении важно не только умение говорить, но и слушать. Однажды к древнегреческому мыслителю и оратору Сократу в Афины приехал молодой человек, который хотел научиться красиво говорить. Сократ потребовал двойную плату и пояснил, что ему придется обучать не только тому, как говорить, но и тому, как надо молчать и слушать.

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Во многих пословицах отразилось уважительное отношение к слушанию: «Слово – серебро, молчание – золото», «У человека один рот и два уха, значит он должен вдвое больше слушать, чем говорить» и т.д.

Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции говорящего, залог успешного проведения переговоров, беседы. В противном случае речь каждого адресуется как бы себе, например, как в рассказе американского писателя О. Генри:

«Мясо с картофелем весело булькало, распространяя соблазнительный аромат.

– Я чуть не утонула в этой ужасной реке, – сказала Сесилия.

– Воды маловато, – сказала Хетти, – в жарком-то есть.

– А как хорошо пахнет!

– Это Северная-то река хорошо пахнет? От нее воняет мыловаренным заводом ».

Английский психолог И. Атватер в книге «Я Вас слушаю » дает такие рекомендации:

1. Не принимайте молчание за внимание и не выдавайте молчание за внимание.

2. Будьте физически внимательны, например, повернитесь лицом к оратору. Убедитесь, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

3. Дайте собеседнику время высказаться, старайтесь понять его логику и выводы.

4. Не перебивайте оратора, потом трудно восстановить речь и настроение.

5. Воздерживайтесь от поспешных выводов и оценок.

6. Не будьте чувствительны к эмоциональным словам, не поддавайтесь воздействию эмоций.

7. После высказывания собеседника повторите главные пункты его речи, чтобы правильно понять смысл речи.

Тест (Приложение)

Слайд 6. Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения. Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы. Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

‒ ознакомительное;

‒ поисковое;

‒ изучающее.

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятия текста.

Слайд 7. Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования.

Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации.

Что касается участников общения, думаем, с этим вопросов возникнуть не может: адресант и адресат – тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Иными словами, адресант является инициатором речевой ситуации, он её активный участник. Может быть, как говорящим, так и пишущим, в зависимости от того, как и в какой форме происходит общение - письменной или устной (шестой пункт в таблице «Речевая ситуация»). Считается, что роль адресанта зачастую тактически выигрышна, так как он задаёт тему, тон и темп общения. Он «режиссёр» данного действа, а значит, у него особые права: он направляет беседу в нужное русло и, соответственно, может регулировать её временные рамки.

Однако, как говорится, всё в этом мире абсолютно и относительно одновременно. Поэтому и роль адресата в диалоге - это не всегда пассивная позиция. В ходе беседы слушающий выполняет целый ряд необходимых речемыслительных операций: контроль объёма того, что ему сообщается, контроль понимания, обобщение, определение понятий, корректировка позиций. Все вышеперечисленные моменты реализуются с помощью обязательных реактивных реплик: «Спасибо за информацию», «Разумеется», «Иными словами, Вы думаете, что…», «Если я Вас правильно понимаю…». К слову, у каждой речевой ситуации, будь то знакомство, приветствие, поздравления, есть свой определённый набор устойчивых фраз и выражений – это так называемая «формула речевой ситуации ». С помощью этих клише адресат может перехватить инициативу и далее выступать уже в роли говорящего.

Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы. Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.

К внешним условиям общения относят место и время общения. К вопросу о том, важны ли они и какую играют роль в процессе коммуникации, можно в качестве примера привести ремарки драматургов в пьесе. Место действия, время, освещение, описание интерьера, окружающей природы – всё то, что «снаружи», обязательно отразится «внутри» - в каждом слове, вздохе, фразе. В зависимости от участия пространственно-временного фактора, различают канонические и неканонические речевые ситуации. Канонические - когда адресант и адресат находятся в одном и том же месте или, по крайней мере, видят друг друга, имеют общее поле зрения, и время произнесения высказывания одного совпадает со временем восприятия его слушающим. Иными словами, все участники речевой ситуации находятся в прямом взаимодействии. Что касается второго варианта, здесь мы видим абсолютное невыполнение всех вышеперечисленных условий: координаты «я-ты-здесь-сейчас» отсутствуют.

Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала?

Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.

Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.

Слайд 8. Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел… ». Первое впечатление о нас складывается по нашей речи.

Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, вроде как, живет в деревне. У нее, прям большие, типа, выразительные серые глаза, красивые, значит, волосы. Бабушка, вроде как все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела: ну, руки у неё прям такие, прям сильные, вообще умелые. Я как бы люблю ее.

Как бы вы оценили эти сочинения? Оба рассказа свидетельствуют о наблюдательности ребят. Только во втором очень много «сорняков», «языкового хлама». Нельзя речь такого человека считать богатой, ведь у него на 10 нужных слов – 20 бесполезных. Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.

Речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.

Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля».

Отец был огорчён и раздосадован. Почему?

Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата.

Задание. Найдите повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.

Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Узнаем искаженные поэтом-сатириком стихи Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» - шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии –повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.

Приведите примеры тавтологии. (Осенью идет осенний дождик; автомобилисты гнались на гоночных автомобилях).

Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

- Где же ты учился, Сережа?

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе.

- А раньше?

- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

- Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили?

 

Устно: найдите ошибку в речи наших современников. Редактирование.

Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!» (Поезжай)

Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!» (По дощечке).

Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!» (Ляг, ложись)

Мальчишка: «А дождь все секет и секет» (Сечет).

Вывод. Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.

Речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.

 

Послушайте стих. Э. Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь:

Жил-был, этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жил, это самое,

Со своею мамою.

Был еще один чудак.

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

 

Интересный факт. Джанни Родари, детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение – (бином фантазии), по выражению Джанни Родари. (бином образовано сложением латинского bi – «двое, однажды» и греческого nome – «часть, доля»). Например: что общего между холодильником и головой?

В холодильнике и голове многое хранится.

Голова гудит, и не исправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.

А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении:

Голова гудит, как старый холодильник;

В голове мысли бегут, как ток в холодильнике;

В голове, как в холодильнике, многое хранится.

 

Домашнее задание: составить памятку «Учись говорить правильно»

‒ Больше читай.

‒ Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

‒ Не засоряй речь бессмысленными выражениями.

‒ Будь вежлив в словах и поступках.

‒ Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижай его насмешливым тоном.

‒ Постоянно следи за культурой речи.

‒ Не употребляй без нужды иностранные слова, если их можно заменить русскими.

 

 

Тест «Как вы слушаете»

Почти всегда – 2 балла. В большинстве случаев – 4 балла. Иногда – 6 баллов. Редко – 8 баллов. Почти никогда – 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы свернуть беседу, если тема или собеседник неинтересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры собеседника?

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на грубость или резкость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?

5. Перебиваете ли вы собеседника?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон, с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?

Лучший слушатель набирает 100 баллов. 62 балла – выше среднего уровня. Средний балл – 55 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: