Уильям Хоггарт
. С самого начала Хогарт стал одним из опекунов приюта св. Варфоломея для подкидышей Он подарил приюту портрет Корема, расписал его стены фресками, отдавал сюда часть выручки от продажи гравюр. Пользу от приюта получили не только брошенные младенцы, но и взрослые художники: в его просторных залах Хогарт стал устраивать выставки-продажи работ отечественных мастеров - впервые в Великобритании. Вскоре посещение этих выставок превратилось в модное утреннее времяпрепровождение англичан. Однако для Хогарта эти выставки не были просто развлекательно-коммерческим мероприятием. Он рассматривал их как первый шаг к созданию национальной живописной школы и как средство помочь английским художникам освободиться от засилья иностранцев. Сам Хогарт на собственной шкуре испытал тяготы такого засилья: как только его серия "Карьера мота" завоевала коммерческий успех, торговцы картинами, в основном иностранцы (так, по крайней мере, считал Хогарт), начали копировать их, печатать большими тиражами и продавать за полцены под именем автора. Хогарт начал борьбу за свои права, дело дошло до парламента, и в 1735 году специальным парламентским актом подобная практика была запрещена. Показателем развития товарно-денежных на сферу искусства отношений стало распространение авторского права на воспроизведение художественных произведений. Вслед за законом об авторском праве на литературные труды (1709 год),. принят "Билль Хогарта", запрещавший незаконную контрафактную перепечатку гравюр.
Постоянно рос общественный статус художника. Этому способствовало проведение с 1760 года регулярных выставок новых полотен. Прежде полученные заказчиками портреты обычно сразу же отправлялись в их загородные усадьбы или городские дома, где их могли видеть только родственники или знакомые. Теперь стало модным экспонировать их на выставках, которые посещали тысячи любопытствующих. Удачи и неудачи живописцев оживлённо комментировались в газетах. В 1768 году при активном содействии и под патронатом молодого короля Георга III была учреждена Королевская Академия искусств, вскоре ставшая центром художественной жизни Англии.
|
Начало развития художественной промышленности
Обособление художественной промышленности в отдельную отрсль производства связано с формированием феод городов, а так же благодаря эволюции цехов и коорпораций репмесленников. Развитие мануфактурного способа производства в 16-17 веках начало новым видам декоративно-прикладного искусства, отделяя разработку проекта от процесса воплощения в материале. В европейские странах активнее, чем в другие отрасли развивалось изготовление худ тканей и производство стеклянных керамич изделий. Важные центры были расположены в Италии, Фландрии. В 18 веке появляется фарфор (Мейсенский фарфор,Севрский фарфор) а также керамика Дж. Уэджвуда. Интернсивное развитие получает производство худ. Изд и в России. Открывается императорский фарфоровый завод в СПб, Петергофская фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале и др.
Ядро худ пром стало производство декоративно-прикладной роскоши Основу художественной промышленности заложило традиционное художественное ремесло, которое уже с
|
XVII века переживало организационную перестройку, связанную со стремлением государства поставить его себе на службу Первоначально в сферу правительственного контроля попали золотое и серебряное дело, вслед за ними и другие виды художественного ремесла, что было связано с процессом перехода к абсолютной монархии, нуждавшейся в средствах внешней репрезентации.
Развивались и формы, которые были прежде (напр., художественные мастерские).
Под " потреблением " понимаются условия, в которых люди эпохи получали доступ к произведениям искусства (для эпохи Просвещения, к примеру, это рождение художественной выставки, концертная деятельность, освобождение, в ряде случаев, автора от посреднических функций, необходимости выходить напрямую к читателю,зрителю и т.д., эту функцию начинают выполнять другие люди - издатели, антрепренеры и др.).
В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в.,
Так, возникновение первых выставок и в нашем понимании слова экспозийций произошло в Европе в 18 веке (Просвещение). На этих первых выставках демонстрируются произведения искусства для аристократии. В то же время формируется новая концепция музея – идея публичного музея. В музеях долгое время не существовало разделения на "фонды" и "экспозицию". Только к концу XIX века в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них "демонстрационных коллекций", т. е экспозиций (временних или постоянных).
|
Конец XVIII - начало XIX вв. выдвигает на первый план научный аспект экспозиции. Предмет интересует создателей музеев в контексте научного знания. Складываются систематические экспозиции. Можно сказать, что еще одним этапом, который приходится на 18 век становится изучение экспоната как самоценного объекта. Об этом свидетельствуют популярные на то время в Европе Кунсткамеры, самой впечатляющей из которых стала Кунсткамера Петербурга.
Становление новой экспозиционной культуры во Франции XVIII в. – событие крайне противоречивое. Его результатом стала, с одной стороны, недоступная искусству ранее возможность социальной коммуникации и к концу столетия – возрастание общественной роли художника, ярчайшим примером чего стал Жак-Луи Давид, а с другой стороны, установление культа гения-творца, полностью изменившего нормы отношений между художником и зрителем. Образ художника-трибуна, как он был воплощен Давидом, во времена "романтической битвы" в 19 в сменился образом неистового гения, бросающего вызов толпе.
Рост заказов и востребованность самых разных художников, обусловило необходимость функции п осредник а на рынке искусств. Художник в результате роста объемов заказов уже не мог справляться с решением вопросов купли-продажи без посреднических фигур, бравших на себя часть нетворческих функций. Появление посредников оптимизировало процесс купли-продажи, как для художника, так и для заказчика. Со временем посредники для концентрации художественных произведении в одном месте наряду с выставками, салонами организовали совершенно новые организационные формы для осуществления продаж предметов изобразительного искусства. Появились специальные места продаж – художественные ярмарки и аукционы.. С конца века появляются художественные аукционы. Аукционы предметов изобразительного искусства существовали не только в Голландии, но в Швеции, Австрии, Англии. В новых условиях капиталистических отношений аукцион оказался очень удобной формой реализации имущества, в том числе и искусства. Благодаря аукционным торгам были заложены основы арт-рынка. Аукционы стали одними из первых профессиональных посредников, реализующих искусство для потребителя. Безусловно, европейские правители, активно собирающие искусство еще с эпохи Возрождения, имели своих посредников и советников по искусству, но те не были профессиональными. Таким образом, торговля искусством, посредничество между художником и публикой становится отдельной отраслью профессиональной детельности.
ХУДОЖ КРИТИКА (последняя, кстати, сформировалась тоже в эпоху Просвещения), она, не являясь непосредственно феноменом искусства, создает ту "инфраструктуру", которая обеспечивает процессы создания, распространения, наследования произведений искусства.
к середине XVIII века положение дел изменилось, и сложилась традиция проведения общенациональных выставок, получивших название "Салоны". Одновременно с этим в периодических изданиях также складывается традиция публикаций отчетов и рецензий о проведенных выставках, также получивших название "Салоны". Эта чисто французская журналистская традиция сохранялась и в течение XIX века, развиваясь, углубляясь, индивидуализируясь в соответствии с типом издания, культурной традицией, критической манерой автора и т.д..
Уже в восемнадцатом столетии авторов так называемых "Салонов" было так много, что даже составить перечень их имен составляет сложную историко-журналистскую задачу.
Наиболее известным автором эпохи Просвещения, работавшем в традиции "Салонов", считается Дени Дидро, писавший подробные отчеты в период с 1759 по 1781 год по настоянию Фридриха Мельхиора Гримма. Ф.М.Гримм почти сорок лет издавал в Париже рукописную газету "Correspondance litteraire, philosophique et critique", рассылая ее по подписке (в количестве 15 экземпляров) ведущим монархам Европы, которые хотели быть в курсе литературной и художественной жизни столицы Франции. Среди подписчиков были король шведский, Екатерина II, король польский Станислав-Август и др.
Ф.М.Гримм "сумел себе обеспечить сотрудничество Дидро и часто насиловал его волю, понуждая его к работе. Он требовал от него отчетов о периодических выставках картин и статуй, в так называемых салонах, и этим побудил Дидро оставить весьма заметный след и в художественной критике. До его "Salons", которых он написал девять, не было таких тонких оценок технической и, вместе с тем, культурной стороны произведений, таких искусных характеристик индивидуальности художника, такой смелой полемики против классической строгости старого академизма, таких попыток установить основы искусства будущего, с трезвым и правдивым бытовым направлением, с изучением настоящей природы и людей, с развитием пейзажа и жанра и, вместе с тем, со способностью будить в сердцах порыв к идеальному"