Формы методологического познания




Вопрос 10. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Методология ( в переводе с греч.: «логос» - наука и «метод» - путь) – наука о принципах построения, формах и способах научно – познавательной деятельности.

Методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Функции

· Нормативная функция – выработка правил построения исследовательской деятельности по изучению педагогической действительности.

· Регулятивная функция – управление и коррекция исследования педагогической действительности.

Формы методологического познания

· Дескрептивная М. – учение о структуре научного знания, служит ориентиром в процессе исследования (связана с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания)

· Прескрептивная М. – направлена на регуляцию действительности (связана с перспективным описанием научного исследования)

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:

1. Философский уровень – содержит общие принципы познания и категориальный строй науки в целом

2. Общенаучный – содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин

3. Конкретно-научный - содержит совокупность методов, принципов исследования применяемых в спец. научной дисциплине

4. Технологический – содержит методику и технику исследования

Организация педагогического исследования – процесс и результат научной деятельности направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании принципах и технологии.

Педагогические исследования (по их направленности)

 

 

Фундаментальные прикладные разработки

 

своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики направлены на углубленное изучение отдельных сторон пед. процесса направлены на обоснование конкретно – научных практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения

Методы пед. исследования – способы изучения пед. явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей и построение научной теории.

Методы изучения пед. опыта – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование и др.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности.

Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: