Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (МБРР) были организованы на основе Бреттонвудского соглашения, по типу акционерных организаций. Россия вступила в эти организации в 1992 г. Вес голоса участника пропорционален взносу. Развитые страны (их 24) в МВФ имеют около 60% голосов, в том числе США – около 18%.
Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (25% - в конвертируемой валюте, 75% - в национальной валюте), в МБРР – частично.
Основные задачи МВФ:
1 содействие сбалансированному росту международной торговли;
2 предоставление кредитов странам – членам МВФ (на 3-5 лет) для преодоления кризисных явлений в экономике;
3 отмена валютных ограничений;
4 межгосударственное регулирование;
5 разработка рекомендаций;
6 участие в стабилизации банковских систем.
Условия, ограничивающие предоставление кредитов МВФ:
1 квота страны;
2 требования к стабилизационной программе страны.
Страны участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянием экономики, платежного баланса и т.д. Поэтому МВФ обладает сводной информацией как об отдельных странах, так и о состоянии мировой экономики в целом. Это сведения о динамике экономического роста цен, денежного обращения, экспорта и импорта, уровня производства, экспорта и импорта золота и д.р. что позволяет МВФ влиять на экономику страны.
Политика МВФ в 1990 годах подверглась критике со стороны независимых экспертов и крупнейших финансистов. МВФ не удалось предотвратить кризисы во многих развивающихся странах и мировой кризис; получивший название «азиатского». Основные аргументы критиков следующие:
1 эксперты и международные институты МВФ не учитывают в достаточной степени индивидуальных особенностей стран;
2 будучи зависимым от развитых стран, МВФ принимает решения и проводит политику, выгодную, в первую очередь, им. В итоге – все минусы от результатов, принимаемых экспертами МВФ решений, перекладываются на развивающиеся страны;
3 МВФ обладает недостаточными средствами для предоставления кредитов странам с неустойчивыми экономиками с целью поддержания стабильности в условиях кризиса;
4 глобализация экономики и доминирование международных институтов, контролируемых развитыми странами, не принесли реальных плюсов для развивающихся стран.
Банк международных расчетов (БМР)
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан 29 мая 1990 г. Акционерами ЕБРР являются европейские страны, а так же ЕС, ЕИБ (Европейский инвестиционный банк), США и некоторые другие страны. Штаб-кваритира ЕБРР в Лондоне. Основная задача ЕБРР – способствование становлению рыночных экономик в бывших социалистических странах.
В РФ имеются четыре представительства этого банка, в Москве, С-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке.
ЕБРР действует как в государственном, так и в частном секторе.
Основные функции:
1 Прямое финансирование, т. е. предоставление кредитов на реализацию коммерческих проектов.
2 Инвестирование средств в акционерный капитал, а также гарантированное размещение акций государственных и частных предприятий
3 Предоставление гарантий для содействия заемщику в получении доступа к источникам капитала
4 Финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий. Посредниками выступают финансовые учреждения или правительства стран.
ЕБРР специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициям в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий, а также вновь создаваемых компаний и совместных предприятий.
Преимущественной сферой деятельности ЕБРР, в том числе и в России – финансовый банковский секторы, энергетика, транспорт, с.-хозяйство. Большое внимание уделяется поддержанию малого бизнеса.
Важным аспектом деятельности ЕБРР является подготовка и повышение квалификации специалистов. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В связи с этим в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС, ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи соцстранам в решении задач по подготовке банковских специалистов и менеджеров.
Станы члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы – 13%, остальные европейские страны – 11%, неевропейские страны – 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%). Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в пять лет. Совокупная доля стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС при пересмотре не должна быть ниже 50% общей суммы разрешенного к подписке капитала.
Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляют кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов развития.
Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, производственных ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции). Главная цель программы – содействовать развитию частного сектора путем поддержки мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии.
В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций (для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования):
1 предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства
2 инвестирование в капитал
3 гарантированное размещение ценных бумаг
4 облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах
5 размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их пользование
6 предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные программы).
В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт.
ЕБРР кредитует проекты в пределах 15-150 млн. долларов.
Несколько международных финансовых институтов созданы странами ЕС. Они координируют экономическую политику стран ЕС в отношении развивающихся стран.
-
итике ЦБ клиента.