Докладные и объяснительные записки




СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Цель задания: ознакомиться с видами информационно-справочных документов, обязательными для их составления реквизитами, научиться составлять документы с использованием компьютера.

Методические указания:

Подавляющее большинство документов (создаваемых в организациях и поступающих в нее извне) содержат информацию о фактическом положении дел в данной или других организациях, служащую основанием для изучения распорядительных документов.

К информационно-справочным документам относятся справки, докладные и объяснительные записки, протоколы, сводки, обзоры, акты, письма, телеграммы и т.д. Они носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительным документам и в отличие от них не являются обязательными к исполнению. Информация, содержащаяся в информационно-справочных материалах, может побуждать к действию или может быть лишь принята к сведению.

Справки

Для отражения производственной деятельности организации или подтверждения сведений о ее работниках составляются справки. Справки по вопросам производственной деятельности организации оформляются на бланке, подписываются исполнителем и содержат факты, послужившие основанием для ее написания, и конкретную информацию. При наличии в справке сведений финансового характера она подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью.

Справка — это документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. Справки бывают двух видов:

- с информацией о фактах и событиях служебного характера;

Такие справки могут быть внутренними и внешними документами. Справки, предназначенные для руководителя предприятия и не выходящие за его пределы (внутренние), составляет и подписывает исполнитель (составитель). Справки, составляемые по запросу внешних организаций (внешние), должны быть подписаны руководителем предприятия. Внешние справки должны обязательно иметь заголовок к тексту, раскрывающий их содержание или указывающий дату или период времени, к которому относятся сведения, изложенные в них.

Справки составляются в двух экземплярах, один из которых направляется адресату, второй - подшивается в дело. Справка по производственным вопросам может составляться по запросу руководства и содержать информацию по производственной тематике.

Например:

Справка по производственным вопросам

Пример справки

ЗАО «Оргкомплект» Директору

Московский филиал ЗАО «Оргкомплект»

СПРАВКА А.Б. Иванову

15.04.2000 №1

Москва

о закупке мебели и оборудования

В соответствии с планом модернизации конторской мебели и оборудования в I квартале 2000 г. были закуплены следующие комплекты мебели и оборудования:

 

Вид комплекта Количество (шт.) Стоимость (руб.) Место установки
       

 

Справка составлена на основании……………………………………

Главный бухгалтер Личная подпись В.П. Медведев

Павлова Анна Петровна 449 28 32

- справки, выдаваемые заинтересованным гражданам и учреждениям для удостоверения того или иного юридического факта. Это — справки о подтверждении места учебы и работы, о занимаемой должности, заработной плате, месте проживания, наличия иждивенцев и т.п.

Справка с места работы

Наименование предприятия Место предоставления справки

Адрес предприятия Тел. Факс

СПРАВКА

00.00.03 №

Леонова Оксана Анатольевна работает

экономистом отдела маркетинга ____________________________________________

(наименование предприятия)

 

с окладом_______________ руб. в месяц.

(цифрами и прописью)

Директор Подпись И.О. Фамилия

Главный бухгалтер Подпись И.О. Фамилия

М.П.


Справки с места работы, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда работника, составляются на бланке предприятия формата А-5. Бланк справки содержит адрес предприятия и трафаретный текст. Текст справки начинается с указания в именительном падеже фамилии, имени и отчества работника, о котором даются сведения, затем его должности и зарплаты. В правом верхнем углу указывается место предоставления справки в именительном падеже (например: "Детсад № 72"). Если в справке отсутствуют данные о зарплате, подпись главного бухгалтера не ставится. Справки с места работы заверяются печатью.

Докладные и объяснительные записки

Докладная записка — документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, о выполненной работе, а также содержащий выводы и предложения составителя. Докладная записка готовится как по инициативе самого работника, так и по указанию руководства.

Цель инициативной докладной записки — побудить руководителя принять определенное решение. Поэтому текст ее четко делится на две части. В первой, констатирующей (описательной), излагаются имевшие место факты или описывается ситуация, во второй излагаются предложения, просьбы. Докладными записками информируют руководителя о ходе работ. Такие записки представляются регулярно.

Докладная записка может оформляться рукописным способом на стандартном листе бумаги. Докладная записка является документом, содержащим обстоятельное изложение вопроса отражающего производственную деятельность организации. Докладная записка содержит следующие реквизиты: наименование структурного подразделения, наименование вида документа дату, номер, заголовок к тексту, текст, подпись, резолюцию отметку об исполнении документа и направлении его в дело.

Тексту докладной записки обязательно предшествует заголовок, начинающийся с предлога «о» («об»). Как и оформление справок, оформление этого вида документа зависит от адресата. Докладные записки, подаваемые руководителю структурного подразделения или руководителю учреждения, оформляются на простом листе бумаги. Машинописным способом воспроизводятся реквизиты бланка: наименование структурного подразделения, вид документа (докладная записка), дата. Подписывает внутреннюю докладную записку составитель. Внешняя докладная записка, адресуемая в вышестоящие инстанции, оформляется на общем бланке учреждения и подписывается его руководителем.

Пример:

Бухгалтерия Директору

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ООО «Полимер»

24.05.2002 №3. И.К.Савельеву

О применении штрафных санкций

Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ «Спецоснастка», задерживающему в течение двух месяцев оплату поставленной продукции, несмотря на неоднократные письменные напоминания.

Гл. бухгалтер Личная подпись М.П. Журавлева

 

Докладная записка составляется в случае необходимости поставить руководителя в известность о каких-либо фактах и может содержать предложения составителя по излагаемому вопросу.

Докладная записка должна иметь заголовок к тексту. В первой части текста излагаются события или факты, послужившие поводом к написанию. Вторая часть должна содержать выводы и предложения.

Внутренние докладные записки подписываются составителем (автором). Внешние, направляемые в вышестоящие органы, подписываются руководителем предприятия.

Пример оформления внутренней докладной записки:

Общий отдел Генеральному директору

объединения Иванову Н.К.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
10.05.2002 №36

г. Новосибирск

О замене пишущих машин

Довожу до Вашего сведения, что машбюро в настоящее время оснащено пишущими машинками устаревшего образца, многие из которых имеют ненадежные эксплуатационные качества.

Прошу рассмотреть вопрос о приобретении шести новых машинок и одного компью­тера с принтером.

Зав. машбюро Личная подпись Т.Н. Колбина

Пример оформления внешней докладной записки:

Министерство общего и Генеральному директору

профессионального образования РФ Заводу точного машиностроения

Петрову И.И.

Новосибирское областное управление

народного образования

Октябрьский отдел

народного образования

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

19.05.02 №15

г. Новосибирск

О проверке технического состояния.

жилых помещений базы отдыха для детей

Согласно поручения главы администрации Октябрьского района о проверке готовности баз отдыха для детей и определения количества школьников, которые смогут отдохнуть летом 2002 г., мною 13 мая с.г. был проведен осмотр жилых помещений базы отдыха Вашего завода.

Все жилые корпуса в удовлетворительном состоянии, однако в корпусе № 1 необходимо вставить стекла, корпус № 2 нуждается в ремонте. Прошу взять на контроль подго­товку базы к приему детей на отдых.

Зав. районо Личная подпись Н.И.Пирогова

Объяснительная записка — это документ, в котором работник организации объясняет причины невыполнения какого-либо поручения, нарушения трудовой или производственной дисциплины. Объяснительная записка может оформляться рукописным способом на стандартном листе бумаги. Объяснительная записка содержит следующие реквизиты: наименование структурного подразделения, указание адресата, наименование вида документа, дату, номер, заголовок к тексту, текст, подпись составителя, резолюцию, отметка об исполнении документа и направлении его в дело.

Объяснительная записка — это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта и т.п.) или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. Соответственно объяснительные записки можно разделить на две группы. К первой относятся документы, чаще всего сопровождающие основной документ и поясняющие содержание его отдельных положений. Они оформляются на общем бланке учреждения. Вторую группу составляют объяснительные записки по поводу каких-либо происшествий, сложившихся ситуаций, поступков и поведения отдельных работников. Текст таких записок должен быть убедительным, содержать неопровержимые доказательства.

Объяснительные записки составляются по производственным вопросам и трудовым правоотношениям.

Образцы оформления объяснительных записок: Пример 1:

Отдел маркетинга Директору

ООО «Консультант»

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА М.П. Устиновой

28.09.2002 №5

Об опоздании на работу

28.09.2002 я опоздал на работу на 45 мин. из-за транспортной аварии. Справку, выданную автотранспортным предприятием, прилагаю.

Менеджер Личная подпись М.И. Юдин

Пример 2

Департамент ценных бумаг Заместителю директора

банка

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА г-ну Смольскому О.Б.

28.09.2002 № 5

О нарушениях в представлении сводного отчета

Сводный отчет отдела за III квартал 1998 г. не был представлен в указанный срок в связи с повреждением факс - модемной связи и отсутствием отчетных данных Красногорского филиала банка.

Начальник департамента Личная подпись И.Р. Владимиров

Пример 3

Директору Центра
«Кадры»

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Иванову Н.Н.

30.10.2002 №5

О срыве занятий в группе секретарей-референтов

28.10.2002 на занятия по делопроизводству пришло только трое слушателей из состава группы 19 человек.

В результате этого занятия пришлось отменить.

Преподаватель Подпись Г.И.Григорьева

Акты

Для подтверждения установленных фактов и событий несколькими лицами составляется акт. Акты составляются по результатам ревизий деятельности предприятия или его структурного подразделения и отдельных должностных лиц, при приеме-передаче дел, подготовке документов к уничтожению, приеме объектов в эксплуатацию и т.п.

В акте содержатся следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дата (дата актируемого события), номер, место составления, гриф утверждения (при необходимости)8, заголовок к тексту, текст, отметка о наличии приложения (при необходимости), подписи, отметка об исполнении документа и направлении его в дело. Акт подписывается лицами, принимавшими участие в его составлении, при этом указывается не наименование должностей, а распределение обязанностей между членами комиссии: председатель, члены комиссии.

Текст акта состоит из двух частей: вводной и констатирующей. Во вводной части указываются: наименование документа, в соответствии с которым была образована комиссия, его номер и дата; или наименование, дата и номер документа, на основании которого проводится ревизия, проверка; или событие, факт, послужившие основанием для составления акта. Далее во вводной части перечисляется состав комиссии: председатель (должность, фамилия, инициалы), члены комиссии (должности, фамилии, инициалы). Фамилии членов комиссии приводятся, как правило, в алфавитном порядке, нумеруются арабскими цифрами с точками и печатаются через 1,5 интервала. Во вводной части указываются также липа, не являющиеся членами данной комиссии, но присутствовавшие при проведении проверки.

В констатирующей части текста акта излагаются цели, задачи, сущность и характер проведенной комиссией работы; фиксируются установленные факты, делаются выводы о полученных результатах и при необходимости даются предложения по устранению выявленных недостатков.

Текст акта принято излагать от третьего лица единственной числа («комиссия установила»).

Акт составляется в том количестве экземпляров, которое определяется потребностью заинтересованных лиц. Сведения о количестве экземпляров акта и их местонахождении помещают в конце текста перед отметкой о наличии приложения к акту.

Акт — документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленный факт, событие, действие.

Разновидности актов: акты ликвидации (учреждений, предприятий, организаций); приема-передачи (при смене руководства, передаче дел, материальных ценностей и т.д.); дегустации; приема объектов; проведения испытаний; уничтожения дел, испорченных товаров и т.п.; инвентаризации, несчастных случаев, аварий и др.

Акт оформляется на общем бланке. Дата и место составления, проставляемые в бланке акта, должны соответствовать дате и месту актируемого события. Для значительного количества повторяющихся ситуаций имеются унифицированные трафаретные формы.

Текст акта делится на три части: введение, констатирующую часть и выводы. Текст введения во всех актах формализован. В нем указывается основание для составления акта, перечисляются лица, составляющие акт (могут быть указаны и присутствующие при этом лица). Начинается эта часть акта словом «Основание», которое печатается через два-три интервала после заголовка, с абзаца. После слова «Основание» ставится двоеточие и указываются наименование распорядительного документа в именительном падеже, его дата, номер и заголовок.

Например:

Основание: приказ директора завода от 24.05.97 № 89 «О проведении инвентаризации материальных ценностей на складе».

С новой строки прямо от полей с прописной буквы пишется слово «Составлен» и далее перечисляются фамилии с инициалами составителей акта либо приводится состав комиссии. Например:

Составлен:

Председатель_______________________________

Должность, фамилия, инициалы

Члены комиссии 1.

Должность, фамилия, инициалы

Присутствовали: 1._____________________

Должность, фамилия, инициалы 2.

Фамилии членов комиссии и присутствующих располагаются по алфавиту. В название должности входит и название учреждения.

Констатирующая часть начинается с абзаца. В ней излагаются цели, задачи и существо работы, проделанной составителями акта, ее результаты. Результаты работы могут быть представлены в виде таблицы.

В заключительной части акта делаются выводы или даются рекомендации. Эта часть текста не обязательна, акт может заканчиваться и констатацией фактов.

После текста перед подписями при необходимости указывают количество оставленных экземпляров акта и их местонахождение (эта часть акта также не обязательна).

Например:

Составлен в 3 экземплярах:

1-й экз. направлен в Минэкономики России

2-й экз. направлен в МПС России

3-й экз. — в дело 05-24.

Завершают текст акта подписи. Акт подписывают председатель комиссии и все составители.

При подписании должности перед фамилиями не указываются.

Например:

Председатель комиссии Подпись К.Я.Лакин

Члены комиссии _____ В.Н. Кирилов

Подпись

И.Н. Потапов

Подпись

_______ Н.Н. Ламшина

Подпись

Как и во всяком документе, в акте перед текстом имеется заголовок, начинающийся с предлога «о» («об») и формулируемый с помощью отглагольного существительного «О проверке», «О приеме-передаче», «О списании», «Об уничтожении» и т.п.

Некоторые виды актов требуют утверждения. Например, акт о ликвидации учреждения утверждается руководителем вышестоящего ведомства (министром), акт о выделении к уничтожению документов и дел — руководителем учреждения. Утверждение оформляется грифом в соответствии с требованиями ГОСТ 6.37-90.

Пример оформления акта:

Минкультуры России УТВЕРЖДАЮ

Комитет по культуре председатель комитета

Администрации Подпись Н.И.Петров

Наименование области Дата

АКТ

18.01.03 №12

г. Новосибирск

О проверке сохранности документов в комитете

Основание: приказ председателя комитета от 20.04.97 № 102 «О проверке сохранности управленческих документов».

Составлен комиссией в составе:

Председатель: зам. председателя комитета Сидоров Г.В.

Члены комиссии:

1. Зав. общим отделом Григорьева Н.И.

2. Инспектор отдела кадров Михайлова Г.Г.

3. Зам. главного бухгалтера Мышкина С.И.

4. Референт Прокудина М.В.

В период с 16 по 18 мая 1997 года комиссия проверила организацию и условия хранения управленческих документов в комитете культуры. Документы хранятся в структурных подразделениях и в общем отделе.

Номенклатура дел ежегодно согласовывается с Новосибирским областным архивом. Фактов гибели, утраты, порчи или незаконного уничтожения документов не установлено. Комиссия рекомендует выделить и оборудовать специальное помещение для архива комитета.

Составлен в 2 экземплярах:

1-й — в дело № 1-23

2-й — в областной архив.

Председатель комиссии Подпись Г.В.Сидоров

Члены комиссии Подпись Н.И. Григорьева

Подпись Г.Г. Михайлова

Подпись СИ. Мышкина

Подпись М.В. Прокудина


Пример 2

форма акта9

Наименование УТВЕРЖДАЮ

организации Руководитель

АКТ организации

________ ____№__ Личная Расшифровка

подпись подписи

Москва 00.00.0000

О_____

Основание: ______________________________________________________

_________________________________________________________________

Составлен комиссией:

Председатель: _______________________________________________

(должность, фамилия, инициалы)

Члены комиссии: 1._______________________________________

............................. (должность, фамилия, инициалы)

....................... 2

........................ 3

........................ ……….

........................ ……….

Присутствовали:___________________________________

(должность, фамилия, инициалы)

ТЕКСТ

Составлен в___экземплярах:

1:й экз. — куда, кому

2-й экз. — …

3-й экз. —...

Приложение: наименование документа на л. в ____экз.

Председатель Личная Расшифровка

подпись подписи

Члены комиссии. Личные Расшифровки

подписи подписей

С актом ознакомлены:

должности Личные Расшифровки

подписи подписей

Даты

В дело № 00-00

Личная

подпись 00.00.0000

Пример 3

ЗАО «Медприбор» УТВЕРЖДАЮ

АКТ Директор ЗАО «Модприбор»

08.04.2000 №1 Личная

подпись А.Н. Петров

Москва 08.04.2000

проверки работы с документами

в отделе маркетинга

Основание: приказ директора от 01.04.2000 № 23 «О совершенствовании документационного обеспечения деятельности ЗАО «Медприбор».

Составлен комиссией:

Председатель: зав. канцелярией О.П. Иванова

Члены комиссии: 1. Зав. производственным отделом К.А. Тихонов.

2. Зам. гл. бухгалтера В.Е. Павлова.

3. Менеджер по кадрам П.Е. Александров

4. Секретарь-референт канцелярии Г.И. Пахомова

Присутствовали: секретарь отдела маркетинга СИ. Родионова

08.04.2000 комиссия проверила состояние работы с документами в отделе маркетинга.

В результате проведенной проверки установлено:

1. В отделе маркетинга несвоевременно формируются в дела исполненные документы

2. Заголовки дел не всегда соответствуют заголовкам, предусмотренным номенклатурой дел.

3. Отсутствуют два дела с перепиской за 1998 г.

4. Не проведена предархивная обработка документов 1997, подлежащих длительному хранению.

Таким образом, в ведении делопроизводства в отделе маркетинга имеются существенные недостатки, свидетельствующие о нарушении действующих нормативных документов в области организации документационного обеспечения управления.

Составлен в 4-х экземплярах:

1-й экз. — в дело 01-09;

2-й экз. — зам. директора по административно-хозяйственным вопросам;

3-й экз. — зав. отделом маркетинга;

4-й экз. — председателю комиссии.

Приложение: объяснительная записка секретаря отдела маркетинга С.И. Родионовой на 1 л. в 1 экз.

Председатель комиссии Личная подпись О.П.Иванова

Члены комиссии Личные подписи К.А.Тихонов

В.Е. Павлова

П.Е. Александров

Г.И. Пахомова

С актом ознакомлены:

зав. отделом Личная подпись Н.И.Егоров

маркетинга 09.04.2000

секретарь отдела Личная подпись СИ. Родионова

маркетинга 09.04.2000

В дело №01-09

Личная

подпись 09.04.2000

Телеграммы

Телеграммы оформляются на специальных типографских бланках, а в случае их отсутствия — на обычной бумаге. Печатают телеграмму в двух экземплярах на одной стороне листа через два интервала прописными буквами.

Первый экземпляр направляется на телетайп (телеграф), второй подшивается в дело. Информация, не подлежащая передаче (почтовый адрес отправителя, подпись должностного лица, дата) печатается строчными буквами (кроме заглавных) после черты, отделяющей эти реквизиты от текста, который подлежит передаче. Если организация имеет условный теле­тайпный адрес, например «Контакт», то вместо адреса указываются условные обозначения. Текст телеграммы составляется без союзов, предлогов и знаков препинания (если при этом не искажается содержание), без переноса слов. Текст не должен заканчиваться цифрами. В ответной телеграмме следует указывать номер и дату документа без добавления слов «номер», «Ваш», «на Ваш». Знаки препинания допускается обозначать условными сокращениями: точка -ТЧК, запятая — ЗПТ, двоеточие — ДВТ, кавычки — КВЧ. Условно обозначается также слово «номер» — ИР.

Телеграмма визируется исполнителем, подписывается руководителем организации и заверяется печатью12. Исправления, внесенные при подписании, заверяются исполнителем под чертой телеграфного бланка. Телеграммы, направленные в несколько адресов, подписываются в одном экземпляре. На экземпляре, остающемся на предприятии, указываются все адреса и прилагается список адресатов.

Международные телеграммы печатаются русским и латинским шрифтом. Текст международной телеграммы печатается через два интервала, прописными буквами, без красной строки, абзацев, переноса слов и исправлений. Адрес международной телеграммы включает: отметку о категории телеграммы, наименование адресата, наименование пункта или страны назначения. Текст международной телеграммы подписывается руководителем организации и заверяется печатью. В левом нижнем углу международной телеграммы указываются номер, дата, фамилия исполнителя, номер служебного телефона.

Телефонограмма включает следующие реквизиты: наименование организации, вид документа, дата, номер, место составления, адресат, текст, подпись, отметки о времени передачи и приема и указание должностей, фамилий и инициалов (или только фамилий и инициалов) лиц, принявших и передавших телефонограмму13. В случае отсутствия бланков для телефонограммы применяются листы бумаги формата А5. Телефонограммы, составляются в одном экземпляре, подписываются руководителем предприятия или непосредственным исполнителем. Текст телефонограммы не должен включать более 50 слов. Если телефонограмма передается нескольким адресатам, то прилагается список учреждений-адресатов и номеров телефонов.

Телеграмма — документ, передаваемый по каналам телеграфной связи. От своевременности передачи и получения информации во многом зависят своевременность и правильность принятия решения. В телеграмме дается точный адрес без индекса: город, номер почтового отделения, улица, дом, наименование учреждения, фамилия получателя. Печатается адресат прописными буквами. Текст телеграммы печатается на чистом листе бумаги на одной сторо­не через два интервала прописными буквами. Между словами в телеграмме делается пропуск в два удара. Начало текста печатается с абзаца, далее абзацы не допускаются. Адрес и текст печатаются без переноса слов. Излагается текст предельно сжато. Пишется телеграмма особым телеграфным языком, по возможности без предлогов, союзов, знаков препинания. Пример телеграммы:

ТОМСК 25 ОБЪЕДИНЕНИЕ ОКСИД

ПРОСИМ УСКОРИТЬ ОТГРУЗКУ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ тчк ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ

АНДРОН ПЕТРОВ

630012, Новосибирск-12, ул. Крылова. 5. тел.24-02-83. Р/счет _________

Директор Н.И. Петров Исх. №____________

Дата___________

Пример шифрованной телеграммы:

КЕМЕРОВО АГАТ

ГРУЗ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА ОТПРАВКИ САМОЛЕТОМ ВТОРОГО ФЕВРАЛЯ тчк

ПОДТВЕРДИТЕ ПОЛУЧЕНИЕ ДИРЕКТОР КАСКАД СОМОВ

630070, г. Новосибирск-79, ул. Горького, 24. Каскад. Тел. 24 02 50 Р/счет______

Директор К.П. Сомов Исх. № _:___________

Дата__________


Пример телеграммы10

ТЕЛЕГРАММА

СРОЧНАЯ ЧЕЛЯБИНСК

ОАО УРАЛСТРОЙ

ГРИГОРЬЕВУ

ПРОШУ СООБЩИТЬ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ зпт ЕЕ ОСТАТКАХ зпт ОБЪЕМАХ ОТГРУЖЕННОЙ зпт А ТАКЖЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОТГРУЗКЕ ПРОДУКЦИИ зпт НЕОПЛАЧЕННЫХ СЧЕТАХ тчк

18/07-12

Петров

________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: