Ход урока.
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания.
Вопрос 1. Что такое биогеоценоз? Биогеоценоз — это экологическая система (экосистема), границы которой определены растительным сообществом. Совокупность биогеоценозов земного шара образует глобальную систему, биосферу. Примерами биогеоценозов являются дубрава, луг, ельник, березовая роща и др.
Вопрос 2. Что вы знаете о пространственной структуре экосистемы.
Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением растительности. Сверху вниз над землей выделяют пологовый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уровни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственная организация позволяет растениям эффективно использовать свет и другие ресурсы, а животным — занимать разные экологические ниши и ослаблять конкуренцию между близкими видами.
Вопрос 3. Какие обязательные компоненты включает любая экосистема?
В любой экосистеме можно выделить два основных структурных компонента — биотоп и биоценоз. Биотоп — это комплекс факторов неживой природы, которые в сумме формируют определенные климатические, географические, почвенные и другие параметры экосистемы. Биоценоз — это совокупность всех живых организмов (популяций) экосистемы. Он разделяется на зооценоз (сообщество животных), фитоценоз (сообщество растений) и микробоценоз (сообщество микроорганизмов).
Вопрос 4. В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.
С точки зрения экологической структуры в экосистеме можно выделить три группы особей.
|
1) Продуценты, или производители, —автотрофы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Их биомасса — это первичная продукция экосистемы,которая служит пищей и источником энергии для всех остальных организмов сообщества. Автотрофами являются растения, фотосинтезирующие и хемосинтезирующие прокариоты.
2) Консументы, или потребители, —гетеротрофные организмы,использующие первичную биомассу или биомассу других консументов для собственной жизнедеятельности. Консументами являются многие животные, паразитические бактерии, хищные растения.
3) Редуценты, или разлагатели, — организмы, перерабатывающие мертвое органическое вещество (детрит) до минеральных соединений. Редуценты — это дождевые черви,многоножки, термиты, грибы, бактерии.
Таким образом, продуценты используют неорганические соединения, создавая первичную продукцию. Далее часть консументов (растительноядные животные) используют первичную продукцию, создавая вторичную биомассу, которая используется другими консументами (хищники, паразиты). После смерти продуценты и консументы разлагаются редуцентами до минеральных соединений, которые вновь используются продуцентами.
2. Индивидуальная работа по карточкам:
Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют_________. Они представлены в основном видами, относящимися к ________ миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающее его до минеральных соединений, называют _______.
|
III. Изучение новой темы.
Работа с учебником. Самостоятельное чтение параграфа 52 стр. 289
2. Ответьте на вопросы
1) За счет чего формируется устойчивая саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся экосистема? (За счет постоянного взаимодействия живых организмов друг с другом и с факторами внешней среды.)
2) На основе чего строятся взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой? (На основе пищевого поведения.)
3) Чем связаны все виды организмов в экосистеме? (Все виды организмов связаны друг с другом сложной системой пищевых взаимоотношений.)
4) От чего зависит устойчивость структуры экосистемы? (Устойчивость экосистемы зависит от многообразия пищевых связей, существующих между разными видами этого сообщества.)
5)Какие процессы постоянно происходят в экосистеме. (В экосистеме происходит постоянный перенос вещества и энергии, заключенной в пище, от одних организмов к другим.)
6) Как образуются в экосистеме органические вещества? (Растения (продуценты), используя солнечную энергию, образуют органические соединения.)
7)Что происходит дальше с органическими соединениями? (Эти вещества употребляют гетеротрофы (консументы), продукты жизнедеятельности вновь используются автотроф- ными организмами.)
Вывод: В экосистеме существует постоянный круговорот веществ и энергии, который поддерживается энергией Солнца.
Каждый организм, участвующий в этом процессе, находится на определенном трофическом, или пищевом, уровне, образуя трофическое (пищевое) звено.
|
8)Сколько трофических уровней различают в экосистеме?
1-й трофический уровень —► автотрофные организмы —> растения
2-й трофический уровень —* растительноядные животные и паразитические растения.
3-й трофический уровень —> плотоядные животные —> хищники 1-го порядка —> мелкие млекопитающие, насекомоядные птицы, амфибии, рептилии.
4-й трофический уровень —» крупные плотоядные животные —► хищники 2-го порядка и их паразиты.
5-й трофический уровень — редуценты.
9) Всегда ли пищевая цепь начинается с продуцентов (растений)? (Нет. Цепь питания может начинаться с детрита (мертвой органики.)
10) Различают следующие цепи питания:
11)Почему пищевые цепи связаны между собой в единую пищевую сеть? (Обычно одно и то же растение служит пищей нескольким животным, которые в свою очередь могут быть съедены разными хищниками.)
Вывод: Пищевые цепи разветвляются в сложные пищевые сети. Пищевые сети внутри каждого биоценоза имеют хорошо выраженную структуру.
Она характеризуется да каждом уровне цепи питания биомассой (количеством, размером и общей массой организмов).
V. Закрепление.
- Чем определяется устойчивость экосистемы?
- Объясните, что такое экологическая пирамида.
2.Практическая работа №3 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме».
Из данного перечня организмов составьте пастбищную цепь питания:
1 вариант: певчий дрозд, жёлуди, ястреб – перепелятник, жёлуди.
2 вариант: короед, пёстрый дятел, кора дуба, ястреб – перепелятник.
Сильные: Сойка, ястреб – тетеревятник, желудёвый долгоносик, певчий дрозд, жёлуди.
3) Из данного перечня организмов составьте детритную цепь питания: жук – навозник,
Домашнее задание: § 52