к жизни в условиях кровной или замещающей семьи




Психологическая готовность воспитанника ЦПД

Актуальность темы подготовки ребенка к жизни в условиях кровной или замещающей семьи не вызывает сомнения.В связи с этим необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по подготовке детей к жизни в семье.

В нашем учреждении определены основные направления в работе по данной проблеме:

- диагностика индивидуальных особенностей ребёнка для успешного подбора семьи, их психологической совместимости;

- компенсация последствий травматического опыта (опыт проживания в кровной семье) и создание позитивного образа семьи;

- работа над компенсацией депривационных нарушений в развитии;

- работа над эмоционально-волевой сферой;

- развитие стрессоустойчивости;

- формирование навыков решения межличностных проблем;

- консультирование ребенка по возникающим трудностям, проблемам, сомнениям

В ходе работы решаются следующие задачи:

- психо-эмоциональная подготовка ребёнка к новым жизненным условиям;

- определение степени готовности ребёнка к помещению в семью;

- формирование у ребёнка позитивных представлений о родителях.

Подготовка ребенка к жизни в семье включает несколько этапов.

Подготовительный этап: диагностическое обследование воспитанника, сбор информации о ребенке (социальная, психологическая, медицинская) и об особенностях его семейного опыта.

Реализующий этап: формирование полного пакета документов на воспитанника, заключения узких специалистов о состоянии здоровья ребенка, психо-эмоциональная подготовка к устройству в семью.

Завершающий этап: составление рекомендаций для родителей или усыновителей о дальнейшем взаимодействии с ребенком.

Немного остановимся на реализующем этапе, где идет непосредственная подготовка детей к жизни в семье. С каждым воспитанником проводим индивидуальные консультации по следующей схеме: рассказываем ребенку о семье, что положительного может дать семья. Даем возможность проанализировать полученную информацию.

Затем выслушиваем мнение ребенка о том, в какой семье он хотел бы жить. Используем рисуночные методики («Нарисуй, как ты представляешь себе семью»). Рассказываем ребенку о конкретной семье, которая специально подобрана для него. Знакомим с фотографиями членов потенциальной семьи, ее бытом, привычками, хобби. На этом же этапе обсуждаем права и обязанности ребенка (важно сказать, что он - не гость, а член семьи).

Коррекционная работа с ребенком проводится в форме упражнений, направленных на регуляцию мышечного напряжения, снятие чувства беспокойства, тревоги, подавленности, напряжения.

Как показывает практика работы с воспитанниками нашего центра, наиболее эффективными являются следующие упражнения.

Упражнение «Тоннель». Это упражнение позволяет ребенку пережить позитивный опыт рождения и принятия его окружающим миром. В конце тоннеля его встречают родители или усыновители, которые протягивают к нему руки, чтобы помочь вылезти из тоннеля, называют ребенка по имени и с воодушевлением приветствуют его (мы ждали тебя, мы тебе рады), хлопают и выражают радость по поводу появления ребенка.

Также используем мышечную гимнастику и дыхательные упражнения. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного на животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания.

Система таких упражнений позволяет в определенной мере справиться с депривационным раскачиванием ребенка, повышает способность к концентрации внимания, оказывает тонизирующее воздействие на состояние ребенка.

Работу над пониманием эмоциональной экспрессии строим при помощи таких упражнений, как «Зеркало» и «Разговор через стекло».

Подготовка к пониманию эмоционального состояния членов семьи возможна с помощью игры с фигурками, их изображающими. Эти фигурки делаем с помощью пластилина или соленого теста.

Дети решают, как раскрасить каждую фигурку. Можно ввести ассоциации цветов с разными эмоциональными состояниями. Например: желтый – со счастьем, синий – с грустью, черный – с горем, коричневый – с одиночеством, оранжевый – с возбуждением, зеленый – с беспокойством, красный – с раздражением или гневом. Можно вырезать из клеенки одежду для фигурок или «эмоциональные элементы», чтобы приклеить их к ним. Например, улыбающийся рот – радость, сдвинутые брови – грусть или обиду, единица – одиночество, восклицательный знак – возбуждение, вопросительный знак – сомнение.

Ребенок подбирает элементы, которые соответствуют характеру и состоянию членов замещающей или кровной семьи ребенка. «Эмоциональные элементы» помещаются в тех местах, которые ассоциируются с эмоциями, например, в области груди, живота, желательно под одеждой: их выступающие из-под одежды контуры метафорически будут указывать на то, что они связаны с интимными психическими проявлениями, скрываемыми до определенного времени под одеждой. Затем «эмоциональные элементы» извлекаются из-под одежды и обсуждаются в малой группе: «Чувства выходят наружу». Обсуждается, что обычно делает каждый член семьи.

Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребенок, воспитывающийся в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, с трудом осознает свою идентичность. Для этого используем следующие упражнения: «Линия времени» - позволяет построить для ребенка жизненную перспективу, дети очень любят строить путь из центра до дома, где живет семья. Также используем «сценки из семейной жизни». Каждая «семья» разыгрывает сценку из семейной жизни, например приготовление еды, праздник, уборка в доме и т.д.

Все вышеперечисленные мероприятия позволяют сформировать у ребенка положительный образ семьи и вызывают желание стать ее частью.

Выделили следующие критерии готовности ребенка к помещению в семью:

- прохождение полного медицинского и психологического обследования;

- стабильное, на настоящий момент, физическое и психическое состояние ребенка;

- социальный статус ребенка;

- прохождение ребенком программы по подготовке к жизни в условиях кровной или замещающей семьи.

Предполагаемый результат:

- психологическая готовность ребёнка к жизни в кровной или замещающей семьи;

- мягкая адаптация к новым условиям жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: