Работа с учебником. Самостоятельное чтение параграфа 52 стр. 289




Ход урока.

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания.

Вопрос 1. Что такое биогеоценоз? Биогеоценоз — это экологическая система (экосистема), границы которой определены растительным сообществом. Совокупность био­геоценозов земного шара образует глобальную систему, биосферу. Примерами биогеоценозов являются дубрава, луг, ельник, березовая ро­ща и др.

Вопрос 2. Что вы знаете о пространственной структуре экосистемы.

Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением расти­тельности. Сверху вниз над землей выделяют пологовый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уров­ни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственная организация позволяет растениям эффективно использо­вать свет и другие ресурсы, а животным — за­нимать разные экологические ниши и ослаб­лять конкуренцию между близкими видами.

Вопрос 3. Какие обязательные компоненты включает любая экосистема?

В любой экосистеме можно выделить два основных структурных компонента — биотоп и биоценоз. Биотоп — это комплекс факто­ров неживой природы, которые в сумме фор­мируют определенные климатические, геогра­фические, почвенные и другие параметры эко­системы. Биоценоз — это совокупность всех живых организмов (популяций) экосистемы. Он разделяется на зооценоз (сообщество жи­вотных), фитоценоз (сообщество растений) и микробоценоз (сообщество микроорганизмов).

Вопрос 4. В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.

С точки зрения экологической структуры в экосистеме можно выделить три группы осо­бей.

1) Продуценты, или производители, —автотрофы, синтезирующие органические ве­щества из неорганических. Их биомасса — это первичная продукция экосистемы,которая служит пищей и источником энергии для всех остальных организмов сообщества. Автотрофами являются растения, фотосинтезирующие и хемосинтезирующие прокариоты.

2) Консументы, или потребители, —гетеротрофные организмы,использующие первичную биомассу или биомассу других консументов для собственной жизнедеятель­ности. Консументами являются многие живот­ные, паразитические бактерии, хищные рас­тения.

3) Редуценты, или разлагатели, — ор­ганизмы, перерабатывающие мертвое органи­ческое вещество (детрит) до минеральных со­единений. Редуценты — это дождевые черви,многоножки, термиты, грибы, бактерии.

Таким образом, продуценты используют неорганические соединения, создавая первич­ную продукцию. Далее часть консументов (растительноядные животные) используют первичную продукцию, создавая вторичную биомассу, которая используется другими кон­сументами (хищники, паразиты). После смер­ти продуценты и консументы разлагаются ре­дуцентами до минеральных соединений, кото­рые вновь используются продуцентами.

2. Индивидуальная работа по карточкам:

Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют_________. Они представлены в основном видами, относящимися к ________ миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающее его до минеральных соединений, называют _______.

III. Изучение новой темы.

Работа с учебником. Самостоятельное чтение параграфа 52 стр. 289

2. Ответьте на вопросы

1) За счет чего формируется устойчивая саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся экосистема? (За счет постоянного взаимодействия живых организмов друг с другом и с факторами внешней среды.)

2) На основе чего строятся взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой? (На основе пищевого поведения.)

3) Чем связаны все виды организмов в экосистеме? (Все виды организмов связаны друг с другом сложной систе­мой пищевых взаимоотношений.)

4) От чего зависит устойчивость структуры экосистемы? (Устойчивость экосистемы зависит от многообразия пище­вых связей, существующих между разными видами этого сообще­ства.)

5)Какие процессы постоянно происходят в экосистеме. (В экосистеме происходит постоянный перенос вещества и энергии, заключенной в пище, от одних организмов к другим.)

6) Как образуются в экосистеме органические вещества? (Растения (продуценты), используя солнечную энергию, обра­зуют органические соединения.)

7)Что происходит дальше с органическими соединениями? (Эти вещества употребляют гетеротрофы (консументы), продукты жизнедеятельности вновь используются автотроф- ными организмами.)

Вывод: В экосистеме существует постоянный круговорот веществ и энергии, который поддерживается энергией Солнца.

Каждый организм, участвующий в этом процессе, находится на определенном трофическом, или пищевом, уровне, образуя трофи­ческое (пищевое) звено.

8)Сколько трофических уровней различают в экосистеме?

1-й трофический уровень —► автотрофные организмы —> растения

2-й трофический уровень —* растительноядные животные и паразитические растения.

3-й трофический уровень —> плотоядные животные —> хищ­ники 1-го порядка —> мелкие млекопитающие, насекомоядные пти­цы, амфибии, рептилии.

4-й трофический уровень —» крупные плотоядные живот­ные —► хищники 2-го порядка и их паразиты.

5-й трофический уровень — редуценты.

 

9) Всегда ли пищевая цепь начинается с продуцентов (рас­тений)? (Нет. Цепь питания может начинаться с детрита (мертвой органики.)

10) Различают следующие цепи питания:

 

11)Почему пищевые цепи связаны между собой в единую пи­щевую сеть? (Обычно одно и то же растение служит пищей нескольким животным, которые в свою очередь могут быть съедены разны­ми хищниками.)

Вывод: Пищевые цепи разветвляются в сложные пищевые сети. Пищевые сети внутри каждого биоценоза имеют хорошо вы­раженную структуру.

Она характеризуется да каждом уровне цепи питания биомас­сой (количеством, размером и общей массой организмов).

V. Закрепление.

- Чем определяется устойчивость экосистемы?

- Объясните, что такое экологическая пирамида.

2.Практическая работа №3 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме».

Из данного перечня организмов составьте пастбищную цепь питания:

1 вариант: певчий дрозд, жёлуди, ястреб – перепелятник, жёлуди.

2 вариант: короед, пёстрый дятел, кора дуба, ястреб – перепелятник.

Сильные: Сойка, ястреб – тетеревятник, желудёвый долгоносик, певчий дрозд, жёлуди.

3) Из данного перечня организмов составьте детритную цепь питания: жук – навозник,

Домашнее задание: § 52

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: