Национальные ассоциации делятся на 2 типа:
1) определяют стандарты профессионализма и контролируют следование этим стандартам
2) кроме стандартизации и контроля занимаются аккумулированием и передачей опыта, методологией, влияют на улучшение качества подготовки специалистов
3) С этой целью проводятся конференции, круглые столы, организуются клубные встречи молодых и опытных консультантов, издаются профильные журналы (печатается методология, лучший опыт) и финансируется издание книг опытных консультантов, если они содержат в себе методологию, организуется обучение молодых консультантов.
4) предпринимаются попытки диалога с государством о признании консалтинга профессиональной услугой.
Существует 2 ведущих международных объединения консалтинговых компаний – ФЕАКО (основана в 1960 г. в Париже, с 1991 г. находится в Брюселе. Объединяет 25 национальных ассоциаций стран Европы: 17 – Зап. Европа, 8 – Восточная, в ее составе 1200 компаний и более 12000 консультантов, является межнациональной), ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм, АМКФ (основана в 1929 году в США, в середине 90-х гг. стала международной, является транс-национальной, т.к. объединяет в своих рядах американские компании, имеющие филиалы во многих странах мира).
Главные уставные задачи этих ассоциаций:
- обеспечение и гарантии высокого качества профессиональных услуг;
- высокий уровень этики и профессионализма консультантов.
Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют смешанные ассоциации, куда входят кроме консультантов: преподаватели, профессиональные менеджеры. К таким организациям относятся: Европейский фонд развития менеджмента (ЕФМД), ассоциация стран развития менеджмента стран центральной и восточной Европы (СИМЭН), американская ассоциация менеджеров (АМА), Всеяпонская федерация менеджмента организаций (ЗЕННОНРЕН).
|
Лекция 3 (26.03.) Виды и характеристики консалтинговых услуг, оказываемых ФЕАКОм
Попредметная классификация
· Функциональное – консультирование осуществляется по направлениям функционирования компании (финансы, общий менеджмент, производственный менеджмент администрирование, маркетинг, логистика и т.д.)
Методологическая классификация (с точки зрения методов консультирования)
· Экспертная (консультант приходит в качестве эксперта)
· Процессная (1. консультант совместно с персоналом клиента анализирует ситуацию вне и внутри компании, разрабатывает совместный план преобразований и внедряет его. При этом консультант в некоторых вопросах может выступать как эксперт)
(2. создание консультантом условий для организации решения проблем компании самим персоналом)
· Обучающая (1. формирование навыков у исполнителей (продажи, маркетинг, внутренние и внешние коммуникации), 2. обучение топов технологии проведения совещаний, мозговых штурмов, технологии принятия решений, 3. Наставничество в компании – обучение наставников, 4. Коучинг – целью является устранение проблем высшего руководства – собственника или топ-менеджмента компании, связанных с нечетким целеполаганием)
· Инжиниринговый консалтинг
Часто распространен смешанный подход процессного и обучающего консультирования, экспертного – процессного и экспертного – обучающего консультирования.
|
В Европейском справочнике – указателе видов консалтинговых услуг в настоящее время выделено 100 услуг, объединенных в 8 групп:
1. общее управление
-оценка состояния организации (стадии жизненного цикла)
- характеристика внешней среды
- определение целей и ценностей компании
- разработка стратегии развития
- оценка эффективности менеджмента
- Прогнозирование
- Организация филиалов или новых бизнес-единиц
-управление изменениями
- Изменение формы собственности или состава собственников
-Изменение состава активов
-(Ре)Инжениринг
- постановка проектного управления
- управление качеством
Прежде чем предлагать какие-либо решения, обязательно проводится собственная орг-диагностика.
Две основные проблемы консалтинга по общему менеджменту:
1. анализ и классификация управленческих решений
2. делегирование полномочий либо участие менеджеров в принятии управленческих решений
3. проблемы, связанные со стилем руководства и корпоративной культурой (смена корпоративной культуры занимает 1,5-3 года)
Изменение стиля руководства и корпоративной культуры требует:
- анализа личности собственника, стиля руководства и привычек
-определения шкалы приоритетов менеджера
-стиля управления, принятого в компании (определяется организационной культурой)
2. администрирование
Формирование и регистрация компании (бизнес-единицы), управление офисом (информационные потоки, рассадка сотрудников), регулирование рисков, постановка управленческого учета, постановка бизнес-процессов.
Для этого:
-анализируется распределение функций между подразденлениями, уточняются зоны ответственности и прописываются должностные обязанности
- оптимизируется количество уровней управления
- налаживание трудовой дисциплины и эффективности работы (н-р, KPI)
3. финансовый менеджмент
4. менеджмент персонала
-отбор персонала
-управление карьерой
-повышение лояльности
5. маркетинг
-разработка продуктовой линейки
-анализ предпочтений потребителя
-подготовка аналитики
6. производство
7. IT
-внедрение технологий, снятие комплекса проблем, которые с этим связаны
8. специализированные услуги
-логистика, венчурное консультирование, гос.консультирование и др. узко профильные услуги