Храмовый синтез искусств
В 988 г. при князе Владимире I Русь приняла христианство, что способствовало развитию культуры, оказало на неё определяющее влияние. Началось строительство каменных храмов. Сначала храмы строили мастера из Византии, а их опыт перенимали русские строители.
Образцом для древнерусских соборов послужил греческий крестово-купольный тип храма.
Первый каменный храм на Руси – Десятинная церковь в Киеве, построенная при князе Владимире I Святом.
При Ярославе Мудром в Киеве был воздвигнут величественный Софийский собор.
Софийские соборы появились также в Новгороде и Полоцке.
Строились храмы из широкого и плоского обожженного кирпича – плинфы. Внутри стены храмов украшались фресками и мозаиками. Греческие мастера писали иконы. Постепенно искусством иконописи овладели и русские мастера.
В отличие от X – XI вв., когда архитектурные постройки возводились греческими зодчими, вXII в. строительство вели русские мастера. В Чернигове были возведены Борисоглебский собор и Пятницкая церковь.
В Новгороде были построены Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице (близ Новгорода).
Пышностью и торжественностью отличается архитектура Владимиро—Суздальского княжества. В годы княжения Андрея Боголюбского во Владимире был построен одноглавый Успенский собор.
Настоящей жемчужиной древнерусской архитектуры является церковь Покрова Богородицы на Нерли, возведенная в XII в. по воле Андрея Боголюбского.
Совершенствовалось искусство иконописи и фрески.
В началеXII в. в Киев из Константинополя была привезена икона Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, уезжая во Владимир, увез эту икону с собой и впоследствии поместил её в Успенский собор во Владимире. Икона «Богоматерь Владимирская» стала общерусской святыней.
|
В период XIV – XVI вв. храмовая архитектура достигла значительных успехов. В Москве – столице единого Русского государства развернулось грандиозное строительство.
В Кремле итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Успенский собор (1475 – 1479).
Благовещенский собор – домовую церковь московских государей (1481 -1489) – возвели псковские мастера.
Алевиз Новый возвел Архангельский собор (1505 – 1509).
В XVI в. в деревянном и каменном зодчестве возник шатровый стиль. Шатром в архитектуре называется высокая многогранная пирамида, завершающая сооружение.
Выдающимся архитектурным памятников шатрового стиля является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV по воле великого князя Василия III.
В 1552 г. войско Ивана IV Грозного совершило победоносный поход на Казань. В честь взятия Казани на Красной площади в Москве был возведен храм Покрова на Рву (также известен как Покровский собор и храм Василия Блаженного). Принято считать, что строили собор два русских мастера – Постник и Барма.
Храмовая живопись конца XIV – начала XV в. представлена прежде всего именами Феофана Грека и Андрея Рублева.
До нас дошли фресковые росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Феофан Грек принимал участие и в написании икон для Благовещенского собора Московского Кремля.
|
Современником Феофана Грека был величайший русский художник, монах Андрей Рублев (1360 – 1430). В началеXV в. Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире, делал росписи Благовещенского собора Московского Кремля (не сохранились до настоящего времени).
Самая известная работа Андрея Рублёва – икона «Троица». Ныне икона хранится в ГТГ в Москве.
В концеXV – начале XVI в. в церковной живописи проявился талант Дионисия. Дионисий расписывал Успенский собор Московского Кремля, Рождественский собор Ферапонтова монастыря под Вологдой.
Среди церковных архитектурных памятников XVII в. – Новоиерусалимский монастырь с грандиозным Воскресенским собором,
храм святителя Николая Чудотворца в Хамовниках (Москва),
храм Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря,
московская церковь Рождества Богородицы в Путинках,
церковь Ильи Пророка в Ярославле и др.
На смену строгим архитектурным традициям приходят веселая праздничная цветовая гамма и смелые архитектурные композиционные решения. Яркие краски, кокошники, резные каменные наличники, изразцы составляли особенности стиля, названного московским узорочьем.
Узорочьем отличалась московская церковь Живоначальной Троицы в Никитниках (Москва).
В конце XVII в. появляется новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко.
В этом стиле выполнена церковь Покрова в Филях - стройная, щедро декорированная, в сочетании красного и белого цветов фасада, богато украшенная колоннами и пилястрами.
|