Техника задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами с сайта А.Пушкова, Украина




При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника задавания вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял.

В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при рассматривая карты как стимул, запускающий в нас ассоциации, переживания, воспоминания и т.д. главным вопросом будет так называемая «петля в реальность» или «челнок» - «А что эта карта говорит о вас?».
Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент.
Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который:
1) Наладка контакта, прояснение запроса;
2) Предложение определенной техники-упражнения с МАК;
3) Диссоциированная работа, погружение в МАК;
4) Челнок в реальность, интеграция полученного опыта;
5) Подведение итога встречи.
_______________
Хотя вполне возможны случаи, когда:

- встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе;
- погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз на протяжении сессии;

- вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.
Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса.

 

В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего?...)

 

Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве. Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны. Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися.

1. Рефреминг проблемной ситуации, поиск альтернатив;

2. Самопознание;

3. Работа с семейной системой клиента;

4. Проработка травмы, потери, страха.

5. Поиск внутренних ресурсов.

 

Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения:

• Работа «вслепую»/«в открытую»

• Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/

 

Так же можно выделить уровни погружения в инструмент:

• Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте);

• Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);

• Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни).

Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции.
Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом.

Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются).
Например:

- Сколько процентов злости чувствует человек на карте, занесший нож за спиной у другого?

- Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу?

Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры.

Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.

Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса.

 

Вопросы на классификацию

Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования:
• Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план?
• Какая карта вызывает более положительные эмоции, а какая - отрицательные?

 

«Процентные» вопросы

Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п.

• Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию?

• Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли?

• Сколько процентов страха содержится в этой карте?

• Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры?


Вопросы об исключениях из проблемы

Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия.

• (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена?

• «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор.

 

Вопросы на изменение контекста

Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны.

• Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история?

• Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте?

 

Фокусировка на непроблемных областях и ресурсах

Позволяет снять напряжение с зацикленного на проблеме разговора

• В чем сила героя, изображенного на карте?

• Описывая проблемную ситуацию, которая изображена на карте, какие из её элементов должны были бы остаться неизменным или повторяться как можно чаще?

 

Цель и способы решения

• Как должен был бы выглядеть по-настоящему хороший результат (во времени, пространстве, отношениях)?

• Что могло бы быть наименьшим показателем того, что ситуация движется в ожидаемом направлении?

• В каких временных промежутках и в каком темпе можно было бы рассчитывать на изменение?

 

Предложение альтернативы:

• Как ты думаешь, как изменилась бы история, если главный герой смог обуздать свои агрессивные импульсы?

• Как бы изменился смысл карты, если бы рядом с принцессой появился принц?

 

Отдельно стоит осветить технику экстернализированной беседы нарративного подхода.

Экстернализированная беседа заключается в преобразовании языка, используемого человеком для описания проблемы так, чтобы проблема заняла по отношению к человеку внешнюю позицию. Экстернализирующие беседы позволяют человеку занять метапозицию и увидеть ряд возможностей. Когда проблема занимает внешнюю позицию, человек, находя собственные предпочтения, может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней.

Образцы вопросов экстарнализущих проблему

Сфера влияния:

- в какие сферы жизни Проблема уже проникла, где её влияние особенно сильно? Влияет ли она на взаимоотношения с другими людьми, на чувства, вмешивается ли в мои мысли, как она изменила мое представление о самом себе и об истории моей жизни?

Стратегии:

- Как именно Проблема манипулирует мной: к каким стратегиям, методам и хитростям она прибегает, пытаясь руководить моей жизнью? Как я ей противодействую? Изобрел ли я какие-то техники, стратегии, хитрости, которые мешают Проблеме руководить Моей жизнью?

Механизм взаимодействия:

Какими способами проблема сообщает мне, что она тут, как заявляет о своем влиянии на мою жизнь?Какие у Меня есть качества, умения, способности, которые Проблеме все еще трудно обесценить? Каким образом Я сообщаю проблеме, что не буду "подчиняться?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: