Лекция 3
Перспективы развития педагогической профессии
Цель: определение основных направлений развития, дифференциации и интеграции педагогической профессии.
Раздел I. Введение в педагогическую деятельность.
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Назовите выдающихся учителей разных времён. В чём их заслуги перед человечеством?
2. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?
3. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
4. В чём своеобразие педагогической профессии?
5. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.
6. В чём проявляется коллективный характер педагогической деятельности?
7. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
III. Работа по теме занятия.
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии всё более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен прежде всего существенным «усложнением» характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.
Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчётливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.
|
Итак, профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретённых в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая специализация – определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определённого класса задач.
Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Педагогика и Образование». Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщённым объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные («человек – человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).
|
Другое основание для дифференциации специальностей – это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
Следующим основанием для дифференциации специальностей – это педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т. п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса её развития и вызывает обратный процесс – интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.
Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так же, как и в сфере материального производства, в области образования всё больше проявляется действие закона обобщённого характера труда. В условиях всё более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Всё более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.
|
IV. Домашнее задание
Вопросы и задания для обсуждения и размышления.
1. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация».
2. Перечислите современные педагогические специальности и квалификации.
3. Напишите микросочинение на тему «Педагогическая профессия в XXI в.».
V. Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.
3. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с.
4. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 151 с
5. Герасименко Е.Н. Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических колледжах. // Начальная школа. – 2008г. - № 9.
6. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002
7. Казимирская И. И. Мышление учителя и пути его формирования / И. И. Казимирская. – Минск, 1992. – Ч. 2. – 146 с. [с. 47–50]
8. Калинникова, Н.Г.Педагогическое образование в России: уроки истории. // Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал– 2005г. – №4.
9. Капранова В.А. История педагогики: учеб. Пособие / В.А. Капранова.- 3-е изд., испр.- М.: Новое знание,207.-240 с.
10. Касаткина Н. Учитель ХХІ века [Электронный ресурс] / Н. Касаткина, Л. Качан. – Режим доступа: https://zdd.1september.ru/2005/ 01/13.htm
11. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.- 187с.
13. Лещинский В. И., Мозгарев Л. В., Неделина С. В., Седова Е. Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. — 188 с.
14. Мазурчук Н. И. Генезис взглядов выдающихся деятелей отечественного образования XVIII - начала XX века на профессионально-педагогические качества учителя. // Педагогическое образование в России. – 2007г. - № 1.
15. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17-го века/Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика,1989. с. 383
17. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов / Л.Г. Петерсон // Начальная школа. — 2008. — № 11. — 9—14с.
18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
19. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт
22. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
23. Шитякова Н.П. Инновации в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов. // Начальная школа. – 2011г. - № 3.
24. https://studentam.net/content/category/4/110/120/
25. https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/professiya-uchitelya-vzglyad-v-budushchee
26. https://www.islam.ru/content/history/uchitel_istoria_profesii
27. https://obrazovanie.kop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=29&Itemid=42
28. https://ru.wikipedia.org
29. https://club.mon.gov.ru/articles/42
30. https://www.km.ru/referats/4AF8598464714BEBBA9F65EE607B5F1D
31. https://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_11/istpedan.htm
32. https://www.irorb.ru/
33. https://paidagogos.com/?p=61
34. https://zdd.1september.ru/2005/01/13.htm
35. https://uchebnikionline.ru/pedagogika/vstup_do_pedagogichnoyi_profesiyi -_meshko_gm/stanovlennya_rozvitok_pedagogichnoyi_profesiyi.htm
36. https://zdd.1september.ru/2005/01/13.htm