Образование путем искусства – это развитие существа ученика.




Но именно ЦЕЛЬ - в другом: изнутри-формирование самого человека средствами искусства, - языка, математики, астрономии, движения, пластики, театра, речи.

Образование путем искусства – это развитие существа ученика.

А не имплантация в него «умений и навыков», дабы создать из него станок для производства «художественных потребительских ценностей»!

При взгляде со стороны, - в отсутствии понимания сути процесса, под гипнозом сугубо материально- и материалисттически ориентированного мировоззрения нашего времени - легко впасть в заблуждение, и решить, что вальдорфская школа- это просто «школа с художественным уклоном». Это не так.

Но как же? Если не «заточить» ребенка под требования академической школы и рынка – чего же он сможет достичь в современном обществе? И что мы будем иметь с этого вашего дорожденного, доношенного человека, - спросят иные?

А что мы имеем с того, что мы способны ходить, говорить, смотреть, чувствовать, мыслить? На каком мировом рынке мы выставляем на продажу эти свои способности на торг? А может быть уже и это выставляем?

Если задуматься, то да. Многие люди занимаются этим. Способностью быстро бегать,- можно заработать, стать спортсменом и побеждать на соревнованиях.

 

Скажут, что в древней Греции так и было? Нет, так там не было. Там человек учился бегать совсем не ради приза. А для того, чтобы уподобиться богам – то есть стать человеком! Не для того, чтобы получить плату или медаль, а чтобы подняться в своем человеческом существе из животного состояния до уровня, достойного человека. И поэтому делались скульптуры победителей – как образцы достижения, совершенства рода человеческого, как ступени к небу. То же самое можно сказать и о других искусствах, которые живут в нас. Ведь способность ходить – тоже может стать искусством. Например, артист учиться ходить особым образом на сцене, потому что его походка выражает нечто большее, чем у человека, идущего в магазин или на прогулку. Возделывая всякую способность до искусства – мы обретаем еще одно измерение себя и мира. Жизнь.
И превращая ту или иную способность во всего лишь инструмент заработка – жизнь теряем.

 

ЧТО ЖЕ МЫБУДЕЕМ ИМЕТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТАКОГО ОБУЧЕНИЯ?

Ответ: БУДЕТ ЖИЗНЬ.

Путем такого рода занятий постигается то, как возникает мир; как возникает животное, как возникает растение, как возникает минерал. Искусство позволяет сживаться с существом, входить в само душевное существа, в характер, в процесс действия живых творческих сил, стоящих за их внешним обликом.

Я имею в виду не только цвет, живопись, рисование. Это касается всего.

Взгляд только снаружи, «изучение извне» – не дает непосредственного сопереживания жизни. Срисовывание, фиксация строения, классификация – мертвое, отстраненное «упорядочение», может дать ученику лишь безжизненный, иссушающий его душу скелет мира.


НЕМНОГО О ПОЗНАНИИ МУЗЫКИ МИРА В САМОМ СЕБЕ и УЧЕНИКАМИ

Музыка… Собственно говоря, что в ней? Ради чего она? Ради удовольствия? - Безусловно, музыка может радовать. Но что за субстанция заключена в самой музыке, что это в ней, что за соль такая, которая приносит душе радость и удовольствие, что это такое в ней, что за таинственный бальзам, что радует или печалит душу? –

В музыке заключены ритмические, гармонические процессы мироздания. И мы, слушая и – особенно - играя, подспудно переживаем свое слияние с миром, возврат из отлученности нашей - в царство единства души и мироздания. – Кто-то сказал – «сама возможность музыки - это оставленная еще нам возможность воспоминания о рае »

Один антропософский врач практически посвятил жизнь исследованию музыкальных процессов формирования человеческого организма. И написал книгу «Музыкальное строение человека» [1] -своего рода «Органон человека». Подобно Кеплеру, написавшему трактат о гармонии небесных сфер – свой «Органон мироздания».

 

В музыке мы слышим в переводе на язык тонов, интервалов, ритмов - то, что являет себя как движение и приближение, интервалы - в мире созвездий и планет. Это их динамика, переложенная на язык звуков. Слушая, мы все это бессознательно переживаем в себе. Но когда мы не только слушаем, но и играем сами - мы проживаем процессы мира уже не пассивно, а включаемся в них, вбираем их в свою волю. Тогда мы строим себя сами изнутри по законам гармонии мира[2].

Можно сказать, что методами искусства идем по следам процессов становления мира. Не случайно в древности астрономия и музыка преподавались вместе.

Поэтому возможна терапия музыкой и звуком; а также и терапия движением – не накачкой мышц, а терапевитическая эвритмия, всевозможные искусства движения, многое другое.

То же самое можно сказать и о гармонии красок, и о геометрии движений линий, пластике, скульптуре. Все эти искусства ныне имеют свои терапевтические ответвления и применения.

Но что же со «здоровыми» людьми? Неужели обучение – это сплошная терапия?

И да, и нет.

 

Исцеление, говорим мы, это еще только становление целостным. Это не лечение УЖЕ больного, а создание исходно здравого существа, исходного здравия в развитии, во взрастании здравого ядра в человеке, реализации этого ядра. Той самой мировой гармонии, которую по словам одной девочки, не надо нарушать. (об это позже). А нарушение не всегда в том, что мы что-то разрушаем, а в том, что мы не даем реализоваться должному.

 

Человек, оставаясь душевным недоноском, не может продолжить себя в гармонии с уже существующим в мире, - и он идет поперек, рвет себе куски, «ибо надо выжить». Он не может не возделывать мир, как садовник – а только потреблять.

Мы в обучении – идем путями, которыми создается мир! При помощи красок, линий; движений - в эвритмии; при помощи глины и воска, руками; музыкой движения всего тела на сцене; игрой и словом - в театре. Тем самым мир остается не вне нас, но мы внутренне его сопереживаем и созидаем.

ДО-СО-здаем собой.

Одна девочка, когда-то учившаяся в вашей школе «Радуга» в своем сочинении, которое называлось, кажется «Письмо к Сенеке» написала: «Уважаемый Сенека! Я читала ваши сочинения. И я поняла для себя. Что мировую гармонию не надо нарушать. Не почему-то. А просто НЕ НАДО!»

Что я услышал за этими словами? Она поняла, что в мире уже существует некий поток жизни, который не надо коверкать, пытаясь выжать из него для себя дополнительную пользу. Ч и так уже все есть, все возможности уже даны, надо только брать и делать, увидеть их. Не выкраивать куски только для себя, а просто почувствовать мир и идти за ним - и продолжать его собою и в себе. Дать этой гармонии, этому мировому закону – раскрыться через нас и сбыться в нас. [3]

 

Не нужно плыть как щепка по течению! Не как щепка, а как тот плот Одиссея, где был и парус для ветра! И плот двигался по току океана- но ловил в свой парус ветер, и направлял его в нужную сторону. Он шел своей дорогой в полном согласии – гармонии-с миром.

 

Еще и еще раз: именно поэтому мы занимаемся искусствами в школе. Это процесс доформировывания, если хотите, донашивания человека. Не вполне родившегося душевно-духовного человека в колыбели искусств.

 

Безусловно, благодаря тому, что мы занимаемся искусствами в школе, самыми разными искусствами: искусством мыслить, искусством чувствовать, искусством рисовать, петь, играть на сцене, на музыкальных инструментах – мы научаемся этими «искусствами» в той или иной мере владеть.

И немало наших выпускников дальше самостоятельно развивались в разных областях!

Выйдя из школы кто-то может захочет стать художником, музыкантом, играть в театре.[4]Образование идет на человечном уровне. Я за это отвечаю руками и сердцем на протяжении многих лет! [5]

 

Образование чего? Не обучение, не натаскивание на какое-то ремесло, а образование себя из тех искусств, тех творческих сил мира, которым надо дать влиться в себя уже не через маму и папу, не через наследственность, не через искусственный интеллект, не через компьютер, а через пре-образование самого себя путем того, что мы даем жить в самих себе тому, что греки называли девятью музами, сопровождавшими Аполлона, бога Света и про-свещения.

На храме Аполлона было написано кратко – «Познай самого себя» - ибо каждый ОБРАЗОВАННЫЙ грек нес в душе дополнение этих слов, как естественно присущее ему чувство. Сегодня эти слова должны быть развернуты для современного человека, утратившего их естественное понимание – развернуты духовным образом, духовной наукой:

«Познай самого себя – и в человеке ты увидишь воплощенным весь мир; познай мир – и в нем ты увидишь развернутый образ существа человека»

Александр.Цвелик.

Самара, Редакция на Первый – Второй Адвент, 29 ноября-5 декабря 2020 года.

 

 


[1] Армин И. Хуземан. Музыкальное строение человека. Набросок пластически-музыкального учения о человеке. – Рус. пер.- Изд.Ключи, СПБ,2019

[2] «Все, что на волю высшую согласно,

Своею волей высшее творит…

Вл. С. Соловьев

[3] В Евангелии есть слова: «Я пришел не отменить закон, а исполнить его»

[4] Доводилось и такое слышать:"А зачем у вас все на флейтах играют? А, ну да, чтобы потом можно было стоять в переходе с шапкой. Наверное это, как раз ваши вальдорфские ученики промышляют, больше ничего толком не умеют." -Сначала хотелось спорить, доказывать. - У нас среди вальдорфских выпускников и нобелевские лауреаты есть, и президент один… - Сейчас спорить не хочу, а хочу спросить: многие ли, когда вам будут грозить увольнением за отсутствие некоего «квадратика», не сдадутся и не пойдут за «квадратиком», а наберутся мужества идти играть на флейте?

 

[5] Среди лично моих выпускников (примерно 6 старших классов прошло через мои руки в Ярославле) есть два действующих архитектора, легко и без «смазок» (а такое разве бывает на архитектурном?) поступивших на факультет. Человек 6 пошедших по художественной стезе – художников, дизайнеров, педагогов… Вполне исправных в своих занятиях и профессиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: