Деятельность целевых подгрупп.




Цель каждой подгруппы в том, чтобы способствовать первич­ной профилактике наркомании в соответствующий социальной среде. Ее члены должны:

1. быть знакомы с ситуацией отношения к психоактивным веществам в данной среде, отдельными случаями, связанными с наркотиками;

2. объединять усилия по профилактике и стараться выявить общие цели (включая кратко и долговременные). Все это является частью выработки педагоги­ческой концепции;

3. Снабжать методическими материалами и образовательными средствами, полезными для выполнения программы;

4. Оценивать эффективность различных этапов программы. Каждая целевая подгруппа может выработать свой собственный подход;

 

§ Вышеприведенные задачи являют собой разные части активного профилактического процесса.

Начальная школа

Результата опроса, проведенного в 1998 г. среди детей, учащихся с 3 по 8 класс (10-15 лет), показали, что употребление алкоголя и табакокурение прогрессивно увеличивается, следовательно, рекомендуется осуществление программ профилактики в этих возрастных группах. Ниже приведены некоторые результаты опроса относительно начальных проб спиртных напитков и табакокурения:

Возраст 10-14 лет 15 лет
Пробовавшие курить 20 % 37 %
Пробовавшие алкоголь 28 % 44 %

 

Эти данные говорят о том, что 14-15 лет является критическим возрастным периодом для приобщения детей к психоактивным веществам, поэтому объектом работы для целевой группы в начальной школе могут стать дети до 10 лет, где можно поставить следующие задачи:

1. Сформировать понятие о здоровом образе жизни и его преимуществах, помочь приобрести следующие навыки, необходимые для жизни без психоактивных веществ:

· Уметь занимать правильную позицию при мелких неудачах и при разрешении конфликтов,

· Уметь выражать свои чувства и устанавливать меж­личностные контакты.

· Уметь сказать "НЕТ".

Обучающие приемы для группы 11-13-летних детей отличаются от приемов для младших детей. В детских садах и в начальных школах указанные выше задачи не выходят за рамки физического и общего воспитания; их следует рассматривать на фоне про­тивопоставления "здоровье – зависимость - болезнь".

В раннем возрасте для детей важно научиться, как вести себя в жизни в периоды уныния, скуки, разочарования, агрессии и как с этим справляться, развивая в себе хорошее самочувствие и самоуважение.

2. Для целевой подгруппы, ответственной за учащихся начальной школы, более большое значение имеет подготовка преподавателей в плане формирования навыков, чем собственно профилактика химической зависимости.

Преподаватели, занимающиеся этой проблемой, должны пройти подготовку по ведению групповой дискуссии и использовании упражнений, нацеленных на личностное развитие.

Среди тем занятий главными являются элементы самопознания, принципы безопасности в различных экстремальных ситуациях, отравления лекарственными препаратами.

Информация, содержащаяся в учебнике, рас­считана на учителей начальных школ. В таких уроках могут быть использованы игры, песни, рисунки, книги, мультфильмы, содержание которых ассоциируются с проблемами поведения в разных ситуациях позитивными и негативными образцами их разрешения.

Средняя школа

Несмотря на всеобщее признание остроты проблемы с употреблением психоактивных веществ и сознание необходимости профилактической работы в образовательных учреждениях формирование мотивации целевых подгрупп является самостоятельной проблемой.

Распространение информа­ции является лишь одним из аспектов формирования здо­рового образа жизни. На таких уроках помимо темы здоровья необходимо, демонстрировать учащимся способы разрешения конфликтов, связанных с их возрастными особенностями, вовлекать их в интерактивную работу, с тем, чтобы психоактивные вещества не стали основным способом разрешения проблем.

Первичная профилактика наркомании преследует, прежде всего, воспитательные за­дачи. Это помощь в сохранении здо­ровья, а не в доказательствах вредных последствий употребления психоактивных веществ.

Главной конечной целью является развитие позитивных отношений с окружающими, адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Эта концепция требует специального обучения, где члены целевых подгрупп не только делятся своими знаниями, но и готовы понять позицию учеников. Для этого необходимы навыки проведения групповых дискуссий. Кроме того, необходимо четко осознавать свои собственные позиции по отношению алкоголю и табаку и другим психоактивным веществам (они не обязательно должны совпадать с социальными стандартами). Это условие необходимо создания атмосферы доверия и уважения.

При проведении работы необходимо знать реальность не только в школе, но и за ее пределами. В этих целях целесообразно провести опрос ребят для выяснения позиции и мотивировок по отношению к злоупотреблению психоактивными веществами, находящимися в свободной продаже и запрещенными. Сложившееся представление ребят может являть собой серьезный фактор риска, однако эта картина подвержена постоянным изменениям.

Координация мероприятий. Профилактический подход может быть как частью общего учебного плана в виде отдельной дисциплины, так, и вклю­чен в план уроков по другим предметам.

Целесообразно, чтобы в каждой школе один преподава­тель координировал работу по профилактике нар­комании в пределах этой школы. Этот преподаватель-координатор должен встречаться на регулярной основе с другими преподавателями-координаторами, чтобы быть включенным в региональный профилактический процесс.

Время от времени преподаватели разных школ, ведущие учебные за­нятия в классах одного возрастного уровня, общаются, обмениваются опытом и ин­формацией. На этих встречах выдвигаются предложения по единому под­ходу к проведению работы.

Cемья

Первые представ­ления о наркотиках у детей формируются в раннем детстве на основе наблюдения поведения родителей (употребление табака, алкоголя и некоторых лекарств). Совершенно очевидно, что мощным фактором первичной профилактики является семья

Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о психоактивных веществах. Не менее важной задачей является также преодоление защитной позиции родителей - отрицания возможности приобщения своих детей к табаку, алкоголю и наркотикам.

Регулярная информация о распространенности употребления психоактивных веществ в данном регионе или данном учреждении должна сочетаться с анализом отдельных случаев и разбором возможных альтернатив поведения родителей и их последствий.

Традиционный уход от ответственности путем передачи ее другим, поиски виновных, непонимание собственных ресурсов часто препятствуют профилактике в семье. Понимание проблемы запаздывает по сравнению с ее формированием и развитием.

Чтобы ознакомиться с отношением родителей к проблеме, первым шагом может стать анонимное консультирование об ожиданиях родителей в отношении употребления психоактивных веществ их детьми. Вторым шагом может стать оказание консультативной помощи тем родителям, которые имеют проблемы и наконец третьим шагом может стать попытка объединить таких родителе, сделать их целевой подгруппой для работы с другими семьями.

После соответствующего обучения родители могут демонстрировать различные методы профилактики и подходы для других родителей. Те или иные темы могут обсуждаться во время родительских конференций, и специальных тематических собраний.

Информация о наркотиках, которой обучаются родителями, должна представлять собой специфику в зависимости от возраста их детей. Так например, если в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте с детьми можно говорить о табакокурении, алкоголе и некоторых лекарствах, то родители подростков точно должны знать комплекс признаков злоупотребления психоактивными веществами, их разновидности.

Цели обучения. Родители должны, прежде всего, понять, что их дети имеют собственные мнения, часто отражающие социальные стереотипы (терпимое отношение к алкоголю, табаку). Родители должны быть очень внимательны к тем явлениям окружающей среды, которые содержат факторы риска приобщения к употреблению алкоголя, табака и некоторых ле­карств. Это расположение торговых точек рядом с учебным заведением, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продаж лекарств в аптеках и аптечных пунктах.

Для родителей необходимо осознание своего отношения и опыта употребления психоактивных веществ. Динамика этого отношения на протяжении жизни.

Не менее важны навыки для родителей аналитического подхода к рекламным объявлениям, песням и поговоркам, связанным с данной тематикой, средствам массовой информации.

В общении с родителями дети должны получить возможность учиться отстаивать свое мнение, отказываться от некоторых вещей, понимать свои потребности.

Игра "Упаковка рюкзака на всю жизнь" между родителями и детьми весьма удобна для понимания жизненных потребностей тех и других.

Среди родителей и детей можно провести опрос с просьбой указать способности, которые они считают жизненно важными для их детей, чтобы избежать опасности приобретения наркотической зависимости. Далее можно провести обсуждение по поводу указанных способностей которые вызвали наибольшее разногласие.

Ниже дан пример списка, необходимых свойств, относящихся к упражнению «способности», помогающие избежать употребления наркотиков.

 

Способности   Ребенок Родитель
говорить "нет"        
принимать (безропотно) отказы        
обходиться без чего-либо        
выражать свои чувства        
устанавливать контакт        
разрешать конфликты        
радоваться жизни        
выдерживать напряжения        

 

Оценка этих ответов может быть неожиданной и окажется, что многие навыки отсутствуют у самих родителей.

Следует отдавать себе отчет в том, что родителей нелегко мотивировать на подобную деятельность, однако идеи совместного проведения времени с детьми могут служить дополнительным побуждением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: