Тренинг как средство развития коммуникативных навыков




Введение

Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека - это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека. Таким образом, на развитие личности влияет множество факторов. Одним из таких факторов является общение.

Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение есть потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Без общения не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. В связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, общение оказывает немаловажную роль в формировании личности. Общение - это необходимое условие формирования каждой отдельной личности.

На мой взгляд, развитие коммуникативных умений в тренинговых группах - эффективное средство, как развития коммуникативных навыков, так и профилактики отклонений в формировании личности.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Коммуникативные способности существуют нескольких видов:

1. информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;

2. аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;

3. регуляционной-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

v социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);

v гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);

v познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);

v интеграционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);

v волевые качества;

v восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;

v способность к пониманию подтекста и контекста;

v способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае, когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Тренинг как средство развития коммуникативных навыков

Возможно, соблюдая простейшие правила, коммуникативные навыки будут совершенствоваться, а общение станет способом удаления психологических барьеров между людьми. Однако считаем, что есть случаи, когда без посторонней помощи сделать это не является возможным. На мой взгляд средством для развития коммуникативных навыков могут служить тренинги.

Тренинг (training от train -- обучать, воспитывать) -- метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат -- это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

К тренингам развития коммуникативных навыков преимущественно относят групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг направлен на овладение определёнными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. Поведенческий тренинг направлен на выделение неэффективных и опробование новых видов поведения в безопасном окружении

Однако в общем можно сказать, что: они проводятся в целях формирования и совершенствования обще коммуникативной готовности личности; различия между ними условны (критерием разграничения могут быть разные целевые установки); оба варианта обязательно включают в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Таким образом перед группами развития коммуникативных навыков и умений ставятся следующие цели:

v формирование, восстановление, развитие и совершенствование обще коммуникативной готовности личности;

v приобретение знаний, социальных установок и опыта в области межличностного взаимодействия.

В соответствии с целью, данный тренинг может быть направлен на последовательное решение следующих задач: развитие мотивации и потребности к общению; улучшение познавательной деятельности (мышления, речи, памяти, внимания, умения концентрироваться); развитие коммуникативной направленности мышления; формирование адекватной самооценки, а также навыков саморегуляции и самонаблюдения, необходимых для эффективного общения; развитие социально-перцептивных способностей (распознавание невербальных коммуникаций, чувствительности в восприятии окружающего мира, формирование умений оценивать эмоциональное и психическое состояние других людей); обучение эффективным способам общения и тренировка навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Также тренинг развития коммуникативных навыков может способствовать улучшению социальной и психологической адаптации, большей уверенности в себе и своих возможностях, снижению страха и тревоги перед жизнью. К рассматриваемой группе тренингов относятся тренинги коммуникативных умений, разработанные для конкретных профессиональных групп. Профессиональная группа - это группа для руководителей, психологов, учителей, социальных работников, менеджеров, подростков и т. д. Коммуникативные умения включают умения:

v Описание поведения своего партнёра: умение рассказать о поведении другого без анализа мотивов и без конструктивной критики, без оскорблений самого субъекта.

v Коммуникация чувств: умение ясно сказать о своих чувствах. Участники группы должны учиться передавать суть своих чувств таким образом, чтобы они были правильно поняты другими. Научиться передавать свои чувства адекватными словами, не прибегая к непонятным и сложным метафорам.

v Умение слушать: в данном случае речь идёт о двух видах слушания.

v Активное слушание - включает в себя ответственность за то, что человек слышит.

v Эмпатическое слушание - означает умение не просто слушать, а правильно понять значение, смысл, эмоциональный контекст другого, истинные чувства говорящего.

v Конфронтация - активная форма коммуникации, при которой действие одного человека направлено на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свои межличностные отношения. Умелая конфронтация требует чуткости к психическому состоянию оппонента и убеждённости в своих контрдоводах. Продуктивна при соблюдении инициатором следующих условий диалога:

· устанавливает позитивные взаимоотношения и эмпатическое понимание с оппонентом;

· выражает конфронтацию в форме предположений или вопроса, а не в форме категорического требования;

· говорит об особенностях поведения партнёра, а не о его личности;

· приводит контрдоводы, которые содержат конструктивные и позитивные начала;

· вступает в конфронтацию прямо, честно, не искажая факты, намерения и чувства оппонента.

В свою очередь, оппонент может извлечь пользу из конфронтации только в том случае, если он открыт для обратной связи и рассматривает спор как возможность исследовать себя.

Виды коммуникативных тренингов

Тренинги развития коммуникативных навыков могут проводиться в разных видах:

v Базовый тренинг - тренинг партнёрства.

Основные задачи: формирование партнёрской установки в общении, умения быть на равных с партнёром, не ущемляя его и свои права, признавая право на автономию, непохожесть на себя, развитие техник установления и поддержания контакта, овладение техникой дискуссии, обучение регуляции эмоционального напряжения в конфликте, овладение навыком коллективного решения задач, развития навыков личного выступления и т. д. Данный тренинг может использоваться как локально, так и являться начальным для определённой системы тренингов.

v Тренинг ведения переговоров

Является логическим продолжением базового тренинга при более сложных ситуациях группового взаимодействия договаривающихся сторон, имеющих несовпадающие противоречивые интересы. Несовпадение интересов является источником конфликтов, которые могут быть разрешены с помощью переговоров.

Основные задачи: разработка тактики подготовки к предстоящим переговорам, ориентация в позициях и интересах другой стороны, выбор стратегий и тактики переговоров, поиск компромисса, выработка индивидуального стиля человека, ведущего переговоры, повышение социальной чувствительности.

Продолжительность: 3 - 5 дней; группа -10 - 12 человек.

v Тренинг уверенного поведения, настойчивости (ассертивности) коммуникативный компетентность перцептивный

Основные задачи: создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера, овладение техникой ассертивного поведения.

Продолжительность: 3 - 5 дней; группа -10 - 12 человек.

v Тренинг принятия и реализации стратегического значения в условиях неопределенности, конкуренции и риска.

Основные задачи: повышение успешности анализа ситуаций, выделение существенной противоречивой и ложной информации, умение структурировать нечетко определенные задачи, способствовать прогнозировать последствия принимаемых решений, эмоциональность, устойчивость в условиях дефицита времени и конкуренции, расширение репертуара управленческого стиля, коррекция личностных «барьеров», мешающих эффективному принятию решений, стратегия разрешения личностных ситуаций.

Продолжительность: 3 - 5 дней; группа -10 - 12 человек.

v Общий менеджерский тренинг - базовый игровой тренинг для менеджеров-руководителей.

Основные задачи: выявление особенностей лидерских качеств участников, мотивации, стиля руководства, изучения стадий развития организаций, овладение различными стратегиями управления, овладение навыком распределения ответственности и другое.

Продолжительность: 30 - 40 часов; группа -10 - 12 человек.

v Тренинг навыков работы с клиентом-потребителем.

Основные задачи: овладение основными техниками работы с клиентом, изучение психологии потребителя. Овладение спецификой работы с клиентом в условиях сервиса, социальной помощи, бизнеса, маркетинга и т.д.

Продолжительность: 30 - 40 часов; группа -10 - 12 человек.

v Тренинг проведения опросов и собеседований.

Основные задачи: овладение техниками проведения различного рода опросов, собеседований, интервью, консультаций, техникой сбора информации, проведения маркетинговых исследований, техникой установления контакта с контрагентами и другими.

Продолжительность: 30 - 40 часов; группа -10 - 12 человек.

v Тренинг педагогического общения.

Может проводиться в студенческой группе под руководством психолога-преподавателя, в группах молодых педагогов, педагогов-стажеров, лиц, работающих в образовательных учреждениях, но не имеющих педагогического образования и соответствующей подготовки. Необходимыми условиями осуществления коммуникативного профессионального самовоспитания через систему тренинга является серьезное отношение к занятиям, постоянный критический самоанализ собственного общения, систематическая и индивидуальная работа над собой, внимание к работе партнеров. Тренинговая группа разыгрывает из себя ученический класс, каждый ее член последовательно выполняет роль учителя. Группа отрабатывает ряд упражнений, которые повышают компетентность в общении каждого ее члена. Упражнения направлены на отработку поведения в ученическом классе.

v Коммуникативный тренинг для подростков.

Основные задачи: помочь ребенку в осознании универсального характера его трудностей, их распространенности и обычности, «нормальности»; причин его трудностей; преодолении внутренних барьеров; освоении адекватных способов самовыражения; формировании адекватной самооценки. Цели реализуются при разработке программ тренинга посредством постановки конкретных задач: развитие социальной сензитивности; формирование установки на партнерство; освоение базовых коммуникативных навыков и умений; развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии; снятие мышечных зажимов; освоение релаксации.

Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.

Заключение

Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. На наш взгляд средством для развития коммуникативных навыков могут служить тренинги. К тренингам развития коммуникативных навыков преимущественно относят групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общекоммуникативной готовности личности. Методика проведения данных тренингов может быть различная, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Но проведение тренингов развития коммуникативных навыков требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного тренинга, псих коррекционных занятий, поскольку возможно обострение состояния членов группы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: