Отцы Церкви эпохи Вселенских Соборов




Рекомендации для подготовки к семинарам

 

Источники не обязательно прочитывать полностью. Ваша задача – сформировать позицию и обосновать ее с опорой на источники. Однако вы должны понимать, что источники не являются иллюстративным материалом, они – материя исследования, поэтому должны быть прочитаны настолько, чтобы помочь сформировать позицию.

Все три задания, предложенные для подготовки к семинарам, отличаются друг от друга.

В первом случае форма, по сравнению с двумя другими, будет наиболее эссеистской: от Вас потребуется создать «концепцию», описывающую место религии в социальных, экономических, политических и личностных отношениях человека в Древней Руси. На первом курсе Вы учитесь кратко и объемно формулировать свои мысли, в помощь этому обучению предназначено и данное задание. Не стесняйтесь фантазировать, обобщать, выводить «законы», пусть они, может быть, покажутся Вам наивными на 5-м курсе. Чего важно избегать? – Пафоса (равно как и его противоположности). Никто не предлагает Вам писать оды, эпические поэмы, нравственные проповеди. Для этого есть свои профессионалы, которые учатся делать это хорошо, с чувством прекрасного. Вы же для начала должны просто уметь аргументированно рассуждать на важную для отечественной истории тему.

Во втором случае Вам предложены три вопроса (см. в плане занятий), ключи к ответам на которые надо будет поискать в довольно большой, увлекательной, но и местами сложной книге выдающегося швейцарского востоковеда. Наиболее сложен третий вопрос, т.к. Мец жил еще до создания террористических организаций и, естественно, перед ним эта тема еще не стояла. Здесь Вам потребуется проявить творческое мышление, сопоставив прошлое и настоящее.

Третье задание сложнее технически: «Энциклопедия синто», насколько мне известно, не выложена в Интернете, так что Вам придется читать ее в библиотеке. Разрозненно, по разделам представленные в ней знания надо будет обобщить так, чтобы составить Ваше собственное мнение о роли синто в современной Японии, в своеобразии «японского пути развития», политической стабильности или нестабильности, и т.п. О буддизме в этом отношении написано уже намного больше, так что с нашей постановкой вопроса мы станем отчасти первопроходцами. Однако нельзя забывать о том, что всякое новое знание выступает не врагом, а союзником предшествующего. Само же синто – уникальный сплав первобытной религиозности с достижениями высокой культуры, его существование представляет не меньший интерес, чем, например, представляла бы религия Древнего Рима или Египта, если бы она сохранилась до наших дней. Синто имеет в Японии государственную поддержку, содержание святилищ и подготовка священников финансируется государством.

 

Тексты наизусть

 

 

Ветхий Завет

 

Псалтирь.

 

Псалом Давида, 1-й.

 

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых

и не стоит на пути грешных

и не сидит в собрании развратителей,

но в законе Господа воля его,

и о законе Его размышляет он день и ночь!

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод,

которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет;

и во всем, что он ни делает, успеет.

Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли.

Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

 

 

Книга Екклесиаста, 3:1-15

 

Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

время рождаться, и время умирать;

время насаждать, и время вырывать посаженное;

время убивать, и время врачевать;

время разрушать, и время строить;

время плакать, и время смеяться;

время сетовать, и время плясать;

время разбрасывать камни, и время собирать камни;

время обнимать, и время уклоняться от объятий;

время искать, и время терять;

время сберегать, и время бросать;

время раздирать, и время сшивать;

время молчать, и время говорить;

время любить, и время ненавидеть;

время войне, и время миру.

Что пользы работающему от того, над чем он трудится?

Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.

Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее.

 

 

Книга пророка Иеремии, 31:29-34.

 

В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

 

 

Новый Завет

 

Евангелие от Матфея, 5:1-16.

 

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас.

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

 

 

Евангелие от Иоанна, 1:1-5,9-14.

 

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

...

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

Пришел к своим, и свои Его не приняли.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

 

 

Апостол Павел. Первое послание к Коринфянам, 13:1-10.

 

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дарпророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

 

 

Отцы Церкви эпохи Вселенских Соборов

 

Святитель Григорий Богослов. Слово на святое крещение.

 

Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение через крещение и рождение через воскресение. Первое из них есть дело ночи, рабское и страстное; второе есть дело дня, оно свободно, истребляет страсти, обрезает всякий покров, лежащий на нас от рождения и возводит к горней жизни; третье страшнее и короче первых; оно в одно мгновение соберет всю тварь, чтобы предстала Творцу и дала отчет в здешнем порабощении и образе жизни, плоти ли только она следовала, или совосторгалась с духом и чтила благодать возрождения.

 

 

Духовная литература Древней Руси

 

Завещание преподобного Феодосия Печерского.

 

Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаяся в ней добрыми делами. Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацын, болгарин или еретик, латынин или язычник, – всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: