На пьедестале и у его подножия




В религиях и народных легендах многие животные у одних народов возведены в ранг священных, у других же низвергнуты до самых дурных существ. Не всё однозначно и с обезьянами. Почитали их в Древнем Египте. На стенах могил древнего Мемфиса изображены гамадрилы, бабуины и мартышки. Бог Тот, ведавший письменностью, мудростью и колдовством, изображался в образе обезьяны.

Обратим наши взоры к Востоку и в частности к Индии, города которой наводнены священными животными. Памятуя нашу тему, речь пойдёт об обезьянах-лангурах или тонкотелах. (Другая группа тонкотелов – упоминавшиеся гверецы или колобусы). Слово «лангур» на языке хинди означает «длиннохвостый», что уже говорит об облике лангуров. Повсеместно распространён в Индостане лангур гульман или хануман. По преданиям индийцев хануманы произошли от царя обезьян Ханумана. Эта могучая и добрая обезьяна во главе своего войска совершила много подвигов. Будучи сыном бога ветра и небесной девы, Хануман помогал царю Раме и его супруге Сити.

Цвет шерсти взрослых хануманов платиново-белокурый, а на лице и конечностях тёмный. Некогда, якобы, Хануман спас царицу Сити от злого демона, который в отместку попытался сжечь царя обезьян на костре. Однако хитроумной обезьяне удалось спастись. Огонь подпалил ей лишь морду (лицо) и лапы (руки), отчего они стали чёрными, оставаясь таковыми во всём роду хануманов. Культ Ханумана распространён и в других странах, как бога магии и врачевания.

Надо ли говорить, в какой чести эта обезьяна?! Прогнать, обидеть, а тем более убить ханумана – великое святотатство. Существовало поверье: если хануман поселится на крыше, дом обречён на несчастье. Жильцы безропотно покидали жилище.

Как и лангуры, у индусов считаются священными макаки-резусы. Они обитают в храмах, куда им приносят подношения, безнаказанно грабят сады, настырно выпрашивают пищу.

Упомянем лемуров, относящихся к полуобезьянам. Существуют лемуры настоящие, галаговые, лориевые. В лесах Экваториальной Африки обитают ночные пугливые зверьки галаго или бушбэби («кустарниковые детишки»). Увидеть их очень трудно. Местные жители считают галаго духами предков и относятся к ним с большим уважением.

Ряд поверий у местных жителей связан со зверьком с забавным именем ай-ай и более понятным нам, как руконожка. Эти полуобезьянки, похожие на лисичку, живут в густых лесах и зарослях бамбука Мадагаскара. Обследуя трухлявые деревья в поисках личинок и жуков, руконожка выстукивает и выслушивает их, словно доктор пациента. Если человек уснёт в лесу, и его увидит руконожка, то сплетёт ему подушку из веток. (Для своего отдыха ай-ай плетут шары-гнёзда). Когда человек проснётся и обнаружит подушку у себя под головой, то будет богатым, а если под ногами – жди неминуемой смерти. Человек, убивший руконожку, умрёт не позднее, чем через полгода, считали местные жители.

К обезьянам вполне подходят такие эпитеты, как общительность, понятливость, весёлость, ласковость, доверчивость к человеку. Но тот же А. Брэм, автор знаменитого труда «Жизнь животных», характеризовал обезьян следующим образом: эти животные «коварны, злы, раздражительны, мстительны, сварливы». Нелестно отозвался об обезьянах Ламарк, воскликнув: «О, сколь похож на человека зверь гнусный, обезьяна!» Не привечают обезьян арабы. Они видят в них проклятых Аллахом существ, носящих в себе образ дьявола в соединении с внешностью человека.

Приведём историю, связанную с маготами, обитателями Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко), увы, печальную. Но она как нельзя лучше подтверждает вывод: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (Маготы – один из видов бесхвостых макак).

В конце XVIII века некий граф Мартин фон Шлиффен привёз из Африки в своё поместье Виндхаузен несколько обезьянок маготов. Им создали в парке все условия для жизни. Крестьяне из ближайших сёл приходили поглазеть на диковинных зверушек, угощали их сладостями. Забавно было наблюдать, как обезьянки брали фрукты любой из своих четырёх конечностей, прыгали на плечи, обнимали за шею… Вскоре стадо обезьян насчитывало уже более полусотни особей.

Пользуясь неограниченной свободой, маготы, как и следовало ожидать, расшалились. Обезьяны стали опустошать сады и огороды, швырялись в прохожих плодами с деревьев, царапали людей, рвали на них одежду. Как-то обезьяны забрались в комнату графа, стащили шкатулку с дукатами и с большим удовольствием потешились швырянием звонких монет. Но это ладно, эта проказа – проблема самого хозяина. Однажды вожак выкрал из люльки младенца и забрался с ним на фронтон замка. Чудом удалось отвлечь обезьяну винными ягодами. Потом обезьяны-разбойники подрали платье на крестьянской девушке, расцарапали лицо, вырвали волосы. Крестьяне взялись за колья. Многих обезьян перебили, но сильно пострадали и люди.

Вернувшийся хозяин осознал своё легкомыслие. Проведя ночь без сна, на заре он вызвал егеря и приказал застрелить оставшихся любимцев маготов, а сам покинул поместье. На холме, где были захоронены обезьяны, установили колонну, усечённую сверху, как символ оборвавшейся жизни. На памятнике выбит пространный текст, сочинённый графом. В его окончании имеется вывод о том, что животные от рождения наделены «хитростью, смесью добра и зла, но заслуживают человеческого снисхождения».

С животными нельзя заигрывать, чтобы не прибегать в дальнейшем к жестокости. Для реабилитации обезьян приведём шуточный зоологизм: «Лучше обезьяны в дальних родственниках, чем свиньи в ближних».

Макака-магот – единственная обезьяна, живущая в диком состоянии в Европе, на Гибралтарских скалах, принадлежащих Великобритании. Скорее всего, эти обезьяны были завезены когда-то на Гибралтар, где Англия держит военно-морскую базу. У военных маготы почитаются талисманами. Считается, что присутствие Великобритании на Гибралтаре непоколебимо, пока маготы живут на острове. Кстати будет вспомнить воронов в самом Лондоне, стерегущих благополучие нации и монархии. Насколько англичане берегут обезьян на Гибралтарской скале, говорит такой факт. Во время Второй мировой войны численность маготов на острове уменьшилась. Тогда сам премьер-министр Уинстон Черчилль послал британским войскам в Африке приказ: «Немедленно отловить обезьян для Гибралтара!» Что ж, Гибралтар действительно важная, ключевая база.

На одной из иллюстрированных открыток знаменитый артист цирка В. Л. Дуров был запечатлён с обезьянкой на плече. Когда Владимир Леонидович скончался (1934г.), за основу композиции памятника была взята эта фотография Дурова с обезьянкой. Памятник известному дрессировщику установлен на Новодевичьем кладбище в Москве (скульптор И. Д. Шадр), как символ дружбы замечательного артиста цирка с животными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: