ОП-11 ОСНОВЫИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема1.1.Исследованияиихрольвпрактическойдеятельностичеловека | |||
Напишите (сформулируйте), что такое/что значит: | |||
1. | Исследование | это увлекательный процесс, в нём каждый из вас может проявить свою творческую индивидуальность | |
2. | Из чего складывается деятельность исследователя | творческая деятельность складывается, независимо от того, в какой сфере осуществляется исследование | |
3. | Что значит исследовать | идти по следам тех, кто уже занимался изучением данного вопроса, и постараться найти недостаточно изученную нишу, в которой можно (и нужно!) оставить свой след, сделать шаг в непознанное и неизведанное | |
4. | Условия исследовательской деятельности | • знание основных источников информации; • умение осуществлять самостоятельный информационный поиск в традиционном и электронном формате; • соблюдение этических норм работы с информацией; • готовность к постановке цели и её достижению; • представление об алгоритмах | |
5. | Умения и навыки, необходимые в решении исследовательских задач | • видеть проблемы; задавать вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определения понятиям; • классифицировать наблюдения; • делать выводы; • структурировать материал; • работать с текстом и др. | |
6. | Что составляет основу развития науки | Исследовательская деятельность составляет основу развития науки. | |
7. | Наука | это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. | |
8. | Научное исследование | это форма существования и развития науки. | |
9. | Цели науки | получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности, на основе открываемых ею законов. Не всякое знание можно рассматривать как научное. | |
10. | Теория (своими словами) | Это учение об практике формирующее научные принципы и методы | |
11. | Перечислите три группы научных дисциплин | естественные, общественные и технические науки. | |
12. | Объясните взаимосвязь понятий «наука», «научное исследование», «теория». | Без научных исследований мы не сможем продвигать теорию. | |
Тема1.2. Классификация видов исследования | |||
13. | Перечислите и поясните виды научных исследований | 1. фундаментальные исследования, занимающиеся познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления; обобщающие концепции, подводящие итоги теоретических и практических достижений, предлагающие модели развития 2. прикладные исследования, цель которых—применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем 3. разработки, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации на основе уже известных теоретических положений, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций и т.п. | |
14. | Для чего проводятся научные исследования? | Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. | |
15. | Какие виды исследований вы знаете? | Проблемное, аналитическое, изобретательное, экспериментальное, информационно-реферативное, описательное | |
Тема1.3. Видыисследовательскойдеятельности | |||
Напишите (сформулируйте), что такое/что значит: | |||
16. | Исследование научное | процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью | |
17. | Научно-исследовательская деятельность | это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. | |
18. | Учебно-исследовательская деятельность | это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. | |
19. | Научно-исследовательская деятельность студентов | процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя (научного руководителя) по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. | |
20. | Задачи научно-исследовательской деятельности студентов | • привить первоначальные систематические навыки исследовательской работы в рамках учебного процесса; • обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам; • развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор; • выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач; • расширить знания по смежным для каждой специальности наукам; • формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах; • способствовать профессиональной и социальной адаптации. Обучение основам исследовательской деятельности осуществляется через урок, дополнительное образование, написание докладов, статей, защиту рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность. Именно исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира, он связан с развитием интеллекта. Простое потребление информации может показаться достаточно скучным и малоэффективным, а то, что получено в результате собственного исследования, усваивается и запоминается гораздо лучше. | |
21. | Перечислите этапы исследовательской деятельности | • выделение и постановка проблемы; • выработка гипотезы; • поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов); • формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация); • представление результатов исследовательской деятельности. Понятие «исследовательская деятельность студентов» тесно связано с понятием «культура учебного труда». | |
Тема1.4. Виды исследовательских работ и их особенности | |||
22. | Перечислите с пояснениями характеристики исследовательских работ | • методология исследования —совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования; • организация исследования —порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закреплённых в регламентах, нормативах и инструкциях; • ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов; • объект и предмет исследования. Объектом является определенная система, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования; • тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик; • потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к её решению, стиль управления; • результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию её содержания, истоков и последствий; • эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него. | |
Дайте характеристику основных видов исследовательских работ | |||
23. | План | компактное отражение последовательности изложения материала. | |
24. | Тезис | краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также основные положения лекции, доклада, сообщения, научной работы | |
25. | Конспект | краткая запись содержания какого-либо текста, выделение главных идей и положений работы. | |
26. | Реферат | краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. | |
27. | Аннотация | краткая характеристика текста (книги, статьи, рукописи) с точки зрения назначения, содержания, формы. | |
28. | Доклад | публичное сообщение на определённую тему, а также письменное изложение содержания этого сообщения. | |
29. | Рецензия | критический отзыв о каком-нибудь сочинении, работе, статье, содержит детальный анализ и оценку произведения, краткое объективное воспроизведение взглядов автора и оценочное отношение к основным идеям рецензируемого источника. | |
30. | Отзыв | критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо без детального анализа содержания. | |
31. | Статья | самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме. | |
32. | Курсовая работа | самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных вопросов теории и практики, общих подходов к раз-решению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников по теме. | |
33. | Выпускная квалификационная работа | (аттестационная, дипломная) научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы. | |
Ответьте на вопросы | |||
34. | Что влияет на выбор темы исследования? | • уже сформировавшиеся интересы; • опыт собственной деятельности и возможность работы именно в этой сфере; • актуальные потребности общества; • влияние моды; • авторитет педагогов; • престижность определенной сферы деятельности и другие факторы. | |
35. | Как вы понимаете актуальность темы? | Актуальными могут быть темы как долгоиграющие («вечнозеленые»), так и связанные с социальной ситуацией, с назревающими или уже принятыми решениями, указами. Тема должна в явном или скрытом виде содержать проблему, когда в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает потребность в «знании о незнании», в предположении о возможности открытия неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Происходит выход или возникает стремление выйти за пределы известного в область пока неопределенного, возникает понимание того, что нужно найти или уточнить, возможность открытия или усовершенствования. | |
36. | Перечислите основные этапы работы над темой. | ● обнаружение противоречий и трудностей в каком-либо процессе ● определение проблемы и проблематизация темы ● определение конкретного предмета исследования ● отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы ● конкретизация и локализация темы ● отграничение от близких и смежных тем ●формулирование (первоначальное определение) темы, её корректировка и уточнение в процессе исследования | |
37. | Что такое объект и предмет исследования? | Объект исследования — это чаще всего определённый процесс или взятая в динамике система, подлежащая изучению и с этой целью выделенная исследователем из объектной области. Предмет исследования выделяет те элементы, связи и отношения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе | |
38. | Как вы понимаете понятийно-терминологический анализ темы? | Это выделение основных понятий из темы | |
39. | Что такое цели и задачи исследования? | Цель — это представление о результате и одновременно проект деятельности исследователя, определяющий характер и системную упорядоченность исследовательских действий и операций по её достижению. Задачи—это результат декомпозиции целей, это частичка цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движения к цели. | |
40. | Перечислите основные этапы научных исследований. | ● Постановка научной проблемы на основе выявления противоречий между имеющимися на данный момент знаниями об объекте исследования и знаниями, необходимыми для практического решения задачи, востребованной обществом. ● Выбор темы и научное обоснование её актуальности для развития науки и практического применения. ● Информационный поиск путей решения проблемы и формулировка цели и задач исследования, разработка плана научного исследования. ● Научный поиск — проведение научного исследования (теоретические и экспериментальные работы). ● Формулирование текста работы на основе обобщения научных результатов. | |