Критерии обязательного аудита




1. По организационной форме

Все ОАО, вне зависимости от числа акционеров и финансовой деятельности.

2. По виду деятельности:

· Кредитные организации

· Бюро кредитной истории

· Инвестиционные фонды

· Страховые организации

· Товарно-фондовые биржи (биржи ценных бумаг)

· Негосударственные пенсионные фонды

3. По объему деятельности

Если объем выручки от продажи за предшествующий период более 400 000 000 руб, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествующего отчетного года превышает 60 млн.р., то организация подлежит аудиторской проверке.

4. Если организация составляет, предоставляет сводную консолидированную отчетность.

5. Другие случаи (часть 1, Федерального уст.ФЗ закона от 28.12.2010 №400-ФЗ)

 

2. Принципы аудита.

 

В соответствии с пунктом 3 ФПСАД №1 при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами установленными профессиональными аудиторскими объединениями членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

· Независимость

· Честность

· Объективность

· Профессиональная компетентность и добросовестность

· Конфиденциальность

· Профессиональное поведение

(ст.8 ФЗ №307)-принципы независимости.

Нормы профессионального поведения обязательные для соблюдения аудиторскими организациями определены также кодексом профессиональной деятельности аудиторов.

Аудиторские организации и работники, индивидуальные аудиторы обязаны сохранить аудиторскую тайну.

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы полученные или/и составленные аудиторскими организациями и работниками.

3. Аудит в системе контроля

Контроль это неотъемлемая часть в системе управления, одна из форм обратной связи благодаря которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемой системы.

Контроль обеспечивает проверку, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

По организационным формам контроль бывает:

1. государственный

2. ведомственный

3. вневедомственный

4. аудиторский

5. внутрихозяйственный

6. общественный

 

1. Осуществляется гос органами. Делится на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный), бюджетно-финансовый (парламентский)

Главной целью гос контроля является установление соответствующей практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства, задача финансовой политики государства.

Осуществляют:

· Федеральное казначейство

· Счетная палата

· Контрольно–ревизионная комиссия

· Гос таможенный комитет

2. Внутренний контроль отдельных гос ведомств (министерств, комитетов) за деятельностью подведомственного предприятий. Его проводят специализированные комитеты созданные внутри ведомств.

Обычно осуществляется путем проведения ревизии и тематических проверок.

Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полоты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом, правильности ведения БУ, рациональности использования ресурсов.

3. Осуществление уполномоченными органами в отношении различных организаций

Например: судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется правоохранительными органами при рассмотрении уголовных дел.

4. Представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта осуществляющейся аудиторскими организациями и аудиторами по договору с заказчиками.

Назначение: удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах ФХД предприятия её законности и правильности отражения.

5. Организуется хозяйственными субъектами самостоятельно.

Особенности его организации определяются спецификой, его структурой, объемами и видами деятельности.

Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля несет руководство.

В соответствие с учредительными документами или внутренними правилами распорядка в экономическом субъекте может быть комиссии или назначен ревизором.

6. Реализуется без посредства специальных органов через общественные институты на основе законов обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу.

Несмотря на тесную связь @ с другими формами контроля м/у ними существуют принципиальные различия.

Сравнительная характеристика аудита и ревизии.

Отличительные признаки Аудит Ревизия
1. Вид деятельности Предпринимательская Исполнительная
2. Правовое регулирование, основы взаимоотношений Гражданское право, в основе отношений добровольность заключения Административное право. В основе взаимоотношений принудительность исполнения приказов.
3. Управленческие связи Горизонтальные Вертикальные
4. Цели Выражение мнения о достоверности, оказание сопутствующих и прочих услуг Выявление недостатков и наказание виновных лиц
5. Принцип оплаты Платит клиент Вышестоящая организация
6. Оформление результатов проверки Аудиторское заключение – юридический документ, итоговая часть которого может быть опубликована Акт ревизии – внутренний документ, должен быть передан вышестоящему органу

 

Между @ и ревизией есть сходства:

1. Являются способом фактической проверки материалов.

2. Общая база проверки – документация

3. При проведении аудиторской проверки могут применяться специфические методы ревизионной проверки (инвентаризация встречная проверка), а при ревизии могут использоваться стандарты и нормы аудита.

 

4. В практике АД различают виды аудита:

По стадии развития:

· Подтверждающий

· Системно-ориентированный

· @ базирующийся на риске

По характеру заказа:

· Инициативный (добровольный)

· Обязательный

По сфере деятельности субъекта:

· Общий

· Банковский

· Страховой

· @ прочей деятельности

По объекту проверки:

· Внешний (финансовый)

· Внутренний (управленческий)

По периодичности проверки:

· Первоначальный

· Периодический (повторяющийся, согласованный)

 

В международной практике выделяют следующие виды услуг:

· По засвидетельствованию

· Бухгалтерские

· Налоговые

· Консультационные услуги (консалтинг)

В отечественной практике:

· Прочие

· Сопутствующие

 

Тема 2. Организация и нормативное регулирование нормативов.

1. Система нормативного регулирования АД.

2. Профессиональная подготовка аудитора.

3. Права, обязанности аудитора.

4. Права, обязанности и ответственность проверяемых субъектов.

 

1. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1. Законодательные акты, кодексы, указы президента РФ, постановления правительства, приказы которые закрепляют обязательные требования для каждого аудита.

2. ФПСАД, обязательные для исполнения аудиторами и организациями клиентами

ПСАД, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ, рекомендованные к применению.

3. Методологические рекомендации, указания инструкции, комментарии, письма МинФина РФ и других министерств.

4. Внутренние стандарты аудиторских фирм и СРО, которые не могут противоречить ФПСАД, их требования не могут быть ниже требований ФПСАД. Кодекс этики аудиторов.

 

Регулирование аудита в РФ осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности.

1. Уполномоченного федерального органа гос регулирования аудиторской деятельности – МинФина РФ.

2. Совета по аудиторской деятельности.

3. СРО.

4. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Функции гос регулирования АД, Совета по АД определены в ст.15, 16, ФЗ 307.

СРО признается некоммерческая организация созданная на условиях членства с целью обеспечения условий АД.

2. Аудиторы желающие профессионально заниматься аудиторской деятельностью должны иметь квалификационный аттестат.

Условия выдачи аттестата:

Лицо, претендующее на его получение:

1. Сдало квалификационный экзамен

2. Имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с АД, либо ведением БУ и составления БФО не менее 3 лет.

Не менее 2 лет из последних 3 лет работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

К квалификационному экзамену допускается претендент с высшим образованием в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию.

Решение об отказе выдаче квалификационного аттестата применяется в случаях указанных в п.6 ст.11. Аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года следующим за годом получения аттестата, проходить курсы повышения квалификации.

Минимальная продолжительность не менее 120 часов за 3 последующих календарных года, но не менее 20 часов в год.

Основания и порядок аннулирования аттестата ст.12

3. Права и обязанности аудитора ст.13 ФЗ-307

4. Права и обязанности ст. 14 ФЗ-307

Аудиторские организации и их руководители несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствие с законодательством РФ.

 

Тема 3. Методология аудита и аудиторские стандарты.

1. Основные принципы и значения аудиторских стандартов

2. МСА – международные стандарты аудита

3. ПСАД в РФ

4. Внутрифирменные аудиторские стандарты

5. Кодекс профессиональной этики аудиторов

 

1. Основные принципы стандартов АД.

1. Формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

2. На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов.

3. Служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определение меры ответственности аудита.

4. Определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.

Таким образом, значение стандартов в том, что они обеспечивают высокое качество аудиторской проверки, содействуют внедрению в аудиторскую практику новых достижений, помогают пользователям понять процесс проверки, создают имидж профессии, устраняют контроль со стороны государства.

2. Международные стандарты аудита (МСА)

МСА – справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудитов.

Значение МСА заключается в том, что они должны:

1. Способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессии ниже общемирового.

2. Унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном стандарте.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются организаций, в том числе

1977г.

Непосредственно аудиторскими стандартами занимается комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом совета МФБ.

Статус МСА.

МСА предназначен для применения при аудите финансовой отчетности, а также @ другой информации, а также предоставлении других услуг.

МСА содержит принципы и необходимые процедуры представленные в форме пояснительных материалов.

Для обеспечения понимания и применения основных принципов и процедур, необходимо учитывать полный текст МСА.

МСА не отменяет местных нормативных актов регулирующих аудит, финансовый или иной информации в каждой отдельной стране.

Классификация МСА.

Стандарты 100-199 введение:

100 – гарантирующие услуги

110 – глоссарий

120 – концептуальная основа МСА.

Стандарты 200-299 Обязанности:

200 – цель и общие принципы аудита, финансовой отчетности

210 – условия договоренностей об аудите

220 – контроль качества аудиторской работы

230 – документация

240 – обязанности аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности.

250 – учет законодательных и нормативных актов при @ финансовой отчетности.

Стандарты 300-399 Планирование

300 – планирование

310 – знание бизнеса

320 – существование в аудите

Стандарты 400-499 Система внутреннего контроля

400 – оценка риска и система внутреннего контроля

401 - @ в условиях компьютерных информационных систем

402 - @ субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций.

Стандарты 500-599 Аудиторские доказательства

500 – аудиторские доказательства

501 – первая аудиторская проверка – начальные сальдо

520 – аналитические процедуры

530 – аудиторская выборка и другие процедуры аудиторской проверки

540 – аудит оценочных значений

550 – связанные стороны

560 – последующие события

570 – допущения о непрерывности деятельности предприятия

580 – заявление руководства

Стандарты 600-699

600 – использование результатов работы другого аудитора

610 – рассмотрение работы внутреннего аудита

620 – использование работы эксперта

Стандарты 700-799

700 – аудиторское заключение по финансовой отчетности

710 – сопоставления

720 – прочая информация в документах

Стандарты 800-899

800 – отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию

810 – Проверка финансовой информации

Стандарты 900-999 Сопутствующие услуги

· Задания по обзору финансовой информации

· Задания по выполнению согласно дисциплин

· Задания по подготовке финансовой информации

3. ПСАД в РФ

В соответствие со ст.7 ФЗ-307

ФПСАД:

· Определяют требования к порядку (ФСАД) осуществления аудиторской деятельности

· Разрабатываются в соответствие с МСА

· Обязательны для аудиторской организации, СРО её работником

ФПСАД подразделяется:

1. ФПСАД 2. Внутренние правила, стандарты АД действующие в СРО, а также ФСПАД индивидуальных аудиторов
   

Наряду с этим стандарты могут классифицироваться:

1. Российские правила, стандарты АД близкие по содержанию к соответствующему МСА

2. Российские правила, стандарты отличные от МСА, аналоги которых они являются каких единственных моментов

3. Российские правила, стандарты отличающиеся от МСА и не имеющие аналогов

Классификация действующих правил, стандартов.

1. Основные принципы

2. Ответственность аудиторов

3. Планирование и документирование аудита

4. Внутренний контроль качества аудита

5. Аудиторские доказательства

6. Использование работы третьих лиц

7. Выводы и отчеты в аудите

8. Сопутствующие аудиторские услуги

9. Образование и подготовка кадров

4. Внутренние стандарты аудита определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качества, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результаты аудиторской проверки

1. Стандарты СРО

2. Стандарты индивидуальных аудиторов

- СРО в праве разрабатывать свои стандарты и методологические указания по применению стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования, но они не должны противоречить ФПСАД и ФЗ-307.

Основные положения в отношении данных стандарты определены ФЗ-307 ст.7 п.2

- Внутренний

Аудиторские организации и индивидуальные организации вправе устанавливать собственные стандарты, которые не могут противоречить ФПСАД и не могут устанавливать требования ниже.

К внутренним стандартам могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методологические разработки и другие документы, обязательные к применению аудиторской организацией, раскрывающие внутренние подходы к аудиторской деятельности.

Требование к стандартам аудиторской деятельности.

1. Целесообразность Стандарт приносит практическую пользу
2. Преемственность   Каждый последующий стандарт опирается на ранее принятые, обеспечивается обоснованность и взаимосвязь
3. Непротиворечивость В стандарте содержатся четкие формулировки, ясность изложения
4. Полнота и детализация Стандарт полностью охватывает логические вопросы, дополняет излагаемые принципы и положения
5. Единство терминологий Все стандарты содержат одинаковую трактовку терминов

 

Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрение в практику внутренних стандартов.

По своему назначению они могут быть объединены в следующие группы:

1. Стандарты, содержащие общие стандарты по аудиту

2. Устанавливающие порядок проведения аудита

3. Устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов

4. Специализированные стандарты (например – по отраслям)

5. Устанавливающие по оказании сопутствующие услуги

6. По образованию и подготовке кадров

Кодекс профессиональной деятельности аудиторов в соответствие со ст.7 ФЗ-307 это свод правил поведения обязательных для соблюдения аудиторской организации при осуществлении ими АД.

Каждая СРО аудиторов принимает одобрение советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудита, при этом СРО вправе включить в принимаемый кодекс дополнительные требования.

 

Тема 4. Начальная стадия аудиторской проверки

1. Характеристика и структура этапов проведения

2. Понимание деятельности экономического субъекта

3. Письмо о проведении аудита

4. Договор на оказание аудиторских услуг

5. Оценка стоимости аудиторских услуг

1. Порядок определения аудиторской проверки устанавливается ПСАД и ФПСАД №1.

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита

Основные критерии выбора аудиторской фирмы:

1. Рекомендации деловых партнеров

2. Опыт работы фирмы на рынке

3. Уровень цен

4. Сроки исполнения работы

5. Гарантии качества

Основные принципы выбора клиентов:

1. Оценка характера отрасли

2. Определение цели аудиторской проверки у данного клиента

3. Предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска

4. Знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита

5. Выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами и акционерами

6. Другие процедуры, способствующие пониманию деятельности клиента

В зависимости от взаимоотношений (клиент-аудитор), в ходе аудиторской проверки выделяют 2 типа:

1. Формально-официальный

2. Неформальный (тесный контакт с аудитором)

2. Единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и систему рисков существенного искажения аудируемого лица – ФПСАД №8.

Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется.

1. Отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица.

2. Характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики.

3. Цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними рисками хозяйственной деятельности.

4. Основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения.

5. Система внутреннего контроля.

Примеры проблем, которые аудитор может рассматривать приведены в приложении 1, ФПСАД №8.

3. Порядок согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом – ФПСАД 12.

Письмо о проведении аудита – документ направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

Пример письма в приложении 1, ФПСАД №12.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита, в случае повторяющегося на протяжении нескольких лет, при отсутствии необходимости пересмотра условий аудиторского задания или напомининия аудируемому лицу существующих условий задания.

Факторы, которые могут сделать целесообразным составление нового письма (ФПСАД 12):

· Любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом.

· Другие

В случае предоставления сопутствующих услуг

4. Несмотря на то, что цели и объем @ а также обязанности @ установлены законодательством, аудитору рекомендуется включить эти положения в договор, либо в предшествующее письмо.

Согласованное условие необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Форма и содержания договоров для различных аудиторских лиц могут иметь особенности, как правило в договоре оказания аудиторских услуг указываются:

· Цель

· Ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой отчетности

· Объем аудита

· Аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита

· Информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования, и другими наряду с ограничениями, присущими системам БУ, имеется неизбежный риск, что некоторые, в том, числе существенные изменения могут остаться неизбежными

· Требования обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации запрашиваемой в ходе проведения аудита.

· Цена проведения @ (либо способ её определения), а также порядок признания оказания услуг и порядок расчетов.

· И другое

5. На расценки оказывают влияние следующие факторы:

· Местоположение аудируемой организации и аудиторской фирмы

· Характер деятельности проверяемой организации

· Объем выручки

· Объем документооборота и состояния СВК (системы внутреннего контроля)

· Известность

· Конкуренция на рынке

· И т.д.

Формы и виды оценки стоимости:

1. Аккордная

2. Повременная

3. Сдельная

4. Оплата по результатам

5. Комбинированная

1. Сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре и фиксируется до её начала.

Некоторые аудиторские фирмы определяют её условно, исходя из % актива баланса, выручки и других показателей.

Ряд аудиторских фирм на основании предварительной перспективы оценивают ориентировочный риск и трудоемкость работ, а затем определяют общую стоимость работ.

Недостатками являются невозможность обоснованно оценивать реальную трудоемкость работы и оценить непредвиденные обстоятельства.

2. Наиболее распространена во всех странах

Базируется а оценке одного часа, дня работы аудитора с учетом квалификации и предполагаемого объема работы.

При повременной оплате определяется исходя из условного человеко/часа.

3. Применяется как правило при оказании аудиторских услуг, например: восстановлении БУ.

Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции выполненной аудитором или стоимости одного показателя отчетности.

4. Аудитор отказывается от заранее определенный суммы за услугу, а определяет услугу в виде доли сэкономленных финансовых ресурсов.

5. Различные комбинации из перечисленные форм и видов оплаты

Например: в договоре общая стоимость услуг (аккорд) + непредвиденные обстоятельства.

 

Как правило каждая аудиторская фирма имеет внутреннее положение определяющее порядок расчета.

Расчет стоимости услуг выполняется до составления общего плана аудита.

Принципы расчета за аудиторские услуги указываются в договоре м/у организациями и в зависимости от характера задания могут быть разные расчеты:

· Ежемесячные выплаты

· Поэтапные выплаты – за полностью завершенный объем работ

· Выплаты равными долями

Планирование аудиторской проверки

1. Назначение и принципы планирования аудита

2. Изучение и оценка систем БУ и внутреннего контроля

3. Аудиторский риск и его оценка

4. Существенность в аудите, подходы е определению уровня существенности

5. Порядок составления

6. Порядок разработки программы аудита

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к оптимальному подходу сроком проведения и объемом процедур.

Планирование аудитором способствует тому, чтобы важным было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, а работа была выполнена с оптимальными затратами качественно и своевременно.

Планирование аудита должно быть в соответствие с общими принципами проведения аудита, а также частные:

· Принцип компетентности (1)

· Принцип непрерывности (2)

· Принцип оптимальности (3)

(1) предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования

(2) выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов, и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хоз субъектам.

(3) заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить его вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы.

Установленные единые требования по планированию аудита в ФПСАД №3.

При планировании аудита выделяют этапы:

· Предварительный

· Подготовка и составление общего плана

· Подготовка и составление программы аудита

Оценка СВК и СБУ

В соответствие с ФПСАД №8 аудитору необходимо достичь понимания деятельности аудируемого лица и среды в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудиторской системы БУ.

Система внутреннего контроля – процесс организованный и осуществляется представительством собственного руководства, а также другими сотрудниками аудируемого лица для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении хоз операции и соответствия деятельности аудируемого лица нормам правого акта.

Организация СВК и её функционирование направлены на устранение каких либо рисков хозяйственной деятельности.

Аудитор должен обладать знаниями о СВК и использовать их для выявления искажений при рассмотрении факторов которые оказывают влияние на риски существенного искажения информации, а также при планировании характера, сроков дальнейших аудиторских процедур.

Элементы СВК

· Контрольная среда

· Процесс оценки рисков аудируемым лицом

· Информационная система в тот числе связанная с подготовкой БФУ

· Контрольные действия

· Мониторинг средств контроля

Описание элементов СВК в приложении 2, ФПСАД №8

Аудиторский риск – риск выражения аудитором ошибочного мнения о достоверности финансовой отчетности

Общие подходы регламентирующие ФПСАД №8

Аудиторский риск:

· Неотъемлемый риск – HR

· Риск средств контроля – Pск

· Риск необнаружения – RH

HR:

Означает подтверждение остатка средств на счетах БУ или группы однотипных операций искажение которых может быть существенно при допущении отсутствия необходимой системы внутреннего контроля.

Рск – риск того, что искажения, которые могут иметь место в отношении остатка средств на счетах или группы однотипных операций и быть существенными, не будут своевременно обнаружены с помощью СВК.

RH – риск того, что применение аудитором процедуры не могут выявить существенные изменения в БУ и БО.

AR = HR*Pcк*RH

Конечной целью оценки рисков в аудите является оценка риска необнаружения.

Поскольку именно влияние на RH, аудитор может анализировать в целом риск, через временные рамки и объем аудиторских процедур.

RH = AR / (Pск*HR) AR не более 5%

Подходы к оценке рисков в аудите.

1. Для оценки RH необходимо оценить HR и Рск

2. Для оценки используются тесты средств контроля

3. Применяют один из следующих:

· Оценочный (интуитивный) – оценка риска не менее, чем по 3 градациям (высокий, средний, низкий).

Аудитор из собственного опыта, знания клиентов, бесед с сотрудниками определяет аудиторский риск на основании отчетности в целом и групп операций, и использует эту оценку в планировании.

· Количественный (расчетный) – получение количественной меры, уровня AR.

Путем расчета его с использованием различных факторных моделей.

Существенность это свойство информации, которая позволяет ей оказывать влияние на принятие решений и формирование выводов пользователей.

Критерии:

Количественный Качественный
Уровень существенности – предельная мера существенности, сальдо счета в группе однотипных хозяйственных операций, после которого отчетность перестает быть достоверной во всех существ. Профессиональное суждение аудитора, применяется если нет количественной меры измерения

УС – рассчитывается по БО

УС=5000

Σ ошибок = 2000 => отчетность достоверна

Σ ошибок = 7000 => отчетность недостоверна

Σ ошибок = 4900 (увеличить объем выборки, ввести дополнительное действие для подтверждения отчетности).

 

Федеральными стандартами не предусмотрено единых методик расчета уровня существенности, поэтому каждая аудиторская организация разрабатывает методику и утверждает в качестве внутреннего стандарта.

В теории и практике аудита разработано 7 подходов расчета уровня существенности:

1. Выбор характерного показателя для конкретного

2. Выбор наименьшей суммы из 5 рассчитанных базовых показателей

3. Расчет среднего арифметического значения базовых показателей

4. Установление границы существенности как суммы границ существенности по значимым статьям БО

5. Выбор суммы наибольшего из значений двух показателей

6. Средней арифметическое значение валюты баланса и общих затрат (для убыточных предприятий)

7. Выбор значимых показателей и определение уровня существенности как значение этого показателя умноженное на 5%

1. Аудиторы выбирают наиболее характерный базовый показатель для характерного предприятия

Выбор показателя определяется отраслевой принадлежностью

Чаще всего в качестве показателей выступают выручка, затраты, прибыль, валюта, статьи баланса характеризующие отраслевую принадлежность аудируемого лица.

Пример: промышленное предприятие

Аудитору нужно проверить промышленное предприятие в соответствие со стандартом (внутр). В качестве показателя для внутреннего предприятия выступают запасы.

По данным ББ запасы составляют: 15 000 руб.

1. 15 000 * 3% / 100% = 45 000 (уровень существенности)

2. Стандартами одобренными в качестве базовых показателей выбраны: прибыль, выручка, валюта баланса, собственный капитал, затраты.

Суть в том, что для значений уровня выбираются минимальные значения.

Расчет уровня существенности по данным БФО ООО «Луч» за 2011 год.

Наименование базовых показателей Значение базового показателя БО, тыс.р. Доля % Значение применяемое для нахождения уровня существенности
1. Прибыль до налогообложения 21 289   1 064,45
2. Выручка (или валовый объем) 135 968   2 719,36
3. Валюта баланса (на конец) 128 038   2 560,76
4. Собственный капитал 20 500   2 050
5. Общие затраты (020+030+040 форма 2) 101 341   2 026,82

По данным отчетности: уровень существенности 1064,45

Третий подход состоит в выборе уровня существенности 5 базовых показателей.

1) Нахождение среднего арифметического значения из 5 показателей столбца 4: (1064,45 + 2719,36 + 2560,76 + 2050 + 2026,82) /5 = 2084

2) Нахождение наибольшего и наименьшего из 5 показателей столбца 4

Min = 1064,45 Max = 2719,36

3) Находим отклонение наименьшего значения от среднего:

(2084 – 1064) / 2084 * 100 = 49%

4) Наибольшее значение

(2719,36 – 2084) / 2084 * 100 = 30%

5) Оцениваем полученные результаты 3 и 4 шага

Поскольку значение 1064 отличается от среднего значения, а значение 2719 не так сильно, кроме того второе по величине значение 2560,76 очень близко к 2019, то применяем решение отбросить наименьшее, а наибольшее оставить.

6) Находим новое среднее: 2339 (уровень существенности)

≈ 2500

Проверка округления: (2500 – 2339) / 2339 * 100 = 7%

7% находится в пределах 20% => уровень существенности = 2500р

 

Аудитор устанавливает границу существенности как сумму границ существенности по значимым статьям отчетности.

В соответствие с этим способом уровень существенности определяется по каждой статье, а также общий по отчетности в целом суммой уровней существенности по отдельным статьям.

Значимой статьей не менее 1% от валюты баланса.

Например:

Статьи Значения Доля Значения для уровня существенности
Основные средства 80 000 2%  
Сырье и материалы 50 000 2%  
Дебиторская задолженность 2 500 5%  
Итого 15 500    
Уставный капитал 100 000 10%  
Нераспределенная прибыль 40 000 5%  
Кредиты и займы 45 00 2%  
Итого 185 000    

 

Уровень существенности рассчитывается по формуле:

(2/3 наибольшего значения * 1,6)

Наибольшее значение – обычно валюта баланса либо прибыль

 

6. Применяется для убыточных предприятий

В расчете 2 показателя:

Наименование базовых показателей Значения базовых показателей Доля % Значения для уровня существенности
Валюта баланса 210 500    
Общие затраты 179 302    

 

(4210 + 3586) / 2 = 3898р.

7. Применение этого метода основано на положениях бух учета в соответствие в которыми предельными значениями существенности выступает величина 5%.

Такой порядок расчета может быть применен каждой стороной финансового отчета.

Например:

Уровень существенности по статье основные средства составит

90 000 * 5% = 4000р

По каждой статье 5% независимо от доли.

Единый уровень существенности определенный распределяется м/у статьями аудируемой отчетности (1,3,5,6 – способы)

1. Распределяется пополам м/у активом, пассивом 50 000 ß 100 000 à 50 000

2. Определяется уровень существенности по каждой статье баланса

Удельный вес * распределение уровня существенности

20% * 50 000 = 10 000

Способы в соответствие с которыми уровень существенности нераспределяется (4,7 пункты).

Уровень существенности рассчитывается на стадии планирования, но применяется как на стадиях сбора, так и заключительном этапе ауд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: