1.1 Главные принципы программы профилактики.
Факторы. Три обобщенных фактора влияют на развитие наркотической зависимости: вид употребляемого наркотика, лица, употребляющие наркотики с их субкультурой, особенности окружающей среды (нелегальный рынок наркотиков, законодательство, общественное сознание).
Виды наркотиков. Программа не должна исчерпываться проблемой потребления нелегальных наркотиков. В дополнение к наркотикам предметом внимания должны быть и другие психоактивные вещества, например продаваемые в аптеках по рецептам и некоторые вещества, находящиеся в свободной продаже, так как употребление их может приводить к химической зависимости.
Информация. Информационный подход, данные о масштабах распространенности явления, опасности и свойствах употребления психоактивных веществ, негативных последствиях признается в настоящее время недостаточным. В профилактике необходима апелляция к личности (к эмоциям, убеждениям и поведенческим образцам).
Системный подход. Не следует ограничивать профилактику наркоманий только в отношении групп учащихся. Эта деятельность должна быть ориентирована на родителЕЙ, ПЕДАГОГОВ и всех работников Здравоохранения.
Региональные особенности. Важно проводить учет региональных особенностей, а именно: политика в области здравоохранения, учет и контроль за незаконным оборотом наркотиков, уровень распространенности, экономико-географическое расположение, этнический состав населения, климатические условия.
Участники Программы. Программа по профилактике должна осуществляться не только специалистами профессионально связанными с наркологией, но и лицами, находящимися внутри разных социальных слоев. Речь идет о различных общественных структурах. Каждый участвующий в осуществлении программы профилактики, должен пройти специальное обучение в рамках данной программы. Некоторые участники могут оставаться пассивными, поэтому время от времени необходимы встречи для содержательного обмена мнениями и взаимной поддержки.
|
Актуальная ситуация. Профилактика для индивидуальных групп-объектов должна проводиться на основе знаниЯ текущей ситуации. Для этого должно быть установлено, какие наркотики употребляются в группе, как принимаются и осуществляются решения.
Проверка эффективности. Существенно, чтобы властные структуры были заинтересованы в проведении программы и осуществляли постоянный контроль на каждой стадии ее выполнения.
Этапы разработки программы
Первая фаза. На первом этапе требуется создание рабочей группы, которая могла бы разрабатывать, планировать, координировать деятельность по профилактике в различных социальных сообществах (школа, семья, учреждения, места досуга).
Вторая фаза. На втором этапе было бы весьма целесообразно создание Центральной координационной ГРУППЫ. В ее состав могли бы входить представители различных социальных сообществ, сложившихся на первой фазе осуществления разработки программы, т.е. работники школ, члены общественных организаций, представляющих семью и ее интересы (женские организации), лица профессионально связанные с организацией досуга детей (руководители клубов, лагерей, организаторы дискотек). Необходимо проведение встреч на регулярной основе, где обсуждались бы возможные пути противостояния наркоманиям, обеспечения более здорового и правильного отношения к собственной жизни.
|
Третья фаза. Далее продуктивным шагом в реализации программ профилактике было бы создание Информационно - обучающего Центра. В нем могли бы быть сосредоточены информация по распространенности злоупотребления психоактивными веществами, как в популяции, так и среди различных ее слоев, разнообразные профилактические технологии, универсальная и специализированная концепция профилактики. В этом Центре, возможно, было бы объединить работу по первичной, вторичной и третичной профилактике в целостную систему. Во главе этого Центра могло бы официальное лицо, ответственное за состояние здравоохранения в данном регионе. На основе интеграции отечественного и зарубежного опыта в данном Центре должны проводиться обучающие циклы различных специалистов.
Целостный подход
При разработке рабочего плана действий следует иметь в виду следующие группы населения:
§ Школа (школьники и преподаватели).
§ Семья (родители и дети).
§ Место работы (работодатели и наемные работники, социальные и медико-санитарные службы, и др.).
§ Место жительства (район, администрация и правоохранительные органы, районное здравоохранение).
§ Рекреационная среда (рестораны, бары, дискотеки, казино, молодежные и спортивные клубы и т.д.).
Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.