Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г.




Задание студентам группы МОЦИ-270

По дисциплине «ОДБ.04. История»

На время дистанционного обучения

Октября 2021 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

Литература: Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; Новейшая история. ХХ – начало XXI века. 9 класс: атлас. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2013.

 

Первая мировая война.

Военные кампании и основные сражения 1916-1918 гг.

 

План

 

Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г.

Военные действия на Западном фронте в 1917-1918 гг. Поражение Четверного союза. Революции. Перемирие.

3. Итоги Первой мировой войны. Жертвы.

Цель занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать понятие о предпосылках и причина Первой мировой войны; дать представление о двух военных боках Антанта и Тройственный союз; показать ц ели и планы участников войны; дать информацию об основных сражения Первой мировой войны; познакомит с итогами Первой мировой войны

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

 

Воспитательная:

• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитывать у студентов общечеловеческие

Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г.

 

После того как Россия была ослаблена в результате военной кампании 1915 г. и стала не способна, по мнению германских генералов, к широким наступательным операциям, настало время, считали в Берлине, дать решающий бой Франции.

На Западном фронте началась война на истощение. Почти весь 1916 год (с февраля по декабрь) продолжалось гигантское сражение у Вердена, прикрывавшего путь германской армии на Париж. Французы выполнили приказ главнокомандующего Ж.Ж. Жоффра «Стоять насмерть!». Обе стороны бросали в битву все новые и новые резервы. В «Верденской мясорубке» погибло свыше 1 млн человек.

Пытаясь ослабить давление германской армии на Верден, французские и английские войска намеревались прорвать оборону немцев на реке Сомма. Битва на Сом ме продолжалась всю осень 1916 г. Здесь впервые англичане применили танки. Они оказали большое психологическое воздействие на немецких солдат и способствовали успеху атаки, но стратегическая ситуация не изменилась.

Успешным было наступление русских войск летом 1916 г. на Восточном фронте. Армия генерала А. А. Брусилова прорвала фронт в Галиции. Брусиловский прорыв хотя и не привел к военному разгрому Австро-Венгрии, но помог англо-французским войскам устоять под Верденом и на Сомме.

Длившееся всего несколько часов Ютландское сражение английского и германского флотов в мае 1916 г. привело к незначительным потерям с обеих сторон, но подтвердило стратегическое превосходство английского флота и сохранение блокады германских кораблей.

К концу 1916 г. Германия и в целом страны Четверного союза утратили стратегическую инициативу в военных действиях, которая перешла к Антанте. Четверной союз не смог переломить ситуацию и добиться реализации своих стратегических планов. В Европе для Германии продолжалась тяжелая война на два фронта в тисках морской блокады.

Неудачи 1916 г. побудили Германию принять отчаянное решение — вновь перейти к неограниченной подводной войне против любых судов, направлявшихся или покидавших Великобританию. Около четверти судов, выходивших из английских портов, не возвращались домой. В 1917 г. германские подводные лодки потопили свыше 2700 судов. Однако неограниченная подводная война привела к тому, что Германия обрела еще одного врага – в апреле 1917 г. США объявили ей войну.

 

2. Военные действия на Западном фронте в 1917-1918 гг. Поражение Четверного союза. Революции. Перемирие.

На Западном фронте войска продолжали сражаться. Крупные и кровопролитные битвы сменялись периодами позиционной войны.

В 1917 г. инициатива была уже в руках Антанты. Французские войска готовились к решающему сражению с Германией. В апреле 1917 г. началась призванная стать решающей операция французских войск в районе Арраса и Реймса. Наступлением руководил французский главнокомандующий Нивель. В бой были брошены более 100 дивизий, применялась артиллерия, танки, самолеты. Прорвать немецкий фронт не удалось. «Бойня Нивеля» — так окрестили это неудачное наступление французы. Общие потери убитыми и ранеными составили 500 тыс. человек.

Военная кампания 1917 г. показала всю бессмысленность ожесточенных военных действий германских войск и сил Антанты на Западном фронте, когда ценой продвижения на несколько километров в глубь территории противника становились жизни сотен тысяч солдат и офицеров.

В итоге переломить ситуацию в 1917 г. на Западном фронте Антанте не удалось, несмотря на огромные жертвы.

Последний стратегический план войны, разработанный германским командованием во главе с начальником Генерального штаба П. Гинденбургом и его правой рукой — Э. Людендорфом, был не менее амбициозным, чем план Шлифена. Людендорф намеревался путем мощных ударов разъединить союзнические войска на две части, оттеснить английские войска к Ла-Маншу и сбросить их в море, а затем нанести поражение основной группировке французских войск. Весной — летом 1918 г. началась реализация этого замысла — последнее германское наступление, которое окончательно истощило материальные и людские резервы Германии. В войне наступил коренной перелом. Перевес сил был уже на стороне Антанты.

Началось контрнаступление войск Антанты на Марне. Союзные войска под командованием маршала Ф. Фоша в сражении под Амьеном в августе 1918 г. нанесли поражение германским армиям. Это было решающее сражение. С военной точки зрения война со стороны Германии уже была бессмысленной. Потери Германии весной – летом 1918 г. составили 800 тыс. человек. Стратегическое преимущество Антанты стало бесспорным.

Поражение Германии и ее союзников по Четверному союзу было вопросом времени. В сентябре началось фронтальное наступление армий Антанты. Выбыли из войны и ее союзники. Болгария и Турция подписали перемирие. Болгария – в сентябре, после разгрома болгарской армии франко-сербскими и английскими войсками. Турция – в октябре, после разгрома турецкой армии английскими и арабскими войсками.

5 октября 1918 г. правительство Германии обратилось к американскому президенту Вудро Вильсону с просьбой о подписании перемирия на основе «14 пунктов», выдвинутых Вильсоном в качестве программы мира еще в январе 1918 г.

В это время в Германии началась революция, монархия была свергнута. Вильгельм II бежал из страны. 9 ноября Германия была провозглашена республикой. Революционный кризис охватил и Австро-Венгрию. Империя развалилась в считанные дни октября, перемирие 3 ноября за Австро-Венгрию подписало уже новое австрийское правительство. В Австрии и Венгрии в результате революций были свергнуты монархии, на развалинах империи образовались новые государства: Чехословацкая Республика (провозглашенные республики Чехия и Словакия объединились), Королевство сербов, хорватов и словенцев (впоследствии Королевство Югославия).

Ускорился распад Османской империи: в Турции началась революция.

11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу на тупиковой станции Ретонд в штабном вагоне французского маршала Фоша представители нового республиканского правительства Германии подписали капитуляцию. В 11 часов 11 ноября 1918 г. закончилась Первая мировая война. В ноябре советское правительство аннулировало Брестский мирный договор.

 

7. Итоги Первой мировой войны. Жертвы.

 

В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции, в результате которых образовались новые государства. Война вызвала социальные потрясения во многих странах мира, на политическую сцену вышли новые политические силы.

Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации. Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В ее орбиту были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд человек. В боях погибло свыше 10 млн человек и в два раза больше было ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки, деклассировались.

Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Назовите главные сражения 1916 г. Каков был их результат?

2. Каковы особенности военных действий в 1917 г.?

3. Обсудите причины поражения Германии и ее союзников, попробуйте выяснить, какие из причин имели определяющее значение.

4. Каковы итоги Первой мировой войны?

 

Самостоятельная работа

 

Задание: ответить письменно на вопросы для самопроверки. Объем работы – 1-2 страницы: шрифт Times New Roman, размеры полей стандартные, интервал 1,5.

Выполнить самостоятельную работу и выслать ее на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)

 

Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы

 

Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: