Безопасность и экологичность проекта
Данный дипломный проект посвящен разработке маркетингового плана на предприятии ОАО «Нефтехииммаш».
Цель данного раздела - создание безопасных условий труда маркетолога.
Задачи, решаемые в этом разделе, направлены на реализацию этой цели: изучение рабочего места; выявление и идентификация опасных факторов рабочего места; расчет опасных факторов; выработка конкретных мероприятий и рекомендаций для обеспечения безопасности работы.
На рабочем месте маркетолога должны быть созданы условия для высокопроизводительного труда. На сегодняшний день рабочие места маркетологов оснащаются ПЭВМ и принтерами.
Оператор ПЭВМ испытывает значительную нагрузку, как физическую так и умственную, что приводит к снижению его трудоспособности к концу рабочего дня. Кроме этого на рабочее месте он подвергается воздйствию других вредный и опасных факторов производства, таких как пониженный уровень освещения, воздействия электромагнитных волн и других.
Идентификация и анализ опасных и вредных факторов.
Работа маркетолога заключается в выполнении расчетов, вводе и обработке информации на персональном компьютере (ПК), работа на ксероксе и принтере, мониторинге показателей, подготовке и осуществлении управления конкурентоспособностью продукции ОАО «Нефтехиммаш».
Помещение в котором находиться рабочее место маркетолога, имеет следующие характеристики:
- длина помещения – 4,5м;
- ширина помещения – 3м;
- высота помещения – 3,5м;
- число окон – 2;
- число рабочих мест – 1;
-освещение естественное (через боковые окна) и общее искусственное;
- вид выполняемых работ: непрерывная работа с прикладной программой в диалоговом режиме на ПЭВМ; работа с принтером.
|
4,5м
3м
Вход
Рис. 5.1 - Схема рабочего места
Напряжения зрения по данным аттестации рабочего места:
- освещенность РМ, лк 300;
- размеры объекта, мм 0,3-0,5;
- разряд зрительной работы III –IV.
На рабочем месте маркетолог подвергается воздействию физических и психофизических неблагоприятных факторов, которые классифицируются в ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
К физическим опасным и вредным производственным факторам на рабочем месте маркетолога относятся следующие:
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- пониженная или повышенная влажность;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи;
-повышенный уровень электромагнитный излучений;
- отсутствие или недостаток естественного света;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- повышенный уровень статического электричества;
- повышенная напряженность электрического поля.
К психофизическим опасным и вредным производственным факторам присутствующим на рабочем месте маркетолога, относятся:
- физические перегрузки (статистические - работа сидя);
- нервно – психические перегрузки (умственное напряжение и
перенапряжение; монотонность труда; эмоциональные перегрузки; утомление; большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени; нерациональная организация рабочего места).
Рассмотрим некоторые из перечисленных факторов подробнее.
|
Недостаточная освещенность рабочей зоны.
Освещение рабочего места – важнейший фактор создания нормальных условий труда. Освещению следует уделять особое внимание, так как при работе с монитором наибольшее напряжение получают глаза.
Свет (видимое излучение) представляет собой излучение, непосредственно вызывающие зрительное ощущение. По своей природе свет представляет электромагнитные волны длинной от380до 760нм.
К источникам освещения рабочей зоны маркетолога в данном помещении относится солнечный свет, лампы накаливания.
Рациональное освещение производственных помещений оказывает положительное психофизическое воздействие на работающих, способствует повышению труда, обеспечению его безопасности, сохранению высокой
работоспособности человека в процессе труда. Неудовлетворительное освещение утомляет не только зрение, но и вызывает утомление всего организма в целом; часто является причиной травматизма (плохо освещенные опасные зоны, слепящие лампы). Резкие тени ухудшают или вызывают полную потерю чувствительности глазных нервов, что приводит к резкому ухудшению зрения.
Нормирование естественного и искусственного освещения осуществляется СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Для определения приемлемого уровня освещенности в помещении надо:
1) определить требуемый для операторов уровень освещенности лицевых панелей дисплеев внешними источниками света;
2) если требуемый уровень освещенности не приемлем для других операторов, работающих в данном помещении, надо найти способ сохранения требуемого контраста изображения другими средствами.
|
Избавится от бликов можно с помощью оконных занавесок или жалюзи, которые позволяют ограничивать световой поток, проходящий через окна.
В таблице 1 приведены нормы проектирования естественного и искусственного освещения для III разряда зрительной работы.
Таблица 1 – Нормы естественного и искусственного освещения
Характеристика зрительной работы | Максимальный объем различения | Искусственное освещение, лк | Естественное освещение, КЕО % | ||
Комбинированное | общее | Верхнее | Боковое | ||
Высокой тосности | 0,15-0,3 |
Повышенный уровень электромагнитных излучений.
Электромагнитное излучение - это излучение, прямо или косвенно вызывающее ионизацию среды.
Источником электромагнитного излучения на рабочем месте маркетолога является монитор компьютера. Контакт с электромагнитными излучениями представляет серьезную опасность для человека.
Спектр излучения компьютерного монитора включает в себя рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области, а также широкий диапазон электромагнитных волн других частот. Источник высоко напряжения компьютера – строчный трансформатор. По результатам
измерений электромагнитный излучений установлено, что максимальная напряженность электромагнитного поля на кожухе монитора составляет 3,6кВ\м, однако в месте нахождения оператора ее величина соответствует фоновому уровню (0,2-0,5кВ\м); градиент электростатического поля на расстоянии 0,5м менее 300 В\см является в пределах допустимого.
В соотвествии с ГОСТ12.1.002-84 «Электромагнитные излучения. Общие требования безопасности» норма допустимых уровней напряженности электромагнитных полей зависят от времени пребывания человека в контролируемой зоне. Присутствие персонала на рабочем месте в течении 8 часов допускается при напряженности, не превышающей 5кВ\м.
К мероприятиям по устранению или снижению повышенного уровня электромагнитных излучений в рабочей зоне маркетолога относят предупреждение переобучения путем увеличения расстояния между маркетологом и источником электромагнитных излучений – монитором ПК, сокращении продолжительности работы в поле излучения, экранирование источника излучения.
Повышенный уровень статического электричества.
Электризация – это комплекс физических и химических процессов, приводящих к разделению в пространстве зарядов положительных знаков или к накоплению зарядов одного знака.
ПК может являться источником статического электричества. Электризуется поверхность дисплея, при прикосновении к которому может возникнуть электрическая искра. Вредное воздействие статического электричества сказывается не только при непосредственном контакте с зарядом, но и за счет действия электрического поля, возникающего вокруг заряженной поверхности.
В исследованиях показано, что под действием статических полей
экрана монитора ионы и частички пыли приобретают положительный заряд и устремляться к ближайшему заземленному предмету – обычно им оказывается лицо пользователя.
Нормирование уровней напряженности электростатического поля осуществляется согласно ГОСТ 12.1.045-84 «Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля». По ГОСТ 12.1.038-82 «ССБТ, Электробезопасность» нормативное напряжение тока не должно превышать 42В в помещениях без повышенной опасности, какими являются помещения с ПК.
К основным способам защиты от статистического электричества относят: заземление оборудования, коммуникаций, в которых накапливается статистическое электричество; увеличение поверхностной проводимости диэлектрика; увлажнение окружающего воздуха; ионизация воздуха или среды нейтрализатором статистического электричества.