Задача № 1 План: 1. С чем может быть связана интеллектуальная пассивность ученика? 2. Дайте характеристику интеллектуальному развитию младшего школьника. 3. Какие методы и приемы можно использовать учителю для интеллектуального развития младшего школьника?
1. В данной задаче рассматривается проблема интеллектуальной пассивности ученика. Придя в школу, первоклассник хорошо переписывает, копирует, испытывает затруднения, где требуются умственные усилия, дословно заучивает текст, списывает решение с доски. Интеллектуальная пассивность – это сниженный уровень интеллектуальной деятельности, которая связана с особенностями воспитания. Пассивность проявляется в негативном отношении к умственному напряжению, недостаточной сформированности общих учебных умений. Интеллектуальная пассивность проявляется, если в дошкольном возрасте не уделяется внимание развитию любознательности, познавательный интерес недостаточно развитый, маленький запас интеллектуальных впечатлений. Родители не отвечают полно на вопрос ребенка, не побуждают его к самостоятельной познавательной активности. 2. Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий ~ основой наук. От ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: 1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя. 2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство. 3. Для интеллектуального развития младшего школьника учитель может давать ребенку индивидуальные задания и включать во фронтальную деятельность. Подбирать задания с постепенным усложнением материала, использовать частичную подсказку учителя. Необходимо поговорить с родителями, оценивать за усидчивость, старание. Из-за активного развития мышления и его доминирующей роли происходит интеллектуализация всей познавательной сферы. Известна фраза Эльконина «Память становится думающей, а мышление речевым». Память у школьника произвольна, наглядно-образная, у девочек преобладает механический способ запоминания, у мальчиков логический способ запоминания. Развивается монологическая речь.
|
|
Задача № 2 Учитель приходит в класс, а ученики спрятались под парты, чтобы удивить учителя. План: 1. Проанализируйте ситуацию. 2. Оцените стиль отношений учителя и учеников. 3. Что такое педагогическое общение? 4. Раскройте стили отношений учителя и учеников. 5. Предложите вариант решения ситуации. 1. В данной задаче рассматривается проблема отношений между учителем и учениками. Дети разыграли своего учителя. В данном случае учитель выбрал доверительный стиль общения, но не предвидела последствий выбранного стиля. Дети проявили непосредственное поведение (хотели играть), что характерно для учащихся начальной школы. Дети хотели по-доброму удивить своего учителя. 2. Оценивая стиль отношений, хотелось сказать, что это доверительный, демократический, с элементами либерального, стиль общения. Учитель чрезмерно доверяет вопросы детям, касающиеся их жизни и здоровья. Отношения, в целом, доброжелательны и гуманны, и построены на взаимном доверии. 3. Понятие отношение и понятие общение тесно связаны. Педагогическое общение – это двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика для передачи культурно-исторического опыта. 4. Классификация стилей педагогических отношений: Авторитарный стиль отношений – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как класса, так и каждого учащегося. Учитель определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Не позволяет учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Учитель не понимает детей, не адекватно их оценивает. Анархический (игнорирующий, попустительский) – характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Учитель равнодушен и не заинтересован проблемами учащихся. Демократический стиль (стиль сотрудничества) – при таком стиле отношений педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, привлекает каждого ребенка к решению общих дел. Такие учителя глубоко понимают учащегося, его цели и мотивы поведения. 5. В решении данной ситуации следует исходить от ведущего стиля отношений. В данной ситуации доверительный стиль (демократический). Учителю необходимо использовать воспитательную беседу «Я-сообщение». В демократический стиль включить больше требований к ученикам, но объясняя свои действия. Учителю надо общаться в соответствии с деловым подходом, также быть серьезнее в вопросах дисциплины.
|
Задача № 3 Как вы понимаете высказывание Алексея Григорьевича Асмолова и А. В. Петровского: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». План:1. Характеристика понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». 2. анализ высказывания с позиции различных концепций.
1. В данной задаче рассматривается проблема личности в психологии. Человек рождается на свет индивидом. Индивид – носитель врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. В ходе своего развития человек становится личностью. Личность – цельность человека, его способность занять некое, присущее только ему место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей. «Личность, - подчеркивал А.Н. Леонтьев,- есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». если индивид – это биологический, природный организм, то личность – это человек активно проявляющий себя в деятельности, в общении, отношении с другими людьми. У личности есть свое мнение, есть оценки, влияет на других людей. Стиль деятельности и общения – это черты индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия.
2. В зарубежной и отечественной психологии выделяют несколько различных подходов к личности. В отечественной психологии развитие личности происходит в ходе деятельности, всп и обч. Главная цель всп – формирование разносторонней личности, где ведущая роль принадлежит учителю. Л.С. Выготский полагал, что человек это существо социальное, развивающееся под влиянием обч, перенятие соц-культурного опыта от взрослого. «Обучение ведет за собой развитие»-Выготский. Автор подчеркивает о ведущей роли соц. окружения на развитие личности. По мнению Алексея Николаевича Леонтьева происходит в деятельности, т.е. на каждом из этапов развития личности выделяется ведущая деятельность. Теперь рассмотрим развитие личности в трудах зарубежных психологов. По мнению Маслоу, развитие личности осуществляется за счет удовлетворения ряда потребностей (пирамида потребностей). Нам известны подходы к развитию, таких авторов, как З. Фрейд, Эрик Эриксон. По мнению отечественных психологов играет начало – социальный фактор. Зарубеж.психологи- биологическое начало. По Выготскому «Человек-биосоциальное создание».
Задача № 4 Н.Г. Чернышевский: «Образованным человеком можно назвать того, кто приобрел много знаний, привык быстро и верно соображать, у кого понятие и чувства получили благородное и возвышенное направление». План: 1. Как вы относитесь к данному высказыванию. 2. Как на современном этапе решается проблема содержания образования в современной школе.
1. В данном высказывании Н.Г. Чернышевского говориться о роли образования человека. Я полностью разделяю мнение автора, согласна с тем, что образованный человек обладает необходимым уровнем знаний и главное, мобильно и разумно применяет их в жизни. Образованный человек разбирается в искусстве, культурном наследии общества, активно принимает участие в общественной жизни, умеет отстаивать свое мнение, свою позицию, компетентен в вереных ему вопросах.
2. Ключевым понятием высказывания Н.Г. Чернышевского является содержание образования. Под содержанием понимается – система знаний, умений, отработанных для изучения в определенном типе учебного заведения. В современной школе общими основами дальнейшего совершенствования содержания школьного образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Системнообразующая роль отводиться естественно-математическому и гуманитарному обучению.
Задача № 5 Беседа классного руководителя с родителями трудного ученика. Мальчик не делает уроки, игнорирует дисциплину. Его отец говорит о том, что задача школы воспитывать, т.к. у него ответственная работа и перечисляет свои заслуги в воспитании. Классный руководитель: «воспитывать ребенка можно совместными усилиями: вашими и нашими». План: 1. Проанализируйте ситуацию. Оцените позицию классного руководителя. 2. Раскройте направления деятельности классного руководителя. 3. Какую позицию вы займете в данной ситуации.
1. В данной ситуации рассматривается проблема деятельности классного руководителя. В общении классного руководителя и родителя наблюдаются формально-административные отношения, но проявляются они со стороны родителя. Его позиция такова: «Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте». Классный руководитель, в свою очередь, обеспокоен воспитанием ребенка, говорит о необходимости сотрудничества его с семьей в воспитании и развитии ребенка. Учитель полностью выполняет свои педагогические обязанности, стремиться к гармоничному развитию каждого ребенка класса.
2. Основные направления деятельности классного руководителя: Воспитание в процессе обучения, Внеклассная воспитательная деятельность в школе. Внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования. 3. В решении данной ситуации следует исходить от выбранного варианта взаимоотношений. Следует исключить формально-административные отношения, которые преобладают в данной задаче, также конфликтных отношений. Оптимальным решением проблемы является установление терпимо-дружественного взаимодействия учителя и родителей. Позиция родителей: участвовать, по возможности, в жизни класса, позиция классного руководителя: обеспечить разностороннее развитие и воспитание детей, в сотрудничестве с семьей.
Задача № 6 (волевая регуляция поведения) Ученики должны идти в класс на пение, но учитель за ними не пришла. Дети шумели, бегали, мешали учителю. Тогда она обратилась со следующим предложением: «Ребята, ждать учителя пения скучно
План: 1. Проанализируйте ситуацию и оцените методы, применяемые учителем для наведения порядка. 2. Возрастная характеристика воли. 3. Какие возможности для волевого развития имеет учебный процесс? 4. Методы, приемы развития воли в младшем школьном возрасте.
1. В данной задаче рассматривается развитие волевых качеств в младшем школьном возрасте. Детям необходимо было пояснить за что оценка: за старание и результат. Употребленная учителем фраза способствовала развитию самоконтроля, для первоклассника отметка- мощная мотивация. Делается «опора на ближайшую мотивацию».
2. Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения, как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого класса становится первичным для ребенка. Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия по указанию взрослых, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. У младших школьников в определенной мере развита самостоятельность. Часто младшие школьники выполняют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение взрослых.
3. Важная роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа представляет ребенку ряд требований, без которых не может нормально осуществляться сам учебный процесс, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Школьник не может без разрешения учителя вставать с места, разговаривать с товарищами и т.д. Все это требует от него высокого развития волевых качеств. Нередко учитель вызывает у ребенка стремление подражать своему поведению, и если у преподавателя хорошо развиты волевые качества, то существует вероятность, что те же качества будут развиваться и у его учеников. Также, если деятельность ребенка протекает в коллективе, где царит атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
4. В учебном процессе учитель использует соответствующие методы и приемы для развития воли младших школьников: 1) поручение (учитель дает ученику индивидуальное задание, обращается с просьбой о чем-либо). 2) личный пример (способствует формированию определенных волевых качеств у детей). 3) выполнение Д/З (способствует формированию воли).
Задача № 7 «Психология без педагогики бесполезна, а педагогика без психологии бессильна». В чем смысл формулировки? Унижается или возвеличивается достоинство каждой науки? Возможна ли продуктивность одной без участия другой? Примеры взаимовлияния «Психология ставит диагноз, а педагогика разрабатывает план лечения, а методика этот план реализует. Каждый делает свое и по-своему». Есть ли смысл в сравнении, в чем? План: 1. Назовите и проранжируйте по критерию продуктивности связь педагогики с другими науками, покажите их обогащение. 2. Какие новые направления развиваются в результате тесного взаимодействия дисциплин психология и педагогика? 3. При реализации какого принципа от учителя требуются знания возрастной психологии?
1. В данной ситуации рассматривается взаимосвязь психологии и педагогики и других наук. Педагогика может быть рассмотрена как самостоятельная отрасль знаний, как прикладная наука, как междисциплинарная. Педагогика тесно связана с философией. Философия является фундаментом педагогики, в частности, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Педагогика и психология связаны как теория с практикой. Психология является теоретической базой, а педагогика реализует теоретические основы на практике. Поэтому правомерным является высказывание «Психология ставит диагноз, а педагогика разрабатывает план лечения». Перейдем к рассмотрению педагогики с методикой. Связь педагогики со специальной педагогикой (связь с методиками). Специальная педагогика занимается людьми с различными нарушениями и отклонениями в развитии, взаимодействуя с общей педагогикой, используя при этом общие закономерности воспитания человека. 2. Также говорят: «Психология без педагогики бесполезна», поэтому в настоящее время развиваются новые направления. Так, например, у наук, имеющих совершенно различные области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых возникают новые перспективные науки, связывающие науку в одно целое. Например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с другими техническими науками, - кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др. Педагогика и психология тесно связаны т.к. какой-либо педагогической проблемы мы не коснулись, тут же обнаруживается ее психологическая сторона, поэтому знание учителем психологии является условием успешности его педагогической деятельности. 3. От учителя требуются знания возрастной психологии при реализации принципа «учет индивидуальных особенностей учащихся» (уровень интеллекта, уровень темперамента, речь, характер). Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, поэтому учителю необходимо использовать личностно-ориентированный подход, т.е. приспособить методы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ученика.
Задача № 8 Естественные объекты природы имеют закономерности, а вот свойственны ли объективные закономерности искусственной целенаправленной системе обучения? План: 1. Раскройте и соотнесите понятия законы и закономерности обучения, дидактические принципы и правила. 2. Как вы считаете, можно ли быть хорошим учителем, не имея теоретических знаний о закономерностях, принципах и правилах обучения, о путях их практической реализации?
1. В данной ситуации говорится о законах и закономерностях обучения. Законы и закономерности обучения отражают различные связи. Закон обучения – отражает устойчивые объективные внутренние связи (пример закона: закон единства и взаимосвязи теории и практики обучении). В отличие от закона, закономерности обучения выражают связь между составными компонентами процесса обучения (пример: зависимость обучения от общественных процессов и условий). Наряду с законами и закономерностями выделяют также принципы обучения и воспитания. Законы и закономерности обучения раскрываются, уточняются в принципах. Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Принципы: систематичности, последовательности, доступности и посильности, активности, наглядности, связи теории с практикой, сознательности, прочности, научности (традиционное обучение), принцип быстрого прохождения материала, высокий уровень теоретических знаний (развивающее обучение). Каждый из принципов имеет свое содержание и подчиняется правилам (требованиям). Так, например, принцип доступности означает соответствие содержания, объема изучаемым знаний возрастным особенностям, имеющимся знаниям и опыту. Обучение должно быть доступно возрасту и уровню развития. Из этого принципа вытекает требование: связь новых знаний с уже имеющимися и личным опытом. 2. На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что каждый учитель должен иметь необходимый запас теоретических знаний о закономерностях, принципах и правилах обучения, т.к. педагогическая деятельность, ее осуществление не возможно без реализации их на практике. Не зная сущности процесса обучения, закономерностей, принципов и правил, учитель не сможет грамотно спланировать и скорректировать процесс образования, воспитания и развития, входящие в ЦПП. Учитель может быть хорошим отзывчивым человеком, но не будучи компетентен в вопросах принципов обучения, данный учитель не сможет сформировать у учащегося компетенции, не удовлетворит нормативные требования к организации и проведению современного дидактического процесса.
Задача № 9 Задача посвящена соотношению обучения, воспитания и образования (диалог 3-х учительниц) План: 1. Характеристика понятий образование, воспитание и обучение; взаимосвязь. 2. Раскройте сущность и структуру ЦПП. 3. Включитесь в дискуссию, и выскажите свое мнение по затронутым аспектам. Ответ обосновать.
1. В данной задаче рассматривается проблема соотношения обучения, воспитания и образования. Здесь мы видим три точки зрения: 1 – обучению принадлежит главная роль в развитии личности; 2 – обучение не является условием воспитания; 3 – нельзя одновременно заниматься и обучением и воспитанием. В отечественной науке всегда велся спор, что важнее: обучение или воспитание. Все данные три понятия, это ключевые педагогические понятия. Обучение – это специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей в соответствии с поставленными целями. Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. В узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся. Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Образование - это результат обучения. Уровень образования будет зависеть от качества содержания воспитания. «Обучение ведет за собой развитие» (Выготский). Но чтобы узнать насколько впереди, вводится понятие зона ближайшего и зона актуального развития. Зона актуального развития – это уже имеющиеся ЗУН. Зона ближайшего развития – это компетенции, которые надо сформировать в дальнейшем. Между тремя понятиями (обучение, воспитание и образование) существует взаимосвязь, а также три эти понятия составляют сущность ЦПП. 2. Целостный педагогический процесс – это внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.Целостность – качество ПП характеризующее высший уровень сознательных действий, его развитие, результат деятельности субъектов ПП. Понятие структура (с латинского - строение) – расположение компонентов в системе. Структурными компонентами ПП является: цель, содержание, деятельность педагога и учащихся, результат. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему. Поэтому они получили следующие названия: целевой, содержательный, деятельностный и результативный. Структура ЦПП: 1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию; 2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей; 3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей; 4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности. 3. В данной задаче нельзя три ключевых понятия дидактики (обучение, воспитание и образование) разделить и рассматривать каждое автономно в деятельности учителя начальных классов. Понятия тесно взаимосвязаны между собой, находятся в интеграции. Учителю начальных классов необходимо равномерно распределять свои силы на обучение, воспитание и образование, в целях формирования гармонично развитой личности в отдельности и всего детского коллектива в целом.
Задача № 10 Идет урок, ученики решают задачи в разном темпе. Учитель не торопится с выставлением отметок. План: 1. Как соотносятся подход учителя к обучению с идеей психолога Л. С. Выготского: «Педагогике нужно ориентироваться на завтрашний день развития ребенка, обучение должно идти впереди развития». 2. В соответствии с какими дидактическими принципами развивающего обучения построен урок? 3. Раскройте идеи системы развивающего обучения.
1. В данной задаче раскрывается вопрос развивающего обучения. Связь обучения и развития человека – одна из центральных проблем образования. Подход к обучению данного учителя полностью соотносится с идеей Л.С. Выготского, т.к. учитель в своей деятельности строит обучение таким образом, что оно всегда несколько опережает развитие, стимулирует, ведет за собой. Педагог организовывает овладение знаниями таким образом, что вносит новые элементы в деятельность, формирует новые отношения и тем самым обеспечивает зону ближайшего развития, при этом опираясь на зону актуального развития (ЗАР – ЗБР – ЗАР). Следовательно, учитель соотносит свою деятельность с идеей Выготского, полагая, что обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Это положение, в данной задаче, для учителя оказывается принципиальным для всей организации процесса обучения, педагогики в целом. 2. Данный урок построен в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения: 1) принцип осознания школьниками собственного учения; 2) принцип работы над развитием всех учащихся; 3) принцип сознательности и активности; 4) принцип деятельности; 5) принцип не ограничения во времени; 6) каждый ученик работает в своем темпе; 7) нет отметок, есть право на ошибку, которое рассматривается как заблуждение. 3. Главной идей развивающего обучения является то, что центральное звено данного обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность, основанная на способности ученика регулировать в ходе обучения свои действия. Например, главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия (в свое время об этом же говорил Платон).
Задача №23
Сочинение на тему «Как я провел новогодние праздники», где нужно было описать подарок, который получил на новый год или рождество. Вопросы: 1) какой метод диагностики применила учительница для выявления отношения семьи к учащимся класса.2) какое место в педагогической деятельности учитель начальных классов занимает диагностика.
1. В данной задаче рассматривается проблема использования методов диагностики в педагогической деятельности. Диагностика – это самостоятельная наука, направленная на выявление особенностей развития личности. Задачи диагностики решаются при помощи методов. Метод исследования – это совокупность действий, операций, при помощи которых изучаются педагогические явления и факты. В основе диагностики лежит личностный подход, т.е. согласно которому образовательный процесс ориентирован на развитие личности. В данной задаче рассматривается использование учителем метода анализа (изучения) творческих работ учащихся. Например сочинение, рисунки, поделки, проекты детей. Как правило, этот метод используется вместе с методом изучения школьной документации (журналы, личные дела, медицинские карты, тетради, дневники), к которой относят. Рассмотрим этот метод подробнее. Этот метод направлен на изучение творческого потенциала учащихся, личностных особенностей (способности, настроение, уровень развития мышления и т.д.). В данной ситуации используя этот метод учитель выявила особенности положения ребенка в семье и климата в семье. Результаты показали, что можно предположить, что в семье не очень благоприятная обстановка, что семья малоимущая, что ребенок мог обмануть чтобы вызвать жалость учителя. Таким образом, поскольку предположений может быть много необходимо перепроверить полученные факты другими методами диагностики и обратить на этого ученика пристальное внимание .2. Диагностика занимает очень важное место в деятельности учителя и в связи с введением новых Стандартов является современным направлением. Педагогическая диагностика – это процесс постановки педагогического диагноза при помощи совокупности методов и средств выявления психологических особенностей личностных особенностей личности ученика, школьного коллектива. *Педагогический диагноз – это определение личностных качеств способностей учащихся, выявление затруднений в освоении образовательных программ, причин отклонений в поведении. Педагогическая диагностика направлена на выявление:• состояния ученика,• действий, поступков• отношений учитель-ученик• уровень интеллектуального развития• обучаемость – успешность в обучении• готовность к школьному обучению• обученность – уровень усвоения образовательных программ• состояние здоровья• отношение в семье. Объекты диагностики учитель определяет самостоятельно на основе анализа педагогического процесса. Данные диагностики содержат информацию о результативности методов обучения и воспитания, выявляет динамику результативности педагогического процесса. Диагностирование включает в себя контроль, оценивание, накопление статистических данных, их анализ и прогнозирование дальнейшего развития. От качества диагностики учителя зависят цели, способы и средства взаимодействия учителя и ученика. Особенность педагогической диагностики в том, что это часть практической работы учителя для более эффективного управления образовательным процессом.
Задача №22 Правописание существительных с основой на шипящий звук и в конце сказка с шипящими. Вопросы: 1) с какой целью учитель и использовал сказку? изменилось бы ее значение до объяснения нового материала 2) продумайте структуру урока (фрагмент) где центральным звеном было бы использование этой сказки для организации проблемно – поискового обучения.
Задача №21 При сложении числа с нулем, получается то число, которое складывали с нулем. Какой метод рассуждения вы выберите. Вопросы: 1) какие возможности для развития умственной деятельности младшего школьника имеет учебный процесс 2) какие методы и приемы обучения младших школьников способствуют его умственному развитию.
1. В учебном процессе используют два вида/способа/метода рассуждения: индуктивный- от единичного к общему и дедуктивный – от общего к частному. При организации данного урока в своей деятельности я бы использовала индуктивный меток рассуждения. Использовав наглядность, как единичный примкр, подвела учащихся к самостоятельному выводу т.е. к общему. При организации учебного процесса деятельность учителя направлена на рзв умственной деятельности млад.шк. У учитывает особенности рзв позновательной деятельности младшего шк-в. В данном возрасте ведущей деятельностью является учеба, через учеб.процесс происходит рзв внимания, памяти, мышления и речи. 2. В орг. учебного процесса учитель использует совокупность методов и приемов обя.млад.шк: 1) использованием проблемных ситуаций2) задания творческого характера 3) групповые задания и работа в подгруппах. Потенциал к развитию мышления преобладает в развивающем и проблемном обучении.
Задача №20 Вопросы: 1) раскройте смысл понятия «социализация» 2) что влияет на этот процесс 3) каков механизм социализации 4) как социализация соотносится с воспитанием 5) роль учителя начальных классов в процессе социализации младшего школьника
1-2. Социализация – это процесс активного усвоения норм и правил жизни в обществе. Понятие социализация более широкое, чем воспитание. Социализация личности- это влияние внешней среды на рзв человека. Чел. Рождается биологическим видом, становится личностью, благодаря социальным условиям жизни. Рзв. Личности происходит под воздействием ряда факторов, где важную роль имеет биологический фактор (наследственность) и социальный фактор. На социализацию Л влияет культура, социальный опыт поколений, условия социальной жизни и конечно воспитание. Начинается социализация личности в первые годы жизни и продолжается всю жизнь, важно, чтобы все этапы были пройдены в срок.
5. учитель важную роль в процессе социализации личности. В период перехода от дошкольного взр к младшему школьному происходит адаптация у ребенка сменяется ведущая роль деятельности с игровой на учебную, происходит процесс, который позволяет ребенку занять свое место, в данный период в обществе, он становится -школьником. Поэтому деятельность учителя напрвлена на помощь и поддержку ребенка в освоении его нового социального статуса.