Влияние стиля воспитания на возникновение пограничных психических нарушений у детей




 

Одной из важнейших фигур, составляющих круг значимых для развития ребенка взрослых, является родитель. Его роль в становлении личности ребенка является либо прямой как, например, в младенчестве и раннем возрасте, либо – косвенной, когда родитель создает адекватные условия для формирования полноценных отношений со сверстниками, воспитателями, составляющими социальную ситуацию развития, например, в период дошкольного детства. «В семье развитие ребенка как субъекта активности происходит в рамках детско-родительских отношений».

Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми.

Р. В. Овчарова, С. С. Жигалин понимают под этим «целенаправленный процесс развития личности ребенка в семье под влиянием родителей на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения)».

Семейное воспитание, как пишет В. М. Целуйко, это «управляемая система взаимоотношений родителей с детьми». И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. По этой причине им необходимо знать, какие взаимоотношения способствуют гармоничному развитию детской психики. Одна из особенностей детского воспитания заключается в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми.

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально, чем любое другое воспитание, т. к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка. Родители не просто должны удовлетворять витальные потребности ребенка, но и способствовать становлению всесторонне и гармонично развитой личности.

Т. Л. Кузьмишина с соавторами дает следующее определение стиля воспитания: «стиль воспитания» как «стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый – эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический – авторитарный), количеством запретов (ограничительный – попустительский) и т. п.».

«Стиль – это приемы, способы, методы какой-либо работы, дяетельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком».

Взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.

Культура в целом определяет поведение самих родителей, считает Е. Н. Приступа, определяя выбор способов воспитания. Родители пользуются множеством приемов воспитания в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и культурного окружения, к которому они принадлежат.

«Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания». В каждой семье объективно складывается определенная, не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

В. М. Целуйко ссылается нам Д. Бомрид,которая выделяет три типа родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный.

Авторитетный стиль: образ действий родителей отличается твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют их смысл и причины их ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарный стиль: образ действий родителей отличается подчинением собственного поведения жестким правилам, навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержанны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения.

Либеральный стиль: характеризуется почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними; дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие. Либеральные родители являют собой почти полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение своих детей. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, они стараются подавить свои чувства. К детям относятся с сердечностью и теплотой, принимают их такими, какие они есть. Вместе с тем, либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать запреты для своих детей.

Э. Маккоби и Дж. Мартин дополнили данную типологию еще одним, четвертым, стилем воспитания ребенка в семье:

Безразличные родители – озлобленные дети. Низкий уровень контроля и холодные отношения: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Т. Л. Кузьмишина приводит классификацию стилей воспитания Д. Элдер, основанной на уровне родительского контроля и давлении на ребенка:

¾ Автократичный стиль – отличается полноправной властью родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабым контролем за поведением детей. Родители могут навязывать свою волю и подчеркивают некомпетентность детей в различных аспектах;

¾ Авторитарный стиль – оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса;

Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

¾ Демократичный стиль – предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми;

Дети из «демократических» семей, по данным Я. Л. Коломинского, чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму, обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях. В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что демократический стиль воспитания сочетаются с высоким, социометрическим статусом ребенка среди сверстников.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; ребёнок часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов (Л. Б. Шнейдер, 2007).

Д. В. Жуина, Ю. Д. Никитина подчеркивают, что дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем.

¾ Эгалитарный стиль – характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них;

¾ Разрешающий стиль – встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку довольно много свободы, требуя от него ответственности за поступки;

¾ Попустительский стиль – характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки.

Оптимально, если родители ограничивают автономию ребенка и постепенно, но упорно ему определенные ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативы и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.

¾ Игнорирующий стиль – характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться (Л. Б. Шнейдер, 2007).

Критерий эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми лег в основу классификации отечественного ученого Л. Г. Саготовской. Автор выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

¾ чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни;

¾ безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;

¾ эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;

¾ отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

¾ отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;

¾ уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

По критерию распределения ролей, власти, подчинения и уровня конфронтации во взаимодействии родителей и детей, А. П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.

А. И. Захаров выделяет следующие критерии семейных отношений:

¾ интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям. По этому параметру различаются такие стили семейного воспитания как: гиперопека, опека, принятие, непринятие;

¾ параметр контроля позволяет выделить разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный типы семейного воспитания;

¾ критерий последовательности в воспитательном воздействии является чрезвычайно важным в родительском отношении к детям любого возраста.

¾ по эмоциональной насыщенности семейное воспитание может быть аффективно устойчивым или неустойчивость. Этот показатель дает представление о стабильности и характере эмоциональной атмосферы в семье;

¾ характеристика тревожности в детско-родительском взаимодействии также указывает на особенности атмосферы в семейном воспитании, описывает тревожность родителей за ребенка, факторах развития детской тревожности, устойчивости семьи к факторам стресса и пр. (А. И. Захаров, 1982).

Э. Г. Эйдемиллер описывает большое количество стилей аномального семейного воспитания. Различия между данными стилями выражаются в эмоциональной включенности родителей в жизнь ребенка, степени контроля и заботы, понимании родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей:

¾ Гипопротекция: недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка;

¾ Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя;

Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками (Л. Б. Шнейдер, 2007).

¾ Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы;

¾ Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.

Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Напротив, гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками (Л. Б. Шнейдер, 2007).

¾ Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Усилению тревожности в ребенке, по мнению О. М. Соколовой, способствуют и завышенные требования со стороны родителей. Они создают ситуацию хронической неуспешности, абстрагируясь от реальных возможностей ребенка. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов и тревог. Все это способствует формированию неадекватной самооценки, смысловых барьеров в общении и повышению агрессивного начала в ребенке.

Повышенная моральная ответственность» может быть связана со слишком большой надеждой родителей на выдающиеся успехи их ребенка в учебе, спорте, занятиях рисованием и музыкой, овладении фехтованием или усвоении английского языка. Статусные родители, сами добившиеся успеха в жизни, бессознательно ожидают, что их ребенок также будет проявлять свои способности и таланты. Склонный к психастении ребенок чутко улавливает высокие родительские ожидания и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. Вследствие этого у тревожных детей формируется мотивация избегания неудач с ожиданием негативных событий; они ведут себя в соответствии со своими ожиданиями, провоцируя как раз те ситуации, которых опасаются.

О. Л. Стрелюк указывает на существование трех типов воспитания: оптимальный, тип излишней вовлеченности и тип излишней отстраненности.

Для оптимального типа характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают социализированные формы. В этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается в соответствии с возрастом, а процесс воспитания ребенка родителем носит продуктивный характер.

Тип излишней вовлеченности характеризуют: неумеренная родительская любовь, чрезмерные опека и участие в делах и жизни ребенка, излишнее проникновение в его внутренний мир. В этом случае «Эго» ребенка как бы «растворяется», становится нечетким. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, тормозится процесс понимания и усвоения им норм поведения в обществе (понятия «можно-нельзя», «хорошо-плохо» ему не понятны). Неумеренная любовь усиливает существующие у ребенка проблемы развития и порождает проблемы у психически и физически здорового ребенка, так как ребенок живет в иллюзорном мире.

Тип излишней отстраненности характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему. Ребенка либо жестко контролируют, либо, наоборот, не обращают на него внимания. Природные качества не учитываются либо подавляются. В результате эти качества приобретают отрицательную направленность: упорство переходит в упрямство, живость – в неустойчивость, неспешность – в пассивность. Все это, а также отсутствие внимания родителя приводит к низкой самооценке, формированию диффузной идентичности ребенка. Если ребенок чувствует любовь и поддержку, его развитие происходит в атмосфере безопасности и уверенности в себе.

Решающим фактором, формирующим личностные черты, которые предрасполагают к возникновению тревожности и невротических реакций у детей, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев (1977) считают неправильное воспитание. Данные авторы выделяют три основных типа неправильного воспитания:

¾ Отвергающее (непринятие): обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства.

¾ Гиперсоциализирующее: возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи.

¾ Эгоцентрическое: наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.

В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение Р. В. Овчарова, С. С. Жигалин определяют как «готовность родителя к определенному типу взаимодействия с ребенком». Данные авторы отмечают, что отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным, либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, отстраненно равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и др.

Среди факторов, которые опосредуют отношение родителя к ребенку, чаще всего называются: детский опыт самих родителей; нереализованные потребности родителей; личностные особенности родителей; отношения со вторым родителем ребенка; обстоятельства рождения ребенка; психологическая культура родителей.

Отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим и высокой тревожности.

Результаты сравнительного анализа Е. О. Смирновой показали, что в настоящее время отношение родителей к детям дошкольного возраста изменились. Главная тенденция этих изменений заключается в том, что старший дошкольник воспринимается близкими взрослыми как младший школьник. Родители прежде всего ориентированы на конкретные достижения ребёнка, постоянно оценивают результаты его деятельности. Они имеют чёткий нормативный образ идеального ребёнка, который становится критерием оценки реального сына или дочери. Этот образ включает, с одной стороны положительные моральные характеристики, а с другой – подчинение нормам и правилам. Характерно, что одним из ведущих стилей воспитания данных качеств является строгий (наказания, запреты, принуждения). В связи с этим Е. О. Смирнова высказывает гипотезу о смещении возрастных норм в родительском сознании. В результате в отношении родителя к взрослеющему ребёнку «выпадает» дошкольный возраст.

Типологии родительского отношения, предлагаемые рядом исследователей (Э. Г. Эйдемиллер, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев и др.) построены на описательных признаках и связываются, как правило, с клиническим статусом ребенка, страдающим психическим заболеванием пограничного круга. Следовательно, изучение родительского отношения к детям, не страдающим психическими нарушениями, является актуальным для эффективной психологической помощи в рамках дошкольного учреждения.

А. Я. Варга предлагает следующие виды родительского отношения:

¾ Принятие-отвержение. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему или, в противном случае, воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Эмоциональное неприятие детей, считает Е. Н. Приступа, обусловлено их нежеланностью, преждевременностью беременности и несоответствием пола ожиданиям родителей. Е. Савина, Н. Шанина пишут: «отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите».

¾ Кооперация – родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Он высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Родитель поощряет инициативу, и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных;

¾ Симбиоз – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Ссылаясь на исследования X. Граф, Л. Костина указывает на то, что им установлена связь уровня тревожности ребенка с родительской опекой, то есть высокая тревожность у ребенка – это результат излишней родительской опеки.

¾ Авторитарная гиперсоциализация – отражает авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Как отмечает В. М. Целуйко, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, практически не стремятся к независимости, отличаются угрюмостью, непритязательностью и раздражительностью. При переживании нетерпимости, игнорировании инициативы, ограничении самостоятельности, напряженности в отношениях со значимым взрослым позиция ребенка отличается активным непринятием родительских дисциплин, конфликтностью, негативизмом, острыми негативными эмоциональными проявлениями.

¾ Маленький неудачник – отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом.

О. Г. Ксенда выделила психологические феномены, касающиеся педагогических установок родителей в восточно-славянской культуре:

¾ превалирование оценок личности над оценками деятельности;

¾ отсутствие аргументации положительных оценок;

¾ аргументация в основном негативных оценок;

¾ малое количество эмоциональных контактов с ребенком;

¾ низкое количество тактильных контактов взрослого и ребенка.

Т. Л. Кузьмишина с соавторами приводит слова В. С. Мухиной: «в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и многое другое.

Любой родитель использует большой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. В своем исследовании Д. Боумрин пришел к выводу, что оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием (Д. Боумрин,1989).

Семья может быть и фактором развития здоровой личности ребенка, и источником деформаций. Неправильное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, по мнению Е. Савиной, вызывают детскую тревожность.

Нарушенный детско-родительские отношения, неверный стиль воспитания рядом авторов рассматривается в качестве предиктора определенный нарушений в развитии и невротических расстройств. Исследованиями установлена связь между стилем родительского отношения и развитием акцентуаций и расстройств личности (Личко).

Патогенная роль «маятникообразного» воспитания, когда запреты сменяются разрешениями и наоборот, в происхождении тревожности и неврозов у детей выделена также К. Леонгардом.

В результате длительно существующей неспособности к согласованности в вопросах воспитания детей, уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

О. А. Губанова ссылается на Б. И. Кочубей, считающего, что чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного: негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение; неадекватными, в основном, завышенными требованиями; противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или сверстниками. О. А. Губанова указывает на то, что тревожность дошкольников – результат фрустрации потребности в надежности и защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе обусловлена нарушением отношений с близкими взрослыми.

Возникновению и закреплению тревожности, по мнению А. М. Прихожан, способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой – все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью и мешая социализации.

Механизмами социализации ребенка в семье являются подражание, идентификация, интериоризация паттернов поведения родителей.

Т. Д. Рябцева указывает, на то, что ряд авторов признает роль моделей родительского поведения не только в процессе приобретения привычек, но и в качестве способа преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также.

Ссылаясь на мнение В. В. Николаевой, Г. А. Ариной, О. В. Менделевич указывает на то, что на ранних этапах онтогенеза ведущую роль играет «совместно-разделенная эмоция». Нормальное развитие обеспечивает, прежде всего, совместная радость. Замещение радости родительской тревогой может стать причиной возникновения психосоматических отклонений.

Резюмируя, можно отметить, что отечественные и зарубежные исследователи: А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, А. Адлер, Д. Бомринд, Г. Крайг и др. выделяют такие параметры взаимодействия родителей с детьми как родительский контроль и родительская теплота, которые оказывают решающее влияние на возникновение тревожности личности.

Большинство классификаций стилей воспитания основаны на критериях родительского контроля и особенностей проявления эмоциональной теплоты родителей. Важными параметрами различения стилей семейного воспитания выступают также степень властности и уважения родителей в отношении детей разного возраста. Некоторые авторы дают стилям семейного воспитания одинаковые названия, но расшифровывают их по-разному. В связи с этим важно отметить, что при изучении семьи основной задачей психологов и педагогов является выявление специфики содержания внутрисемейных отношений, а не именование стилей или типов родительского отношения.

 

Литература

 

1. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез

2. Овчарова, Р. В. Родительская позиция как система отношений родителя / Р. В. Овчарова, С. С. Жигалин // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24–27 мая 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. – Екатеринбург, 2010. – С. 167–176.

3. Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2010. – 224 с.

4. Рябцева, Т. Д. Родительские отношения и психологические проблемы в воспитании детей / Т. Д. Рябцева // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24–27 мая 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. – Екатеринбург, 2010. – С. 197–200.

5. Падурина, Е. А. Позитивные родительские чувства как проявление эмоциональной стороны детско-родительских отношений / Е. А. Падурина // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24–27 мая 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. – Екатеринбург, 2010. – С. 176–179.

6. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина, Е. С. Амелина, Е. А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.

7. Приступа, Е. Н. / Семья как основа здоровой личности ребенка // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24–27 мая 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. – Екатеринбург, 2010. – С. 188–192.

8. Жуина, Д. В. Влияние стиля семейного воспитания на особенности личностной готовности дошкольников к обучению в школе / Д. В. Жуина, Ю. Д. Никитина // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы седьмой междунар. науч.-практ. конф. – Самара: ПГСГА, 2012. – 360 с., С. 113–118.

9. Коломинский. Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – Спб: Питер, 2004. – 480 с.

10. Соколова, О. М. Особенности жизнедеятельности родительской семьи, влияющих на развитие тревожности личности / О. М. Соколова // Психологические проблемы современной российской семьи: тезисы второй всерос. науч. конф., 25–27 октября 2005 г. / в 3-х частях. – 3 часть/ редкол.: В. К. Шабельников [и др.]. – 2 часть, Москва, 2005. – 560 с.

11. Соловьева, С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – URL: https://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

12. Стрелюк, О. Л. Характеристика детско-родительских отношений как фактора социализации дошкольников / О. Л. Стрелюк // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 апреля 2011 г.

13. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Электронный ресурс]: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 – М.: РГБ, 2002.

14. Романович, А. Г. Психологическая култура родителей в контексте детско-родительских отношений / А. Г. Романович // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 апреля 2011 г.

15. Смирнова, Е. О. Особенности отношения к детям современных родителей / Е. О. Смирнова // Доклад для обсуждения на заседании Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО 16 июня 2010 г.

16. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Санина, Н. Шанина // Дошкольное вос­питание. –1996. – № 4. – С. 11–14.

17. Шведовская, А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. / А. А. Шведовская // автореферат диссертации…к. психол. н. 19.00.13. – МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 2006. – 30 с.

18. Ксенда О. Г. Педагогические установки родителей в восточно-славянской культуре / О. Г. Ксенда // Психологические проблемы современной семьи: 4-ая Междунар. науч. конф. 21–23 октября 2009 г., Москва: Тезисы конференции, 372 с.

19. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.

20. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комп­лексная психологическая коррекция) // А. С. Спиваковская. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.

 

Психолог ГСПЦ Н. В. Господарева

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: