Проблема сосуществования доминирующей религии (церкви) и конфессиональной группы




Семинар 2.

Вопрос 2.

Лица, принадлежащие к религиозным меньшинствам, имеют веру, отличную от той, которую поддерживает большинство. Религиозные меньшинства существуют в большинстве стран мира. В современном мире, свобода выбора религии является нормой, сюда же входит право отказа от какой-либо религии (атеизм, агностицизм) и право перехода из одной религии в другую. Тем не менее, в некоторых странах эта свобода ограничена. Например, в Египте новая система удостоверений личности требует, чтобы все граждане чётко определили свою религию, причём на выбор им даются только ислам, христианство или иудаизм. Церковь — религиозная организация со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия священнослужителей и верующих. Конституционные элементы церкви — это вероучение, культовая деятельность и соответствующая организационная структура (следует различать понятие: "церковь как культовое сооружение", "церковь как религиозное вероопределение", "церковь как социальный институт"). Любая церковь имеет свою иерархию (служители культа, клир, миряне), основу которой составляет профессиональное духовенство, священнослужители. В церкви действует определенная система норм, ценностей, санкций, посредством которых осуществляется контроль за поведением верующих.

Иногда в религиях возникают движения, члены которых начинают высказывать взгляды, отличные от принятой религиозной традиции. Международные документы осуждают дискриминацию в отношении меньшинств, однако прискорбно, что в ряде государств публикуются списки религиозных групп, характеризуемых в качестве потенциально опасных сект. Создаются «антисектантские» комиссии, осуществляется подготовка соответствующих работников следственного аппарата, принимаются ограничительные законы. Сотни тысяч ни в чем не повинных верующих находятся под подозрением у властей, и с ними обращаются как с гражданами второго сорта. Все это нарушает религиозную свободу, которая является наиболее существенной и необходимой среди основных прав человека. Международная практика в данной сфере направлена на строгое ограничение возможности государственного вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных объединений (или, по крайней мере, имеет такую тенденцию). Например, Швеция приняла решение отделить церковь от государства после многих веков слияния. Причем инициатором отделения явилась церковь! Оправдывать исторически сложившиеся государственно-конфессиональные отношения с элементами государственных конфессиональных предпочтений, несмотря на конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений, позволяет наличие в некоторых демократических государствах «лукавой» переходной модели вышеупомянутых отношений (ее еще называют кооперационной или нейтралитета). Европа была и остается театром политических войн с ярко выраженным этноконфессиональным характером (Ольстер, Балканы и др.).

Среди сложностей, с которыми сталкиваются новые религиозные движения в своей деятельности, определенное место занимают правовые вопросы. Их нерешенность приводит не только к серьезным ограничениям прав и свобод верующих и их ассоциаций, многочисленным судебным процессам, но и к репутационным рискам и конкретным материальным санкциям для некоторых государств (в частности для государств, признавших юрисдикцию Европейского суда по правам человека).

Очевидно, что среди государственных служащих и представителей религиозных объединений, политиков и рядовых граждан, в экспертном сообществе складывается различное отношение к государственной политике и подходам в регулировании религиозной и связанной с ней сферами.

С одной стороны, в последнее время звучит много критики в адрес неудачного законодательства, неадекватной правоприменительной практики в религиозной сфере (конечно, там, где есть возможность такой критики).С другой стороны, встречается много мнений, поддерживающих существующую государственную политику и утверждающих, что используемые правовые инструменты очень либеральны, государство должно более активно вмешиваться в вопросы деятельности религиозных объединений, а не оставаться в стороне от религиозных процессов.

Западную Европу принято считать воплощением демократии во всех ее проявлениях, где защита прав и свобод человека поставлены во главу угла. Однако при ближайшем рассмотрении это впечатление сходит на нет. В вопросе религиозной свободы эта часть мира больше напоминает диктатору 20 века, пишет американская газета "The National Interest".Например, Франция и Бельгия запрещают ученикам государственных школ и государственным служащим носить «бросающиеся в глаза религиозные символы» - такие, как мусульманский головной платок, сикхский тюрбан, большие христианские кресты и еврейские ермолки. Кроме того, Франция и Бельгия запрещают носить в общественных местах закрывающие лицо вуали, а Швейцария, Нидерланды и прочие европейские государства ведут дебаты о принятии аналогичных запретов. В некоторых районах Швейцарии и Германии существуют ограничения на ношение исламской одежды для учителей. В чем причина усиления таких ограничений? Здесь действуют, как минимум, два фактора – исторический и демографический.

Первый фактор - это злополучная история монолитной государственной религии в Западной Европе. Усиление светских государств мало что дало для изменения представлений о религиозной монокультуре – просто доктрину отделения церкви от государства стали считать одной из монокультур. На самом деле, светские государства - такие, как Франция и Турция, давно уже насаждают светскость как единственно приемлемую форму поведения в государственных и общественных делах, а Норвегия относится к своим официальным вероисповеданиям как к исчезающему явлению.

Второй фактор - это усиливающееся религиозное многообразие, включая увеличение численности мусульманского населения. Выделяющаяся на общем фоне одежда консервативных мусульман усиливает страх перед "чужими", а также уже существующее противодействие публичному выражению религиозных чувств. Хотя государства говорят об интересах национальной безопасности, ограничения выражения религиозных привязанностей может дать прямо противоположный результат. Они вбивают клин между государством и его гражданами-мусульманами, уничтожая надежду на столь необходимое сотрудничество с целью предотвращения радикализации мусульманских общин, их ассимиляции в странах проживания, принятия демократических ценностей и европейской идентичности.

Усиление ограничений религиозных обрядов и обычаев в Западной Европе происходит из-за нетерпимости в отношении религиозных групп и наращивает такую нетерпимость. В первую очередь это относится к религиям, претендующим на истину и предъявляющим строгие требования к своим последователям.

Вопрос 4. Тема 4.

«Миротворческая» миссия США в Ираке началась в марте 2003 г. и продолжается до сих пор уже практически десять лет. Несмотря на то, что 15 декабря 2011 г. было объявлено о завершении миссии армии США в Ираке, в декабре прошлого года, «в тесной связи с ситуацией в Сирии и Иране», Соединенные Штаты секретно ввели в Ирак около 3 тыс. своих военнослужащих и разместили их на военных базах. Таким образом, американская программа в Ираке так и не дошла до стадии завершенности. Каков же вклад миссии «миротворцев» в развитие страны? По данным статистики, минимальное количество жертв среди мирного населения Ирака составляет около 106348 чел., в то время как потери профессиональной американской армии, по данным Пентагона, составляют 4487 солдат.

Официальные причины: Отомстить Саддаму за соучастие в теракте 11 сентября, поскольку нам сообщили, что агенты Хуссейна тайно встречались в Праге с Мохаммедом Атта (Mohamed Atta).

Установить демократический режим в Багдаде, что могло бы стать катализатором волшебного превращения Ближнего Востока из земли деспотов в регион демократий, стремящихся к сотрудничеству с Западом.

Не все тогда были согласны с необходимостью этой войны. Генерал Билл Одом (Bill Odom), бывший руководитель Управления национальной безопасности, считал, что Джордж Буш и Ко сошли с ума: «Война в Ираке может оказаться самой ужасной стратегической катастрофой в истории Америки».

Тем не менее, спустя несколько недель «шока и ужаса» американские вооруженные силы заняли Багдад и свергли Саддама, который бежал, но которого вскоре нашли и казнили вместе с его соратниками или, как их называли, «иракской колодой». Ни одна из трех целей не была достигнута. Никакого оружия массового уничтожения американцы не нашли. Хотя Саддам и его сыновья заплатили за свои грехи, они, как оказалось, не имели никакого отношения к терактам 11 сентября. Никакого. Все это было лишь лживой пропагандой. Если до вторжения американских войск в Ирак «Аль-Каиды» в этой стране не было, то теперь эта террористическая организация действует на всей ее территории. Если прежде Ирак был оплотом арабских суннитов, находящихся в 2003 году в конфликте с Ираном, то теперь, 10 лет спустя, Ирак склонился в сторону шиитского полумесяца иранской «Хезболлы».

Кроме того, в прошлом также осталась наша некогда безупречная репутация. Еще никогда прежде арабские народы и мусульмане не относились к американцам хуже, чем сейчас.

Американская Washington Post в статье, посвященной годовщине войны в Ираке, которая началась 10 лет назад, опровергает пять мифов о нынешней ситуации в этой стране:

Первый миф - последствия присутствия войск в Багдаде в 2007 году были положительными, пишет издание. Введение 26-тысячного американского контингента в Багдад имело две цели: прекратить кровавую гражданскую войну и найти политический компромисс между тремя главными силами иракского общества - шиитами, суннитами и этническими курдами. Первая цель была достигнута с помощью местных общин, но поиски компромисса закончились провалом, пишет газета. Шииты не захотели делиться властью в правительстве и структурах безопасности с суннитами и курдами.

Второй миф - ситуация в Ираке сейчас является относительно мирной. Уровень насилия действительно снизился по сравнению с временами гражданской войны 2006 года, но ситуация далека от стабильной. Иракцы и сейчас живут среди кровопролития и страха, пишет Washington Post.

Третий миф - Ирак является демократической страной. "Только на бумаге, - отмечает газета. - На самом деле премьер-министр Нури аль-Малики руководит страной в стиле, напоминающем многим иракцам правление Хусейна". Сунниты утверждают, что Малики использует тему терроризма для нейтрализации своих политических противников.

Четвертый миф - Ирак находится "в кармане Ирана". Хотя Ирак и является важным стратегическим союзником Ирана, пишет газета, однако Ирак сотрудничает с Тегераном, исходя из собственных интересов.

И пятый миф - все американцы уже покинули страну. В Ираке и сейчас остаются 220 военнослужащих, работающих в Офисе сотрудничества по безопасности, который контролирует продажу военного оборудования иракской армии и координирует тренировки, отмечает газета.

 

2011– Усама бин Ладен, лидер "Аль-Каиды", "террорист номер один", много лет возглавлявший список главных врагов США, был убит в ходе операции спецназа американской морской пехоты в 100 км от пакистанской столицы Исламабада. Об этом в своем обращении к нации объявил президент США Барак Обама. Его выступление транслировалось и во многих других странах мира. Президент США назвал участников спецоперации героями и заявил, что "мир без бин Ладена стал безопасней".

Первую строчку в списке "наиболее разыскиваемых" лиц, который составляет Центральное разведывательное управление США, Усама бин Ладен занял Нажать после нападений на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года. В своем обращении к нации президент Барак Обама напомнил, что, вступив в должность президента, он отдал приказ поймать бин Ладена живым или мертвым. Попытки обнаружить лидера "Аль-Каиды" предпринимались еще при президенте Клинтоне в 1998 году, после первых крупных международных терактов, связанных с именем бин Ладена - нападений на американские посольства в Кении и Танзании.

Реакция: Миссионерские группы обратилась к американским христианам с просьбой молиться за мир и безопасность, а также о возможности распространения Евангелия в то время как новость о смерти террориста № 1 в мире Усамы бин Ладена распространились по всему миру с молниеносной быстротой. Вице-президент отдела по международной работе Южно-баптистской Конвенции Венди Норвил также добавила, что любая смерть побуждает людей обращаться к вере в поисках утешения и ответов. В случае смерти бин Ладена она полагает, что многие люди почувствуют себя в безопасности и ощутят уверенность в завтрашнем дне. «Если есть необходимость в безопасности и мире, то открылась возможность для распространения послания о мире, которое превосходит человеческое понимание». Однако некоторые церковные лидеры были более сдержаны в своей реакции на убийство главы «Аль-Каиды». Один из американских церковных лидеров Брайан Макларен (Brian McLaren) из Великобритании, где он сейчас находится, сказал, что «толпы кричащих и разливающих пиво у Белого Дома американских студентов не лучшим образом представляют мою страну».

«Такое поведение бросает тень на репутацию американских христиан, которых за границей часто отождествляют с необузданной толпой», – сказала вице-президент.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: