Сущность и способы эвакуации




Эвакуация как способ защиты населения

 

Во исполнении Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1995 г.) в

Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя совокупность мероприятий, проводимых в кротчайшие сроки в целях оказания всех видов помощи пострадавшему населению в очагах поражения (заражения), в зонах катастрофического затопления и в районах стихийных бедствий, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, а также восстановления жизнедеятельности городов, населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Защита населения в условия ЧС включает ряд мероприятий, в том числе рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов и важных объектов, а также из зон катастрофического затопления и зон поражения. Эвакуацию, как способ защиты населения, используют давно. В СССР в годы Великой Отечественной Войны она достигла особенно больших размеров. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями. В течение июля - ноября 1941г. в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий

Целесообразно ли проведение эвакуации как в прежние годы с позиции обеспечения безопасности эвакуируемых? Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. Стихийные бедствия на нашей планете – явления весьма частые: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. При ликвидации последствий землетрясения в Армении 7 декабря 1988 г. из городов Ленинакан, Кировокан, Спитак, Степанаван, из других подвергшихся разрушениям населенных пунктов было эвакуировано более 110 000 детей, женщин и стариков. Жарким летом 1973 г. во время движения селя из отдельных районов города Алма-Ата была проведена вначале частичная эвакуация детей, а затем и взрослого населения. В Оренбургской области в 1942г., 1957г., 1993г., 1994г., 1998г., 2000г. отмечались большие наводнения. Они сопровождались высоким подъемом воды, что требовало эвакуации населения из отдельных населенных пунктов. Не раз приходилось выводить и вывозить людей из зон массовых лесных пожаров. Особенно опасны так называемые верховые пожары, скорость распространения которых достигает 15 - 20 км/ч.

Все чаще приходится прибегать к эвакуационным мероприятиям при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах аварийно химически и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах.

Авария на атомной электростанции в Чернобыле в апреле 1986 г. вынудили руководство Киевской области провести эвакуацию населения из 30-ти километровой зоны.

При авариях на предприятиях, производящих или использующих АХОВ образуются зоны заражения. При этом также необходима эвакуация из тех населенных пунктов, в направлении которых движется ядовитое облако. 5 сентября 1991 г. в Новосергеевском районе в 18.00 на заглушенной скважине № 157 произошел выброс с образованием газонефтяного фонтана. В зоне заражения газом оказалось село Рыбкино. К 22.00 жители села были эвакуированы и возвратились в село 11 сентября после ликвидации фонтана. 23 июня 1991 г.

Таким образом, эвакуация как способ защиты и сегодня не потеряла своего значения.

 

Сущность и способы эвакуации

 

Все мероприятия по рассредоточению и эвакуации населения планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики. Кроме того, создаются условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.

Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в особых условиях. Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых. Рассредоточиваемые в военное время размещаются в районах загородной зоны, в ближайших к границам городов, в населенных пунктах, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей с тем, чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 5 часов. Загородная зона - территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивным загрязнением и химическим заражением, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из городов и населенных пунктов и размещению его в загородной зоне. В чрезвычайных условиях природного и техногенного характера и условиях неполной обеспеченности населения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, а также в военное время, основным способом его защиты является эвакуация и размещение людей в загородной зоне (безопасных районах).

Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственному и территориальному принципу, т.е. по объектам и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы). Предусматривается комбинированный способ эвакуации, обеспечивающий ее осуществление в сжатые сроки. При этом используются все виды имеющегося транспорта, независимо от форм собственности, не занятого выполнением особо важных задач. Одновременно часть людей выводится пешим порядком.

Количество вывозимого населения определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь вывозятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешком дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.


Планирование и организация эвакуации

 

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные органы. Заблаговременно формируются:

· эвакуационные комиссии (ЭК);

· сборные эвакуационные пункты (СЭП);

· промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

· эвакоприемные комиссии (ЭПК);

· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

· оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эвакуируемого населения;

· группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

· администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляют заместители начальников ГО местного самоуправления, а отраслевые (объектовые) ЭК – заместители начальников ГО отраслей (объектов) экономики. В них включают лиц руководящего состава администраций, органов транспортных, народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представителей военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГО и ЧС.

Военнообязанные (имеющие мобилизационное предписание) в эвакоорганы не назначаются. В эвакокомиссиях объектов экономики создаются группы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников СЭП, эвакуационных эшелонов, старших по автомобильным и пешим колоннам.

Сборные эвакуационные пункты формируются на базе одного объекта экономики. Они осуществляют сбор и учет эвакуируемых, их отправку в загородную зону. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый из них обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктами посадки и исходным пунктом (при пешей эвакуации), с загородной зоной. Каждому сборному эвакуационному пункту присваивается номер, и за ним закрепляются транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и предприятия, рабочие и служащие которых с членами семей будут через него эвакуироваться, как и остальное население. К одному СЭП приписывается не более 4000 - 5000 человек. В соответствии с этим определяется и количество выделяемых для эвакуации транспортных средств.

Примерный рабочий аппарат сборного эвакопункта: начальник и его заместитель, группа оповещения, группа регистрации и учета, группа охраны общественного порядка, группа формирования эшелонов (пеших колонн), медицинский пункт и комната матери и ребенка, стол справок, комендантская служба.

Промежуточные пункты эвакуации создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенным пунктах, вблизи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются в инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обработки людей и отправки их в места расселения в загородной зоне.

Группа управления организует движение пеших колонн, подготовку и поддержание маршрута в исправном состоянии, регулирование движения и организацию охраны общественного порядка, ведение радиационной химической и инженерной разведки в пути следования, оказание медицинской помощи нуждающимся. Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные медицинские бригады на санитарных автомобилях.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на их исходных пунктах и выполняют свои задачи методом патрулирования.

Эвакоприёмные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. По решению местной администрации в загородной зоне формируется районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации. В ее состав включают начальников отделов и служб администрации района (города) или их заместителей, представителей ОВД и других работников, связанных с приемом, размещением и обеспечением эвакуируемых. В такой комиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения дорожного и транспортного обеспечения.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Располагаются они вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки в общественных и административных зданиях. В структуру ПЭП входят группы встречи, приема и размещения горожан, учета, отправки и сопровождения эвакуируемых, охраны общественного порядка; медицинский пункт, комната матери и ребенка, стол справок, комендантская служба. При локальных военных конфликтах требуется, как правило, ускорить вывоз населения из пунктов пограничной зоны. Задачи по организации эвакомероприятий в этом случае возлагаются на оперативные группы. Они формируются из представителей органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС, соответствующих эвакоорганов. В их состав входят подразделения:

· оповещения населения;

· учета и регистрации населения;

· транспортные;

· охраны общественного порядка;

· размещения людей;

· посты организации общественного питания;

· обеспечения предметами первой необходимости;

· медицинские.

Формируются также администрации пунктов посадки (высадки). В них включаются в основном представители транспортных органов. Задачи таких пунктов: обеспечение своевременной подачи транспортных средств, организация посадки (высадки) людей, контроль за обеспечением охраны общественного порядка и медицинской помощи, учет отправки (прибытия) транспорта и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

Для определения очередности эвакуации граждан и более четкого планирования их размещения все эвакуируемые делятся на три группы. Первая (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие, продолжающие производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающие их жизнедеятельность. Вторая (трудоспособное население) - рабочие и служащие, прекращающие в особых условиях свою трудовую деятельность или переносящие ее в загородную зону. И третья – остальное население, основная часть которого может быть вывезена еще до начала общих эвакомероприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: