Лекция 3. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи. Научный стиль речи.




Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

Слайд 2. В каждом языке в зависимости от ситуаций используются слова определенного стиля речи. Функциональные стили речи и их характерности делятся на сферы применения. Всего их пять:

· публицистический;

· научный;

· официально-деловой;

· художественный;

· разговорный.

Важно хорошо знать русский язык и правильно использовать его жанры и функции для наиболее точной передачи информации для читателя и слушателя. Особенности каждого функционального стиля позволяют наиболее точно передать задуманный смысл автора.

Слайд 3. Разговорный стиль речи является наиболее распространенным. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Данный стиль речи использует все языковые структуры (фонетические, лексические, фразеологические, морфологические и т. д.).

Морфологические средства:

· преобладание глагола над существительным;

· частое употребление местоимений, междометий, частиц и союзов;

· использование предложного падежа;

· применение родительного числа множественного числа существительных (картофель, мандаринов).

Лексические средства:

· использование суффиксов -ишк, -ач, -яг и т. д. они придают словам разговорно-бытовое звучание (бородач, городишко, бедняга);

· применение глаголов с -ничать (попрошайничать);

· к прилагательным добавляют -пре (пренеприятный, предобрый).

Синтаксические средства характеризуются применением:

· вопросительных и восклицательных предложений;

· неполных предложений;

· пауз в речи;

· частого употребления вводных слов и словосочетаний, не имеющих смысла;

· повторения одних и тех же слов, букв (ааа, да, да, да).

Текст имеет форму диалога, когда один человек спрашивает, а другой ему отвечает. Также в разговорном стиле речи ударение может использоваться неправильно, что недопустимо в других функциональных стилях речи.

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечивающая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Слайд 4. Научный стиль речи. Сфера применения данного жанра языка — это научная деятельность. Используется для повествования информации обучающимся людям. В научных трудах используется определенная терминология, как правило, она берется из устаревших и однозначных языков, таких как латинский, греческий и т. п. В них все слова имеют один смысл и не допускают возникновения неточного восприятия информации. Научный функциональный стиль речи всегда имеет точные названия и дополнительно обогащается графиками, рисунками, формулами и устоявшимися символами (химические, геометрические, алгебраические и т. п.).

Отличительные синтаксические особенности:

· Все предложения имеют однозначный, подчеркнуто логичный смысл. Отсутствует образность, но преобладает информационная насыщенность предложений.

· Частое применение сложных предложений, соединенных союзами (вследствие этого, поэтому);

· Вопросительные предложения используются для привлечения внимания к информации

· В тексте преобладают безличностные предложения.

Лексические особенности:

· В тексте часто встречается научная терминология (энергия, апогей, ротацизм и т. п.).

· Используются слова абстрактного значения: энергия, проекция, точка. Их невозможно визуально представить в настоящем мире, но они активно используются в терминологии.

· Применение существительных оканчивающихся на -тель означающих источник действия, орудия или вспомогательного инструмента (двигатель).

· Используются существительные с -ник, -ие, -ость означают признак чего-либо (инерция, частность, построение).

· Использование приставок мини-, макро-, графи- и т. п. (макрометр, миллиметр, полиграф).

· Применение прилагательный с -ист. Означает использование чего-либо в малом количестве в смеси (водянистый, глинистый и т. д.).

Морфологические признаки, частое применение:

· вводных и уточняющихся конструкций;

· кратких страдательных причастий;

· кратких прилагательных.

При проведении любого научного исследования человек ставит перед собой цель — получить новые знания и рассказать о них обществу или другим соратникам. Наиболее надежным способом сохранения полученных знаний является их запись в виде доклада или другого печатного материала. В дальнейшем подобные труды можно предоставлять в виде достоверного источника информации.

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах; в научной литературе.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание письменной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источники, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, диссертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.

Слайд 5. Общая характеристика научного стиля выглядит следующим образом:

• Используется в естественных, точных и гуманитарных науках.

• Применяется для написания и печати статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ.

• Все высказывания ведутся от одного лица, как правило, от исследователя.

• Имеется небольшой набор языковых средств для использования.

Слайд 6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ТЕКСТА НАУЧНОГО СТИЛЯ»

В рамках данной работы студент должен научиться анализировать приведенный и создавать собственный текст в научном стиле. Поэтому в процессе работы не забывайте учитывать лексические, морфологические, синтаксические нормы научной речи.

Текст вашего анализа должен представлять собой образец текста научного стиля!

План анализа текста научного стиля

1. Представьте анализируемый материал (Для анализа взят фрагмент… Докажем, что это текст научного стиля).

2. Укажите, как в тексте проявляются качества научной речи:

• точность (термины, определения, числовые данные, даты и т. д.);

• объективность (запрет на использование местоимения «я», представление разных точек зрения на предмет, безличность языкового выражения);

• логичность (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами, повторы);

• доказательность (аргументация положений и гипотез);

• обобщенность, абстрактность (преобладание абстрактных существительных, использование глаголов настоящего времени во вневременном значении, возвратные и безличные глаголы, использование безличных и неопределенных предложений).

Приведите примеры.

Слайд 7. 3. Опишите особенности оформления научного текста: сноски, выделение шрифтом, графики, схемы, таблицы.

4. Дайте языковую характеристику научной речи:

а) лексические признаки научного стиля: термины (слова, точно называющие специальные научные понятия), общенаучная лексика (слова, имеющие научную стилистическую окраску, но не закрепленные за определенной профессиональной сферой); книжная лексика абстрактного характера;

б) морфологические признаки научного стиля: частотность существительных, существительных среднего рода, форм существительных родительного падежа, преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени, использование причастий и деепричастий, употребление указательных местоимений;

в) синтаксические признаки научного стиля: пассивные конструкции (оборот был распределен – кем?), обобщенно-личные предложения (отметим важные особенности), безличные предложения (необходимо отметить, следует подчеркнуть, можно сделать несколько выводов), обособленные обороты, вводные и вставные конструкции, цепочки однородных членов, многокомпонентные сложные предложения с союзной связью, нейтральный порядок слов.

Слайд 8. 5. Вывод (Анализ качеств речи и языковых особенностей текста позволяет сделать вывод, что этот текст научного стиля, подстилей).

• Научно-популярный (очерк, лекция, популярная энциклопедия)

• Собственно научный (монография, статья, доклад)

• Научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание)

• Научно-справочный (словарь, справочник, каталог)

• Учебно-научный (учебник, учебно-методическое пособие)

Подстили научной речи (тематическая классификация)

• Научно-технический

• Научно-естественный

• Научно-гуманитарный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: