ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.




ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

  1. Введение.

 

  1. Содержание понятия «потребность» и его структура.

 

  1. Генезис потребностей человека. Исторический анализ.

 

  1. Основные подходы к анализу человеческих потребностей. Школы.

 

  1. Биологические и социальные потребности человека, их структура, взаимосвязь и способы регуляции.

 

  1. Формирование потребностей человека. Социализация как способ формирования индивида в личность.

 

  1. Девиация: отклоняющиеся потребности, отклоняющиеся способы удовлетворения нормальных и отклоняющихся потребностей. Способы предотвращения девиации.

 

  1. Философский подход к анализу человеческих потребностей.
  1. Экономический подход к анализу человеческих потребностей.
  1. Социологический подход к анализу человеческих потребностей.
  1. Психологический подход к анализу человеческих потребностей.
  1. Сервис и человеческие потребности, сервис как потребность.
  1. Заключение. Список литературы.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Потребность – это главнейшее качество, свойство любого живого организма, удовлетворяя которую этот организм существует в пространстве и времени, а говоря конкретнее – живет. Потребности присущи растениям, животным и человеку. Мир потребностей очень разнообразен, а так как человек, со времен первых цивилизаций пытается преобразовать себя и мир в целом, то зная его потребности, результаты, к которым можно придти, удовлетворяя их, можно более эффективно влиять на процессы, связанные с потребностями, т. е. на формирование, способы их удовлетворения, условия формирования и удовлетворения и ожидаемые результаты. Ведь человек – существо социальное и по происхождению, и по существованию, а значит и потребности его должны быть социализированы, т.е. приемлемы для нормального существования в обществе и на природе.

С появлением человеческого сознания: индивидуального, группового, общественного – человек, общество старалось не пускать эти процессы на самотек, регулировать различными способами. Были даже созданы концепции предельного, достаточного удовлетворения потребностей. Самая древняя – это концепция о «Золотом веке» человечества, когда у людей не было никаких проблем в удовлетворении потребностей, люди жили в гармонии с природой, друг с другом и самими собой, и все потребности удовлетворялись, Это также концепция «христианского рая», в котором будет пребывать только душа человека, а не тело, и какие у души потребности, если физические отсутствуют, значит полное душевное блаженство, которое возникает в результате постоянного созерцания абсолютного блага – Бога. Концепция буддизма, предлагавшая подавить, свести к минимуму потребности, достигнуть совершенства человека и тогда наступит состояние вечного блаженства, «нирвана». И очень широко распространенная в Советское время, концепция такого уровня развития общества, которое называлось «коммунизм», когда реализовывался принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Это общество считалось результатом исторического развития человечества и требовало от каждого развитых способностей и разумных потребностей, где даже реализация собственных способностей будет потребностью каждого. Особенно преуспели в этом фантасты, которые пытались сконструировать такие идеальные общества, на основе социальной справедливости, помещая их в море на островах, как Т.Мор свою Утопию, под водой, в космосе, на Луне, «Звезда КЭЦ» И.Ефремова и т.п. Современные теории осознают, что неудержимое стремление человека и общества развивать свои потребности и пытаться их удовлетворить может привести мир к катастрофе. Одной из таких фундаментальных теорий является проект «Венера», в котором ученые поставили диагноз современному состоянию общества, проанализировали основные причины, его породившие, даны перспективы будущих проблем и их последствий, и даны пути и способы, которые позволили бы избежать возможной катастрофы.

Зная потребности человека, можно объяснить его поведение, предсказать последующие его поступки и даже управлять его поведением и мыслями. Правда это может касаться не только отдельной личности, но и социальной группы и даже общества в целом. Отраслей человеческого знания, которые занимаются потребностями, их анализом достаточно много и каждая исследует одну или несколько потребностей. И эта одна потребность часто носит интегративный характер, т.е. включает в себя группу взаимосвязанных потребностей. Медицина занимается исследованием и возможностью удовлетворения потребности в сохранении здоровья, рассматривая каждое явление в человеческом организме с точки зрения «нормы» и «патологии». Притом, что медицина многоотраслевая наука и может сосредоточить свое внимание, как на отдельном определенном органе, так и на организме в целом, даже учитывая его возраст и пол. Объектом ветеринарии является здоровье питомцев человека, потребность в которых тоже очень значима. Экономика занимается анализом удовлетворения потребности в благах, как материальных, так и духовных (шоу бизнес, например, массовая культура). И здесь тоже велика дифференциация: отраслевая, региональная, мировая. Социология анализирует потребность в стремлении занять определенный статус и выполнять соответствующую роль, потребность в социальной мобильности. А роль – это всегда определенный тип поведения. Политические и юридические науки занимаются потребностями человека и общества в безопасности и стабильности. Психология изучает эмоциональный мир человека, его стремление и желание, потребность в переживании различных чувств, ощущений. Философия пытается удовлетворить потребность в познании сущности различных объектов: человека, общества, природы и мира в целом и др. Искусство сосредоточило свое внимание, с одной стороны на потребности человека выразить самого себя, а с другой – удовлетворить потребность в красоте, правда, предварительно сформировав эту потребность. Ну и различные виды учебных учреждений, наука вообще, которые пытаются удовлетворить потребность человека в знаниях.

Довольно-таки новая дисциплина «Потребности человека» имеет в основе своей рассмотрение сущности потребности, она близка к философскому, антропологическому анализу. Это видно и из оглавления данного пособия. Но антропология занимается человеком вообще, а данная дисциплина, только человеком потребляющим. Изучение дисциплины «потребности человека» начинается с анализа содержания понятия потребности, попытки соотнести его с другими понятиями, близкими по содержанию. Затем рассматривается как формируется она (потребность), какие факторы на это влияют. От чего зависит процесс удовлетворения, какие могут быть последствия. Необходимо учитывать и то, что человек, как существо, обладающее сознанием, т.е. осознающий сложности удовлетворения потребности и последствия этого процесса, может воздействовать на нее, находясь в обществе: скрыть или изобразить, симулировать ее, руководствуясь обстоятельствами.

Анализ становления человеческих потребностей в историческом плане, показывает - какие факторы способствовали их появлению, какие потребности являлись ведущими, как менялись они в процессе человеческой истории и какие формы принимают на разных ее этапах. Рассмотрение различных школ, как философских, так и претендующих на науный подход, позволяет увидеть, какие потребности для них являются ведущими, жизненно важными, а какие производными от них. Рассмотрение потребностей с точки зрения их социальности и биологичности еще раз убеждает нас, насколько сложен человек, насколько природное переплетается с социальным, а сознательное с бессознательным. И какую роль в удовлетворении потребностей играют такие социальные явления как сознание, разум, мораль, привычки, страх.

Очень большую роль в курсе играет не только объяснения самих потребностей, но и как они формируются. Ведущую роль здесь играет общественное сознание, культура, которые воздействуют на индивида через процесс социализации. Сама социализация очень многогранна. В процессе социализации индивид должен превратиться в личность, обладающую и индивидуальными чертами, т.е. теми, которые отличают одну личность от другой. Для успешности, эффективности социализации необходимы определенные условия, методы, которые могут варьироваться в зависимости от индивида и условий, в которых происходит этот процесс. Большую роль в становлении личности играют факторы социализации. Они включают в себя: семью, различные формы коллективных, групповых образований, государство, религию, искусство и средства массовой информации. Каждый из этих факторов имеет свои особенности, в которые можно включить структуру, методы, цели, взаимоотношения друг с другом. Последним элементом социализации является ее результат, т.е. тип личности, который сформировался. И этот результат тоже не однозначен. В заключении этой главы делается попытка соотнести потребности и способности личности.

Важной составляющей частью курса является анализ отклоняющихся потребностей, которые можно разделить на девиантные и деликвентные, основных причин, их порождающих, и того, как общество на них воздействует в целях, как недопущения, так и снижения последствий, как для общества, так и для личности. Конфликт часто возникает в результате того, что человек стоит перед выбором между тем, что он хочет делать, что может делать и что надо делать для удовлетворения своих потребностей. Как результат: не знание того, что делать, или не желание, или не способность затратить усилия на удовлетворение потребностей приводит к конфликту, как между человеком и окружающими его людьми, так и внутри самого себя.

Определенный интерес представляют разные, подходы, способы анализа потребностей человека: философский, экономический, социологический и психологический. Философский подход рассматривает потребности с точки зрения категорий сущности и явления. Экономический подход интересует потребность в благе, которых великое множество, и количество и качество которых зависит от уровня развития общества и возможностей человека и постоянно меняется. Социологический подход анализирует потребности с точки зрения их ценности, значимости, как для общества, так и для человека, занимается их классификацией и анализом, также проблемами социальной мобильности. Психологический - анализирует чувства, эмоции, переживания как индивидуальные, так и групповые. Развитие общества на разных этапах ведущими делает разные группы потребностей: это потребность в знаниях, потребность в вещах и потребность в чувствах, переживаниях. Попытка интеграции этих подходов может помочь в создании модели человека потребляющего:”Homo consommating”.

Заключительной частью курса является рассмотрение соотношения потребности и сервиса, потребности в сервисе, при том, что под сервисом понимается услуга, процесс оказания услуг, обслуживание, т.е. индивид не сам удовлетворяет свои потребности, а это делает за него кто-то или что-то. На начальном этапе развития человечества сервис в удовлетворении потребностей носил в целом естественный, инстинктивный характер – это забота о старых, больных, детях, беременных, вожаках, который удовлетворялся в основном коллективной формой существования, потом – углубляющееся разделение труда, и, наконец, то, что теперь этим занята большая часть населения и он выступает в форме различных отраслей индустрии. По сути, потребность в сервисе стала в настоящее время не только первостепенной, но и необходимой. Сервис не только способствует удовлетворению потребностей, но и формирует их. Появляются даже негативные последствия такого уровня развития сервиса, что заставляет тормозить некоторые отрасли его развития и даже отказываться от некоторых его форм, сказываются на физическом, психическом и моральном уровне здоровья индивида и общества в целом.

Курс ставит перед собой задачу сориентировать учащегося в поисках ответа на извечный вопрос, который люди, человек задают себе, сталкиваясь с другими людьми, другим человеком в стремлении удовлетворить свои желания, потребности: «Почему так, а не иначе?», «что будет, если двигаться в данном направлении развития и удовлетворения потребностей? » Это необходимо для того, чтобы разобраться в самом себе, в окружающих людях, в обществе и мире в целом. Автор пытался избежать излишней академичности и абстрактного теоретизирования, сделать курс понятным и практичным. Способность анализировать в любой жизненной ситуации является главным качеством выпускника высшей школы и интеллектуально развитого человека вообще.

 

ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ее структура

 

 

Казалось бы несложно дать определение содержания понятия «потребность», но это не совсем так. Потребность можно обозначить как определенное состояние организма, которое характеризуется желанием (нежеланием), стремлением, влечением, надобностью, необходимостью, жаждой, зовом что-то потребить или употребить, использовать, создать, сотворить, сделать, отправиться, пережить, почувствовать, получить, не допустить, избавиться. Своеобразное переживание хотения, нужды, чтобы что-то было, произошло или, наоборот, не было, не произошло. Потребность можно рассматривать как ощущение, переживание недостатка, неполноты чего-то или присутствие, а также возможность его, нежелательного, отсюда появляется стремление этот недостаток каким-то образом восполнить или избавиться или не допустить. Сама потребность, по сути, статичное состояние организма, но если ей добавить «могу», т.е. способность воплотить эту потребность в реальность, то потребность приобретает динамичный характер. Внутреннее переживание потребности начинается с «хочу» или «не хочу», которые входят в нее, как необходимая составная часть. Структура содержания понятия потребности включает в себя: анализ причины ее породившей, условий, в которых происходит процесс зарождения и удовлетворения потребности, ее энергетическая наполняемость, а также результата ее удовлетворения. А так как каждый из этих аспектов влияет на формирование потребности, ее структуру и процесс ее существования, то и требует отдельного анализа. Необходимо также учитывать энергетический потенциал потребности, меру хотения, который, с одной стороны, зависит от ряда факторов, как внешнего, так и внутреннего характера, а с другой – может меняться во времени. Диалектический подход требует рассмотрения любого явления в его взаимосвязи с другими, и в процессе его постоянного изменения, развития.

Прежде, чем заниматься анализом потребности, ее структуры, необходимо выяснить содержание конкретной потребности, ее особенности, роли и места в общей структуре потребностей. Причиной появления потребности является стимул, который, с одной стороны, провоцирует появление потребности, вызывает ее, с другой, является ускорителем процесса удовлетворения. Стимулы возможно даже разделить на две группы: стимул – как провокатор и стимул – как ускоритель. Он может быть как внутренним, так и внешним, как естественным, так и искусственным, как скрытым, так и явным, как осознанным, так и бессознательным, как непосредственным, так и опосредованным. Стимул и потребность относятся друг к другу как причина и следствие. Один стимул может быть причиной нескольких потребностей, а какая-то одна потребность может быть результатом нескольких стимулов. А такая фундаментальная потребность, как потребность жить, не только включает в себя массу других потребностей, но и является стимулом для появления множества других. Как стимул, жизнь является и провокатором, и ускорителем процессов. Понятию стимул, во многом, тождественно понятие мотив, который тоже обладает побудительной силой. Но в стимуле больше объективного и он более статичен, а в мотиве больше субъективного и он подвижен. Стимул есть и у растений, и у животных, и у человека, а мотив – только у человека. Можно попытаться определить стимул как не осознанный мотив, а мотив как осознанный стимул. Мотив может быть стимулом, а стимул – мотивом. Именно поэтому мотив не только побуждает, но и двигает действия человека, стремясь их логически обосновать, направляя их к определенной, осознанной цели, т.к. в мотиве большую роль играет волевая составляющая. Мотивы могут появляться как результат искусственного, спровоцированного, так и естественного воздействия на индивида и даже группу, ведь мотивация предполагает оправдание, обоснование появления данной потребности и стремления ее удовлетворить. Ответственность за свои поступки в обществе, которые всегда являются результатом удовлетворения потребностей, часто вынуждают человека не только говорить правду, искать истину, но и скрывать ее, врать, изворачиваться. Отсюда и мотивация предполагает, включает в себя не только поиск истинной информации для обоснования всех процессов связанных с потребностями, но и искажения ее в глазах других

Наличие сознания предполагает, что человек стремится оправдать, объяснить появление данной потребности и стремления ее удовлетворить даже не всегда понимая, откуда она появилась и почему именно так он стремиться ее удовлетворить. Потребности бывают не только сознательными, осознанными, но и бессознательными. А если человек находится в состоянии аффекта, когда сознание отключается и индивид или группа действуют не думая о последствиях, мотивация вообще может отсутствовать, а если появиться, то после результата удовлетворения потребности. Но стремление обосновать любой свой поступок в целом у человека присутствует всегда.

Мотив, вызывающий и стремящийся обосновать ту или иную потребность, может быть скрытый, когда человек это делает исключительно для себя, вроде личного дневника, в который человек заносит не только факты своей жизни, но и причины их вызвавшие, и явный, направленный на внешнюю аудиторию, непосредственный, обращенный к явной потребности, что не плохо демонстрируется в мемуарах, и опосредованный, когда потребность находится в логической цепочке, особенно, когда человеком манипулируют как марионеткой. Мотивация не редко служит не столько для определения истины, сколько скрыть, завуалировать ее. Абитуриент, поступающий в ВУЗ, вроде бы идет туда за знаниями, но на самом деле знания его интересуют мало, а для него важен диплом, но и диплом ему не так важен, ему нужно, благодаря наличию этого диплома, занять такое место в обществе, которое повысило его значимость и обеспеченность, но сказать об этом прямо он не хочет, поэтому мотивация носит вымышленный, искусственный характер. Следователя, для выяснения истинных обстоятельств происшествия, тоже интересует мотивы, которыми руководствовались его участники, но они тщательно скрываются, искажаются ими, участниками, и ему приходится строить реальную картину происшествия используя опыт, интуицию, частичную информацию.

Результат воздействия стимула и мотива не всегда однозначен, особенно, когда это касается последствий, результатов удовлетворения потребности, которые не устраивают людей, что хорошо подтверждают, с одной стороны российский политик В.С.Черномырдин, своей фразой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», а с другой стороны, знаменитое утверждение: «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Мотивация или осознанное стремление, по своему содержанию, направленное на определенный результат, т.е. логически обосновать появление потребности, способа и результатов ее удовлетворения и даже последствий, в процессе своего существования, движения испытывает влияние стольких факторов, что может превратиться в свою противоположность. Мотивацию, как составную часть структуры потребности, можно разделить на мотивацию для себя и мотивацию для других. И для других она часто носит искаженный характер. Как детская игра в «испорченный телефон», когда на входе говориться определенная фраза, предложение, имеющая одно значение, на выходе приобретает совершенно другое значение, так и мотив, прошедший через несколько мнений, может поменять свое содержание. Тем более мотив может исходить как от того, кто испытывает потребность и стремится ее удовлетворить, так и от окружающих, которые испытывают к данному индивиду разные чувства, а также разные чувства к его потребности. Такие виды мотиваций часто входят в конфликт между собой, могут дополнять друг друга, могут обосновывать друг друга. Осознанный характер мотива, стремящегося обосновать, оправдать, которое касается не только самого себя, но и других. удовлетворение той или иной потребности, не всегда включает в себя дальние последствия этого процесса, а скорее всего, не придает им должного значения, т.к. эти последствия могут быть, а могут и не быть, да к тому же они еще и дальние. Курение, спиртные напитки, азартные игры, наркотики, приобщаясь к ним, человек преследует совсем не ту цель, к которой они приводят.

В современных условиях разработана теория скрытой мотивации, когда человек изображает, делает вид, что у него одна потребность, и он к ней стремиться, а на самом деле другая, иногда даже обратная. Пушкин утверждал, что если хочешь завоевать любимую тобой девушку, совсем не обязательно открыто выражать свою любовь, наоборот, сделай вид, что она тебе безразлична, это заинтересует ее и привлечет к тебе внимание, а на основе этого внимания можно сконструировать уже взаимную любовь. На рынках восточные продавцы, обладая с рождения талантом выражения внешне «искренней» доброжелательности, делают вид, что они просто счастливы тебя видеть, и они просто жаждут доставить тебе удовольствие, а на самом деле их интересую только результат, твои деньги. Дейл Карнеги создал целое учение в помощь карьеристу, как надо вести себя в целях успешного продвижения по службе, и оно достаточно эффективное. Владея им, можно в жизни многого добиться.

Итак, стимул, мотив есть, потребность формируется и стремится себя удовлетворить, теперь можно перейти к условиям удовлетворения, которые тоже влияют на потребность. Как говорилось ранее, важнейшим элементом этого условия является внутренняя способность ее удовлетворить, это могут быть и энергетический потенциал субъекта, опыт, знания, наличие средств, т.е. когда объект не только хочет, но и может. Условия бывают благоприятные и неблагоприятные, естественные и искусственные, объективные и сознательно сконструированные, осознанные и не осознанные. Например, в воспитании, чтобы облегчить человеку будущую жизнь и нормально, с точки зрения общественного мнения, удовлетворять свои потребности, условия неблагоприятные могут создаваться искусственно, для того, чтобы закалить человека, подготовить к трудностям жизни, и сконструированы они, эти трудности, сознательно. Как говорил М.В.Суворов, хочешь побеждать в жизни – учись, научишься побеждать в тяжелом ученье, преодолевая искусственно созданные трудности, будешь легко побеждать в бою, в реальной жизни. Это утверждение проверено опытом множества людей. Но есть люди, потребности которых могут удовлетворяться исключительно в неблагоприятных, естественных, объективно созданных условиях, можно даже утверждать, что сами такие условия являются для них потребностью - это люди, риск для которых и есть и потребность, и подлинная жизнь: парашютисты, альпинисты, гонщики, игроки различных мастей, предприниматели. Герой М.Ю.Лермонтова в поэме «Мцыри» даже был готов обменять две благополучные жизни на одну: «…но только полную тревог…». Об этом же и признание Пастернака: «Всего сильнее – тяга прочь, и манит страсть к разрывам». Получается так, что когда усложняются условия удовлетворения потребности, потребность становится ценнее, значимее, эмоциональное ощущение от ее удовлетворения становится глубже, приятнее и запоминается надолго.

Интерес представляют условия удовлетворения таких конкретных потребностей, которые начинаешь ощущать, когда их естественный процесс существования ограничивается, искажается, когда мешают их реализовать, даже пытаются лишить и даже лишают. К таким потребностям можно отнести дыхание, потребность видеть, слышать, ощущать запахи, говорит, двигаться, такие, как любовь и свобода, которые сами являются не только целью, но и условием удовлетворения многих потребностей. Состояние организма человека: алкогольное опьянение, потребление наркотика, болезнь, страсть, маразм, все они оказывают воздействие на их удовлетворение. Ясно, что, такое важное состояние как любовь, встреченная, сохранившаяся, пережившая на своем пути массу трудностей и проблем, действительно очень значима и ценна, она заставляет воспринимать окружающий мир и себя по иному и может продолжаться дольше, т.к. то, что достается дорогой ценой, терять нет никакого желания: (кстати, такие процессы являются излюбленными темами искусства, так как людям доставляет удовольствие сопереживать страдания любовников, ищущих любви, добивающихся ее, жертвующими для нее многим, как свои собственные). Но если какая-то трудность не дала удовлетворить потребность в ней, то такая любовь становится приятным воспоминанием, идеалом, образцом на всю жизнь, т.к. сознание, фантазируя мысленно, создает конструкцию, которая дополняет несостоявшееся, и которая совсем не похожа на реальность. Что было бы, если бы Ромео и Джульетта не испытывали трудностей в удовлетворении потребности в любви и даже поженились и прожили бы до старости? Можно попробовать спрогнозировать и ответить на вопрос, сохранилась бы их любовь и в какой форме, и было бы это интересно зрителям.

Потребность в свободе также является естественной, нормальной как для человека, так и для общества в целом. Правда, в понятие свободы можно включить разные ее формы: свободу говорить, что-то делать, передвигаться, даже мыслить. Но если взглянуть на процесс ее удовлетворения с точки зрения условий ее реализации, то, если он обставлен искусственными ограничениями, придуманными и навязанными трудностями, как это было в Советские времена, когда все контролировало партийно - государственная система, то это приводило к разным результатам, т.к. люди по-разному решали для себя эту проблему. Особенно это касается творческой интеллигенции в сфере искусства. Кто-то покидал пределы несвободной территории добровольно, кого-то отправляли насильно, те, кто оставался и продолжал творить в условиях ограниченной свободы, часто создавали такие глубоко нравственные талантливые произведения, которые помогали окружающим людям сохранить себя и верить в свободу, добро, справедливость вообще, не зависимо от того, есть они в реальной жизни или нет. Когда ограничения свободы исчезли, начался процесс перестройки, особенно современный, эта глубина в произведениях искусства исчезла. Появилась возможность творческой, почти ни чем не ограниченной свободы, и художник стал не столько выражать самого себя, сколько работать на спрос, рынок, а это оказалось еще большей несвободой, чем в советские времена. Возможно, поэтому люди все чаще стали обращаться к искусству несвободного, Советского периода и получать от восприятия произведений этого периода большее удовлетворение, чем от искусства современного. Сопоставляя чувства, способы их выражения и свободу, можно придти к выводу, что подлинные, глубокие, яркие, длительные по времени, чувства формируются в основном в условиях далеко не свободных.

Предпоследней составной частью структуры потребности является результат ее удовлетворения. Этот результат может быть как положительным, так и отрицательным, как ожидаемым, так и неожиданным, как ощущением полного, так и неполного удовлетворения. Этот результат может быть в форме процесса, который можно как искусственно, так и естественно растянуть во времени, а может пролететь как миг и остаться сладким воспоминанием и стимулом для достижения его снова. Процесс, который также может характеризоваться глубиной переживания, силой охвативших человека или группу чувств, а также влияние его на объективную действительность и самого себя, т.е. как воспринимается реальность, как объективная, так и субъективная при переживании удовлетворения потребности может меняться. «Сытый голодного не разумеет», т.к. они, и тот и другой, по разному воспринимают реальность. Чувство голода является стимулом, дальше создаются условия для его удовлетворения, а потом, когда появляется гарантия, что оно обязательно будет удовлетворено всегда и в избытке, человек может стать гурманом, он начинает медленно, не торопясь, не заглатывая пищу целиком, смаковать ее, получая от этого процесса удовольствие, продлевая, растягивая его. А можно быстро все съесть, насытиться и получать удовольствие от переживания состояния сытости. Результат удовлетворения потребности может быть ожидаемым или неожиданным, желаемым или не желаемым, полным и частичным, может быть так же стимулом, причиной появления новой потребности, или повторения старой. Последнее утверждение является для человека часто ведущим стимулом. Зная тот результат, который его ожидает объект начинает предпринимать усилия, как по достижению, так и по недопущению удовлетворения определенной потребности, уже пережитой когда-то и желанной или появившейся вновь. Правда, есть еще стремление к новизне и разнообразию, что также является потребностью и заставляет человека творить, создавать это новое, необычное, непохожее на предыдущее и способствовать как разнообразию, так и прогрессу во всех сферах личной и общественной жизни.

Заключительным элементом структуры потребности являются последствия, как ее удовлетворения, так и процесса формирования потребности, а так же создания условий для ее удовлетворения. Эти последствия могут быть положительными и отрицательными, прогнозируемыми и непрогнозируемыми, реальными и идеальными. Разум, сознание, участвующие во всех элементах структуры потребности, могут вполне осознавать эти последствия и, не смотря на то, что удовлетворение потребности может принести удовольствие на определенных этапах, осознание негативных последствий может внести свои коррективы. По сути, чтобы предотвратить появление и развитие потребности или сделать возможным ее появление, необходимо продемонстрировать ее последствия, которые могут быть реальными, на примере других людей, или идеальными, гипотетически и логически сконструированными. В такой ситуации они могут выступать как стимул (причина) ее появления и как мотив (обоснование недопущения или появления). Последствия могут возникнуть в разные периоды времени и могут влиять не только на индивида, но и на окружение его и затрагивать не только других людей, но и окружающую природу.

Потребности могут подразделяться по количеству охвата ими индивидов, они могут носить индивидуальный, групповой, общественный, массовый и даже мировой характер. Могут разделяться по степени актуализации, значимости как для человека, так и для общества. По отношению к сознанию, потребности могут быть сознательными, т.е. инициатором их появления является индивидуальное сознание, осознанными, т.е. инициатор это какой-то объективный фактор, но сознание контролирует или просто понимает этот процесс, а инициатор - природа, другие люди, бессознательными, т.е. проявляют себя тогда, когда сознания или еще нет, или оно отключилось, или подавлено. Подавленная, загнанная в подсознание потребность продолжает существовать и влиять на психику человека, а соответственно и на его поведение, воздействовать на другие потребности и процессы их удовлетворения, чаще всего в негативном отношении. Потребности могут быть противоположной направленности, вплоть до исключения друг друга, например, потребность хорошо, вкусно и много поесть, может войти в противоречие с потребностью хорошо выглядеть или не испытывать от еды болезненных ощущений или потребность красиво и броско выглядеть и потребность сохранить здоровье. Могут быть взаимодополняемыми, например, потребность быть сытым, и потребность сделать это красиво, т.е потребность в красоте. Потребности могут различаться по степени энергетической насыщенности. Они могут выступать как слабое желание, ослабевающее или нарастающее, импульсивное, неодолимое и страстное. Потребность может носить как предметный, так и духовный характер. И если предмет, посредством которого удовлетворяется потребность, объективен по форме и субъективен по содержанию, то духовная носит исключительно внутренний, субъективный характер. Потребности бывают в отношениях, знаниях, предметах, в ощущениях, чувствах, переживаниях. Знания делают жизнь понятной, предметы – удобной, переживания эмоционально насыщенной, приятной, а отношения - устойчивой.

Вывод: попытка определить наиболее полно содержание понятия «потребность», исходя из выше изложенного, является довольно сложным делом, слишком много факторов должно быть учтено. В понятии потребности входит, прежде всего, анализ ее структуры, в которую входят: причины ее появления, стимулы, мотивы, это условия формирования потребности, это процесс ее удовлетворения и результат и даже последствия ее удовлетворения. В самом понятии уже содержится ответ на вопрос, что такое «потребность»: потребность – это степень желания чего-то добиться, потребить: (т.е. и само желание, и степень энергии, которым оно обладает), которое или необходимо, или просто хочется удовлетворить: (подобно прихоти), но, как показывает анализ, такое определение не дает полного объяснения ее сути: слишком много факторов, которые вмешиваются, как в степень энергии этого желания, так и в условия ее формирования, удовлетворения потребности, и, конечно, в результат. Последствия, какие далекие бы они не были, могут поменять ее сущность, превращая иногда желание в нежелание, и наоборот. Как нам представляется, этот вопрос остается не только открытым до сих пор и, скорее всего, требует анализа конкретной потребности, в конкретных условиях ее формирования и удовлетворения и конкретного результата. Такому анализу вполне можно подвергнуть ряд физиологических, витальных и духовных потребностей даже в учебном процессе.

 

ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

 

Данный аспект рассмотрения потребностей пытается исследовать, с одной стороны, что происходит в человеческом обществе с теми потребностями человека, которые заложила в нем природа, а с другой стороны, какие потребности приобретает человек, для более успешного совместного существования, как с природой, так и друг с другом. Не секрет, что значительную часть своих потребностей человек может удовлетворять только в обществе и посредством общества. Робинзон Крузо, находясь на необитаемом острове, в принципе, обеспечил себя всем необходимым для нормального биологического существования, но, не смотря на это, все его помыслы и усилия были направлены на то, чтобы вернуться к людям, оказаться среди них.

Есть два подхода к анализу генезиса развития общества: формационный и цивилизационный. В основе формационного подхода лежит основная потребность, которая является главной причиной, движущей силой общественного прогресса и носит скорее общественный, чем индивидуальный характер, это стремление Homo sapiens затратить усилий меньше, а благ получить как можно больше. Поэтому развитие производительных сил и соответствующих им производственных отношений, а точнее, способа производства материальных благ, было ведущим фактором развития и перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Скачок в этом процессе возникал тогда, когда развитие производительных сил начинало опережать существующие производственные отношения, одна формация исчерпывала себя, условия появления другой формации зрели в ней и она появлялась на свет, используя нас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: