Дополнительные признаки предшествующей стрептококковой инфекции




Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Теоретического занятия № 27

на тему:

«Ревматизм»

 

 

г. Евпатория, 2016

 

 

Подготовила: Карпова О.В.– преподаватель предмета «Сестринский уход в терапии», высшая квалификационная категория.

 

 

Рассмотрено и одобрено

ЦМК терапии

и хирургии

Протокол № __________

от «____»___________20___г.

Председатель __________ Е. Н. Гундлах

 

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

План теоретического занятия № 27

Тема занятия: Ревматизм

Специальность: сестринское дело

Курс 2

МДК: 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринский уход в терапии.

Цели занятия:

Образовательные:

1. Усвоить понятие «ревматизм», классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину, осложнения, принципы диагностики, лечения и профилактики.

2.Усвоить проведение ухода за пациентами при ревматизме.

 

Развивающие: активизировать познавательную активность студентов, обобщать и систематизировать знания по возникновению ревматизма.

 

Воспитательные: развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий медсестры.

 

Методические: выявление уровня теоретической подготовки в процессе изучения нового материала и проверки знаний междисциплинарных связей при изучении темы: Ревматизм.

 

Междисциплинарные связи: Предшествующие дисциплины - анатомия и физиология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными.

 

Внутридисциплинарные связи: Субъективные и объективные методы обследования пациента при заболевании сердечно-сосудистой системы. Лабораторные и инструментальные методы обследования пациента.

Место проведения: лекционная аудитория.

 

Тип занятия: лекция

 

Количество часов: 2

 

Обеспечение занятия: Информационные (учебник, таблицы, методическая разработка, плакаты, видеофильм, мультимедийная презентация).

 

Литература: Н.И. Федюкович «Внутренние болезни», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2015 г, стр. 167-175.

Кулешова Л.И., Пустоветова Е. В. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд. 5-е-Ростов-на-Дону., «Феникс», 2014 г.

 

Студент должен знать:

1.Сущность ревматизма,классификацию, этиологию, патогенез.

2.Клиническую картину, осложнения.

3.Принципы диагностики, лечения. Профилактику.

4.Уход за пациентами при ревматизме.

5.Возможные проблемы пациента.

6.Роль медсестры в профилактике ревматизма.

 

Студент должен уметь:

1.Составить план сестринского уход 2.Выявить проблемы пациента.

3.Составить план сестринского обследования.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.

О К 12 - организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему сущность вмешательств.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно – диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.

 

 

Структура занятия:

 

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Цели занятия (мотивация) 2 мин.
  3. Введение нового материала 80 мин.
  4. Закрепление материала 3 мин.
  5. Задание на дом 1 мин.
  6. Подведение итогов 2 мин.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент: Приветствие преподавателя, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, подготовку аудитории к проведению лекции.

2.Цели (мотивация) занятия: Сообщение темы, цели и плана проведения лекции.

Мотивация: Усвоение сущности ревматизма, этиологии, патогенеза, классификации, клинической картины, осложнений, принципов диагностики и лечения, необходимых для действий медсестры, при уходе за пациентами.

3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)

а) введение: Распространённость ревматизма на земном шаре, в странах СНГ, России.

В последние десятилетия ревматические болезни привлекают к себе внимание повсеместно - в развивающихся странах вследствие высоких показателей первичной заболеваемости и смертности от пороков сердца, а в развитых - из-за распространения хронических заболеваний суставов и позвоночника, сопровождающихся временной и стойкой утратой трудоспособности. По обобщенным данным ВОЗ более чем в 30% случаев временная нетрудоспособность и в 10% общая инвалидность обусловлены РБ. Статистические данные, полученные в различных странах мира, свидетельствуют о безусловном значении РБ в состоянии здоровья населения, поскольку от 16 до 23% его в возрасте старше 15 лет страдают различными заболеваниями этой группы. Несмотря на постоянное снижение смертности от ревматизма, большое социальное значение РБ определяется не только их распространенностью, но и развитием у значительного числа больных временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), преимущественно в молодом возрасте: средний возраст инвалидов, страдающих ревматизмом - 40-43 года, болезнью Бехтерева - 44-47 лет, ревматоидным артритом - 52 года.

б) основная часть: Определение гипертонической болезни, классификация, этиология, механизмы патогенеза, клиника, осложнения, диагностика, лечение. Действия медсестры при подготовке пациента к обследованиям.

в) заключение: Роль медсестры в профилактике ревматизма.

 

4. Закрепление материала: Контрольные вопросы:

- что такое одышка?

- какие бывают виды одышки?

- что такое тахикардия?

- что такое отеки, асцит, гидроторакс?

- какие вы знаете фазы ревматического воспаления?

- как называется поражение ревматизмом ЦНС?

5. Домашнее задание: Н.И. Федюкович «Внутренние болезни», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2015г. стр. 167-175.

6.Подведение итогов занятия: Ответы на вопросы студентов.Рекомендации для самостоятельной работы: при изучении материала необходимо особое внимание обратить на подготовку пациентов к обследованиям.

Преподаватель: ________________ Карпова О.В.

 

РЕВМАТИЗМ

(РЕВМАТИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА)

Ревматическая лихорадка — заболевание, характеризующееся

системным воспалительным поражением соединительной ткани

аутоиммунной природы с вовлечением сердца и суставов, инициируемое

В-гемолитическим стрептококком группы А (обычно через 2-4 недпосле острой стрептококковой инфекции, обычно ангины).

Для возникновения ревматической лихорадки имеет значение

генетическая предрасположенность.

Ревматизм протекает с обострениями в виде так называемых

атак (т.е. эпизодов ревматической лихорадки), однако у значительной

части больных (по-видимому, более чем у 1/3) острая ревматическая

лихорадка проходит незаметно, и заболевание выявляют

в стадии сформированного порока сердца.

 

Этиология и патогенез

Установлена этиологическая роль В-гемолитического стрептококка

группы А. Она подтверждается частыми ангинами и другими

обострениями инфекции носоглотки перед атакой ревматизма.

Кроме того, в крови часто выявляют повышенный титр противо-

стрептококковых АТ. Не вызывает сомнений эффективность вторичной

профилактики обострений с применением антибиотиков.

В патогенезе большую роль играют иммунологические нарушения

в результате своеобразной индивидуальной реакции организма

больного на действие стрептококковых антигенов (Аг). Важно

иметь в виду, что АТ, образующиеся к Аг стрептококков группы А,

перекрёстно реагируют с Аг миокарда, в частности с Аг сарколеммы

(так называемый феномен молекулярной мимикрии, когда Аг

возбудителей по структуре сходны с Аг нормальных тканей).

Несомненно, что в развитии ревматизма имеет значение семейно-

генетическая предрасположенность. Участие при этом нескольких

генов обусловливает широту и многообразие проявлений

болезни.

 

Клинические проявления

Ревматизм может возникнуть в любом возрасте, но чаще он

впервые развивается до 15 лет. Нередко прослеживается связь начала

заболевания с предшествующей за несколько дней до того

стрептококковой ангиной. Обычно спустя 2—3 нед после ангины

возникает полиартрит с признаками кардита и общего воспалительного

процесса. Температура тела поднимается выше 38 °С, развивается ревматический артрит с летучим поражением суставов,

признаками острого воспаления, с припухлостью, болезненностью

при пальпации и движении; возможны также полиартралгии.

В настоящее время ревматический артрит наблюдают относительно

редко. Наряду с полиартритом или артралгиями возможны такие

проявления, как кольцевая эритема, серозиты, т.е. плеврит.

Достоверным критерием именно ревматического процесса у таких

больных служит формирование митрального стеноза, часто сочетающегося

с недостаточностью митрального клапана. В чистом виде недостаточность митрального клапана встречается редко.

Ревматический миокардит обычно бывает очаговым, протекает

легко. Больные отмечают неприятные ощущения в области сердца,

иногда небольшую одышку при физическом напряжении, сердцебиение

или перебои в работе сердца (экстрасистолы). Размеры сердца обычно не изменены. Возможен небольшой систолический шум на верхушке сердца, иногда приглушение I тона. Диагностическое значение может иметь появление диастолического шума на верхушке, указывающего на возникновение вальвулита, а также шум трения перикарда.

У детей поражение ЦHC при ревматизме проявляется хореей:

возникают беспорядочные движения, сопровождающиеся мышечной

слабостью, эмоциональной лабильностью. Редким проявлением

ревматизма могут быть различные кожные высыпания, например

в виде узловатой эритемы, подкожных ревматических узлов,

обычно образующихся по ходу сухожилий на конечностях.

На ЭКГ можно выявить нарушение АВ-проводимости с удлинением

интервала Р- Q, которое иногда удаётся обнаружить лишь при повторной регистрации ЭКГ в течение одного дня. При динамическом наблюдении возможно выявление смещения сегмента ST, уменьшения амплитуды зубца Т, экстрасистолии, внутрижелудочковых блокад. Иногда кардит можно обнаружить лишь при регистрации.

 

ЭКГ

Лабораторные данные обычно указывают на активность воспалительного

процесса. Характерны лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг в лейкоцитарной формуле, увеличение СОЭ. В крови обнаруживают С-реактивный белок, выявляют изменения осадочных, белковых проб (сулемовая, тимоловая) и повышение содержания а2- и у- глобулинов. Повышение титров антистрептолизина-О, антистрептокиназы, антистрептогиалуронидазы свидетельствует об активности стрептококковой инфекции и важно для диагностики обострения ревматизма при соответствующих клинических симптомах.

Возврату ревматизма способствует рецидив стрептококковой

инфекции. О возвратном ревмокардите и активности ревматического

процесса приходится часто думать при сформировавшемся

пороке сердца, указывающем на наличие ревматизма. Особенно

значимо бывает усиление сердечной недостаточности, резистентной

к обычной терапии. Важное диагностическое значение может

иметь формирование нового порока сердца.

Проявлениями повторной атаки ревматизма у больного с пороком

сердца выступают следующие.

• Клинические симптомы: артрит или артралгия, лихорадка, кардит

(кардиалгии, появление или усиление проявлений сердечной

недостаточности).

• Лабораторные и инструментальные данные:

- в крови увеличение СОЭ, появление С-реактивного белка в

сочетании с лейкоцитозом;

- повышение титра антистрептококковых АТ: антистрептоли-

зина-О, антистрептогиалуронидазы;

— на ЭКГ: удлинение интервала Р—Q, другие изменения.

Диагностика

Поскольку проявления ревматизма довольно неспецифичны,

для его диагностики были разработаны специальные диагностические

критерии (критерии Киселя—Джонсона), учитывающие основные

признаки. Диагноз выставляют только при определённом

сочетании признаков (т.е. критериев). Критерии по значимости разделили на большие и малые.

Большие критерии

1. Кардит.

2. Полиартрит.

3. Хорея.

4. Кольцевидная эритема.

5. Подкожные узелки.

Малые критерии

• Клинические:

— артралгия;

— лихорадка.

• Лабораторные:

— увеличение СОЭ и повышение концентрации С-реактивного

белка.

• Удлинение интервала Р—Q на ЭКГ.

 

Дополнительные признаки предшествующей стрептококковой инфекции

• При бактериологическом исследовании мазка из зева обнаруживают

В-гемолитический стрептококк группы А. При однократном

посеве стрептококк выявляют в 20-45% случаев; выявление

стрептококков в серийных посевах более информативно.

• Повышение титров антистрептококковых АТ, таких, как ан-

тистрептолизина-О, антистрептокиназы, антистрептогиалуронидазы, АТ к ДНКазе в титре более 1:250, наблюдают у 2/3 больных; полученные данные свидетельствуют об активности стрептококковой инфекции и важны для диагностики обострения ревматической лихорадки при соответствующих клинических симптомах.

Наличие двух больших или одного большого и двух малых критериев

в сочетании с признаками предшествующей стрептококковой

инфекции с высокой вероятностью свидетельствует о развитии

ревматизма.

 

Лечение

Его начинают с воздействия на стрептококковую инфекцию,

для чего в течение 10—14 дней вводят пенициллин; при отчётливой

активности воспалительного процесса, подтверждённой лабораторными

методами, назначают преднизолон по 20—30 мг/сут с постепенным снижением дозы. При менее выраженном воспалительном процессе назначают НПВП. Проводят вторичную профилактику обострений ревматизма и стрептококковой инфекции (в том числе с целью предупреждения дальнейшего усугубления имеющихся пороков) с применением бензатинабензилпенициллин+

бензилпенициллинпрокаина (бициллин-5) ежемесячно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: