Основные типы консалтинговых организаций на международном рынке.
1. Фриланс
2. Партнерство
3. Корпорации (ООО, ЗАО, ОАО – редко в связи с конфеденциальным характером услуг)
4. Транснациональные компании
Динамика роста востребованности консалтинговых услуг.
В 1950 году в компании Kearney (1926) работало 50 профессионалов, в 1980 – 5000, в 2002 – 970
KPMG: сейчас 890 отделений и партнерских компаний (узкоспециализированные виды консультирования, которые компания оказывает либо через outsourcing, либо выводя из спектра своих услуг узкоспециализированные услуги в самостоятельные business units).
Специфика консалтинговых услуг
Консалтинговые услуги:
-Профессиональные услуги (Аудит и юридические услуги)
-Непрофессиональные услуги
Деловые услуги – вид деятельности, который создает необходимые условия для качественного и эффективного обслуживания сфер народного хозяйства.
Профессиональные деловые услуги – вид услуг, поддающийся стандартизации, и специалисты подлежат обязательной сертификации.
Непрофессиональные деловые услуги – вид услуг, качество подготовки специалистов в которых складывается не только из знаний, но в большей степени из опыта (субъективного для каждого консультанта).
Направления консалтинговых услуг:
-оперативное консультирование (руководство проектами, постановка проектного управления внутри компании, оптимизация бизнес-процессов, инжиниринги и реинжениринг бизнес-процессов, управление ресурсами, управление поставками, управление запасами и поставками)
-IT – консультирование (информационные системы – CRM, IRP, разработка и внедрение интернет-продвижения компании, интернет-приложений, базы данных, все варианты корпоративных информационных систем – система сбалансированных показателей)
|
-управление человеческими ресурсами (подбор и обучение персонала, развитие внутри компании, разработка всевозможных инструкций, регламентов, правил, разработка системы рождения инновационных идей, урегулирование конфликтных ситуаций - медиация)
-стратегия и маркетинг (стратегическое планирование, маркетинговые исследования и анализ рынка, корректировка стратегии с учетом особенностей рыночной ситуации, оценка и развитие бизнеса /подготовка его к продаже, (ре) брендинг)
«Стратегия голубого океана», «мышление стратега», «Советник, которому доверяют»
Лекция 2 (12.03.) Международный консалтинг.
Одним из признаков перехода консалтинговых услуг в сферу профессиональной деятельности является создание нациоанальных и международных ассоциаций и рост масштаба компаний от национальных к транснациональным. В качестве признака недостаточной развитости консалтинговой отрасли является отсутствие технологизации подготовки консультантов.
Наиболее развитые отрасли консалтинговых услуг – США и Канада, Зап.Европа, Япония, Австралия, Новая Зеландия и Сингапур.
Инфраструктура регулирования и саморегулирования консалтинговых организаций и услуг.
1. Этические кодексы ассоциаций консультантов (национальные и международные)
2. Система государственных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих рынок консалтинговых услуг
3. Международные стандарты качества предоставления услуг. (EFTQM, ISO)
4. Система отбора и найма консультантов
|
5. Система внутренних правил консалтинговых фирм
6. Система отбора и найма консультантов у компаний-клиентов
Профессиональные ассоциации.
В большинстве стран консультанты и компании объединяются в профессиональные ассоциации, которые представляют их интересы на уровне государства и поддерживают их репутацию в обществе вцелом (формируют культуру потребления консалтинговых услуг на уровне государства).
Для развития и продвижения консалтинговых услуг ассоциация консультантов предпринимает следующие шаги:
1) Вырабатывает и корректирует общий объем знаний
2) Определяет минимальный набор квалификационных знаний, которыми должен обладать молодой специалист
3) Определяет и принимает кодекс профессионализма (этика поведения, особенности практики)
4) Изучает жалобы и нарушения со стороны консультантов и принимает дисциплинарные меры
5) Распространяет информацию об услугах, предлагаемых ее членами и организовывают обмен опытом
В некоторых странах имеется 2 типа ассоциаций консультантов:
- ассоциации фирм;
- ассоциации и институты независимых консультантов (США, Великобритания, Россия)
В России консультанты могут состоять в обеих ассоциациях одновременно. Членство в ассоциациях добровольное, определяется принятием на себя коллективных моральных обязательств. Некоторые крупные компании не придерживаются этических норм ассоциаций, выходят их них на каком-то этапе своего существования. Это связано с их представлением «о собственной элитарности»
Кодексы поведения
Определяют этику, качество профессиональных услуг, цены.
Кодекс Европейской ассоциации консультантов по управлению и амстердамский кодекс этики определяют критерии поведения и качество оказываемых услуг, определяют понятие «взаимодействие» консультанта и клиента. Также существует японский кодекс этики.