Словосочетания
Понятие о словосочетании. Словосочетание - это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др.
Одно из слов в словосочетании является главным, его распространяет (поясняет) зависимое от него слово (то есть грамматические свойства главного слова обусловливают грамматические свойства зависимого, например его род, число или падеж).
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение): магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает;
2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): книги, газеты и журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег;
3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: около дома (около — предлог); тоже пришёл (тоже — союз); словно во сне (словно — частица);
4) сложные (составные) формы слов: буду заниматься; более интересный; самый умный;
5) фразеологизмы: бить баклуши; водить за нос (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).
Классификация словосочетаний.
1. В зависимости от того, к какой части речи относится главное (поясняемое) слово, словосочетания делятся на четыре группы:
1) г л а г о л ь н ы е (читать книгу, выйдя из дому. прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол );
2)и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы: с именами существительными (дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери), с именами прилагательными (очень дорогая, дороже золота), с именами числительными ( две книги, трое детей);
|
3) н а р е ч н ы е (очень дорого, невероятно плохо);
4) м е с т о и м е н н ы е ( что-то детское, каждый из присутствующих).
2. В зависимости от количества компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.
1)Простые словосочетаниясостоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
2)Сложные словосочетаниясостоят из трёх и более знаменательных слов и обычно образуются в результате распространения простого словосочетания, например: читать книгу — читать интересную книгу, читать очень интересную книгу, долго читать очень интересную книгу.
3. По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные).
1) Свободное словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения.
2) Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.
- Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.
|
- Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
- Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.
- Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.
- Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
|
Типы связи слов в словосочетаниях. В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием.
1) С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. (Дорогая книга; моей книгой; второго сорта ).
2) У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. (Купить книгу; войти в комнату; поссориться с ним; встретился с троими).
3) П р и м ы к а н и е - это такая связь, при которой неизменяемые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. (Приехать вчера; выйти освежиться; идти прихрамывая).
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Близкие по смыслу глаголы и отглагольные существительные нередко управляют разными падежами и предложно-падежными конструкциями, например: тормозить (что?) работу - препятствовать (чему?) работе, восхищаться (ч е м?) талантом - прекло-няться (перед чем?) перед талантом, вера (во что?) в будущее - уверенность
(в чём?) в будущем и т. п. Современная литературная норма запрещает смешивать подо-бные конструкции (неправильно: "тормозить работе", "восхищаться перед талантом", "уверенность в будущее").
Близкие по форме (например, однокоренные, но разноприставочные) глаголы также имеют обычно разное управление: прикасаться к чему - касаться чего, основывать на чём - обосновывать чем. платить за что - оплатить что (поэтому неправильно: "Вы к этому делу не касайтесь!" "На чём он обосновывает своё решение?" "Граждане, оплачивайте за проезд!").
П р и м е ч а н и е. В ходе развития языка смысловое сближение слов нередко приводит к унификации их синтаксических свойств; в частности, слова-синонимы начинают иметь общее управление.
Например, в XIX в. глагол бежать управлял родительным падежом без предлога: бежать чего, но под влиянием таких глаголов, как удаляться, уходить, отходить, которые управляли (и управляют сейчас) предложно-падежным сочетанием от кого/чего, он приобрёл то же управление: бежать от кого-чего. Сравните другие П р и м е р ы: следить кого-что, следить за кем-чем (под влиянием наблюдать за кем-чем), руководить кого-руководить кем (ср.: командовать, управлять кем), сторониться от кого - сторониться кого (ср.: избегать, бояться кого} и т. п.
Два или несколько соединенных с помощью сочинительной связи глаголов могут иметь при себе одно общее зависимое, например: читать и рассказывать сказки, приносить и развешивать картины, страдать и мучиться от жары, надеяться и рассчитывать на сына. Это общее зависимое возможно тогда, когда каждое из управляющих слов требует одной и той же управляемой формы. Если же эти формы должны быть разными, то общее зависимое невозможно. Ср.: рассказывать сказки и восхищаться ими (нельзя: "рассказывать и восхищаться сказками"), приносить картины и увешивать ими все стены (нельзя: "приносить и увешивать картинами все стены"), не любить жару и страдать от неё (нельзя "не любить и страдать от жары"), верить в сына и надеяться на него (нельзя: "верить и надеяться на сына").
Определённые нормы характеризуют и другие виды связи слов в словосочетании - согласование и примыкание. Так, если одно прилагательное определяет два существительных, то оно должно стоять в форме множественного числа: новые тетрадь и книга. Если прилагательное относится к существительному мужского рода, которое служит наименованием женщины по профессии, званию, должности, то в книжно-литературной речи оно имеет форму мужского рода: молодой врач Иванова, а в разговорной речи и в просторечии допустима форма женского рода (У них молодая врач).
В сочетаниях глаголов с наречиями времени и предложно-падежными группами, имеющими временное значение, должно соблюдаться согласование по смыслу: если обстоятельство имеет значение длительности или повторяемости: обычно, постоянно, по временам, вечерами и т. п., то глагол, как правило, имеет форму несовершенного вида: обычно встаю в семь, гулял вечерами, по временам вспыхивает фонарь, постоянно жалуется (невозможно по-русски сказать: "обычно встал", "погулял вечерами", "по временам вспыхнул", "постоянно пожаловался").