Фургоны для перевозок промышленных и продовольственных товаров. Классификация.




Фургоны для перевозки продовольственных и промышленных грузов

Основная масса грузов торговли и быта перевозится в фургонах (автомобилях, прицепах и полуприцепах) различного назначения, которые могут быть подразделены на две группы: универсальные и специальные. В первую группу входят фургоны общего назначения, предназначенные для перевозки грузов народного потребления, не требующих специальных условий при транспортировании. К ним относятся и фургоны с подъемной и со сдвижной крышками для перевозки тарных грузов. Ко второй группе относятся фургоны изотермические с холодильными установками (рефрижераторы) для перевозки скоропортящихся продуктов питания, фургоны для перевозки хлебобулочных и кондитерских изделий, мебели, одежды и т. д.

Фургоны общего назначения — автомобили, прицепы, полуприцепы, на которых перевозят значительную часть грузов торговли и коммунально-бытового обслуживания, должны удовлетворять следующим технико-эксплуатационным требованиям:
– в части габаритных размеров, весовых ограничений, скоростных свойств, световой сигнализации, тормозных устройств, условий работы водителя соответствовать технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к базовым моделям автомобилей, прицепов и полуприцепов общего назначения;
– срок службы до капитального ремонта не менее срока службы базовых моделей автомобилей, прицепов и полуприцепов общего назначения;
– наличие соответствующих лестниц, трапов, подножек, перил, поручней, обеспечивающих безопасный подход к их частям, обусловленный технологией работы (высота нижней ступеньки от уровня дороги не более 0,5 м);
– наличие прямоугольного сечения внутренней формы кузова для наилучшего размещения груза в стандартной таре;
– внешние углы кузова могут иметь скругление, радиус которых не должен превышать 0,15 м;
– внутренние размеры кузовов-фургонов согласуются с габаритными размерами стандартных поддонов, контейнеров и другой стандартной тары;
– могут выполняться с надколесными нишами прямоугольной формы и без них;
фургоны грузоподъемностью 1,5 т и выше выполняются, как правило, без надколесных ниш;
– пол кузова автомобиля-фургона грузоподъемностью 4,5 т и выше, прицепов и полуприцепов рассчитывается на въезд вилочного погрузчика общей массой с грузом не менее 2500 кг;
– погрузочная высота для автомобилей 0,7 м; 0,9; 1,1; 1,2; 1,25; 1,3 м;
– для прицепов 1,3; 1,35 м; для полуприцепов 1,3; 1,45 м;
– наличие, как правило, двух дверей (сзади и с правой стороны по ходу транспортного средства); двери фургонов могут быть створчатыми, сдвижными или в виде жалюзи; ширина проема боковой двери автомобилей-фургонов грузоподъемностью 4,5 т и выше; прицепов и полуприцепов не менее 1,3 м;
угол открывания у задних двустворчатых дверей 270° у боковых 180;
– фиксация дверей в открытом крайнем положении; равенство ширины и высоты проема задней двери с внутренней шириной и высотой кузова;
запоры задних двустворчатых дверей должны придавать жесткость дверному проему при закрытых дверях, а также предохранять двери от перекоса и взаимного трения; конструкция запоров обеспечивает возможность пломбирования кузова и исключает возможность открывания дверей без повреждения пломб;
– на всех дверях устанавливаются ограждения для обеспечения сохранности пломб;
– фургоны с погрузочной высотой более 0,5 м оборудуются безопасными устройствами для удобного доступа внутрь грузового помещения; для обеспечения возможности подъезда транспортного средства вплотную к местам погрузки и выгрузки грузов подножки не должны выступать за габариты кузова по длине и ширине; запасное кольцо устанавливается вне кузова;
– материал внутренней облицовки выбирается с учетом санитарно-гигиенических требований (допускать мойку, дезинфекцию и исключать отрицательное воздействие на груз);
– для удобства выполнения погрузочно-разгрузочных операций кузова защищаются от возможных повреждений грузом;
– кузова оборудуются системой вентиляции;
– конструкция вентиляционных отверстий предусматривает различную степень их прикрытия;
– конструкция фургона исключает попадание внутрь его кузова отработавших газов, пыли, влаги, паров от аккумуляторных батарей, а также паров топлива из системы питания двигателя;
– конструкция кузова фургона обеспечивает наименьшую трудоемкость проведения ремонтных работ;
– снаряженная масса, отнесенная к грузоподъемности (удельная материалоемкость), предусматривается как можно меньшей, что является измерителем использования массы автомобиля или автопоезда;
– объем и площадь кузова-фургона обеспечивают наиболее полное использование номинальной грузоподъемности базовой модели (автомобиля, прицепа, полуприцепа) при перевозках грузов, для которых предназначено АТС; удельные значения этих параметров (удельный объем и удельная площадь кузова) предусматриваются по возможности большими.

Фургоны по сфере их применения можно подразделить на подвижной состав для местных (городских) перевозок и на подвижной состав для междугородных и международных перевозок.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Условия эксплуатации фургонов предъявляют определенные требования к их компоновке, маневренности, скорости движения, эстетическому виду, удобству работы водителя и т. д. Городской фургон — это, как правило, автомобиль особо малой или малой грузоподъемности от 400 до 2000 кг.

Для мелкопартионных перевозок торговых грузов выпускают автомобили-фургоны на базе легковых автомобилей грузоподъемностью не более 500 кг. Они имеют, как правило, цельнометаллический несущий кузов небольшого объема с задней одно- или двустворчатой дверью в грузовом помещении.

Фургоны грузоподъемностью до 1000 кг (УАЗ-452, -451М), предназначенные для быстрой перевозки товаров народного потребления с оптовых баз в торговую сеть, выполняют с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. В них передняя часть кузова, где находятся места для водителя и экспедитора, отделена от большой грузовой части перегородкой, достигающей высоты кресел или крыши. Преимуществом такого типа фургонов является легкий доступ к интерьеру для быстрой загрузки и разгрузки товаров, для чего кузов автомобиля-фургона имеет, кроме двустворчатой задней двери, одностворчатую боковую дверь с правой стороны.

Широкое применение получил у нас в стране автофургон легкого типа А-15 N-SI производства ЧССР (рис. 1). Каркас кузова этого автофургона сварен из тонкостенных стальных профилей с антикоррозийным покрытием поверхности и обшит листовым алюминием. Крыша покрыта слоистым пластиком. По краям крыши прикреплен сточный желобок из листового алюминия. Пол покрыт водостойкой фанерой толщиной 5 мм. Фургон имеет одностворчатую дверь с правой стороны и двустворчатую заднюю. Для входа в кузов сзади и сбоку имеются ступеньки. Автомобиль оборудован четырьмя принудительными вентиляционными устройствами.

Рис. 1. Автомобиль-фургон «Авиа» (ЧССР)

Многие годы при перевозках товаров народного потребления используется автомобиль-фургон общего назначения ГЗСА-891, выпускающийся Горьковским заводом специализированных автомобилей. Кузов автомобиля-фургона — деревянно-металлический, каркасного типа. Две двери — боковая одностворчатая и задняя двустворчатая — удобны для проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Для доставки грузов получателям с значительным грузооборотом и в междугородном сообщении широко используются полуприцепы-фургоны ОдАЗ-794, -795 и -935 Одесского автосборочного завода. Они по ходовым агрегатам унифицируются с базовой моделью — бортовым полуприцепом ОдАЗ-885, а по элементам кузова между собой.

Кузова полуприцепов-фургонов — безрамные, клепаные, со ступенчатым полом, несущей конструкции. Поперечины (рис. 2) основания и большинство продольных элементов швеллерного профиля высотой 160 мм. Ширина полки профиля 60 мм, толщина 2,5 или 4,0 мм. Поперечины располагаются друг от друга на расстоянии 350 мм. Концы поперечин связаны усилителями, к которым на заклепках присоединены стойки боковых стенок. В задней части в местах крепления подвески полуприцепа вставлены лонжероны из гнутого швеллера. К ним приваривают кронштейны рессор. Настил пола из фанерных плит крепится болтами к поперечинам и угольникам основания. Боковые стенки полуприцепа-фургона состоят из стального каркаса, выполненного из стоек и поперечин корытообразного профиля, к которым приклепывают обшивку из дюралюминиевого листа. Боковые стенки кузова соединяют в местах стыка стоек каркаса с поперечинами крыши с помощью обвязки.

Рис. 2. Кузов полуприцепа ОдАЗ-794: 1- вентиляционный люк; 2-обшивка; 3-стойка; 4-боковая дверь; 5, 7 — усилитель крыши; 6-крыша; 8-задняя дверь; 9-обвязка; 10-лонжерон; 11-настил пола; 12-усилитель кузова; 13-поперечина основания; 14-кронштейн опорного устройства; 15-усилитель основания; 16-передняя поперечина; 17-шкворень; 18-поперечина крыши

Рис. 3. Боковая дверь полуприцепа-фургона: 1- неподвижная петля; 2- подвижная петля; 3- левая створка; 4- правая створка; 5- ось крыши пломбы; 6- крыша пломбы; 7- пломба; 8- подвижная петля запора; 9- ручка; 10-неподвижная петля запора; 11-пластина; 12-уплотнение

На полуприцепе-фургоне установлены унифицированные боковые и задние двери. Наружная и внутренняя дюралюминиевые обшивки дверей соединяются с каркасом точечной сваркой. Надежное закрывание дверей обеспечивается специальными запорами. На подвижную (рис. 4.3) и неподвижную петли запора можно устанавливать висячий замок. Конструкция запора двери позволяет устанавливать пломбу между подвижной петлей и неподвижным кронштейном. В этом случае ручку запора невозможно повернуть, не нарушив целостности пломбы. Пломба защищена крышкой от случайных повреждений.

“По периметру дверей устанавливают резиновые уплотнения. Двери открываются (задняя на 270°, передняя на 180° и фиксируются в открытом положении специальными скобами. Для удобства входа и выхода из грузового помещения в конструкции полуприцепа-фургона предусмотрена откидная лестница, а для облегчения погрузочно-разгрузочных работ у задней двери в верхней полке задней балки основания кузова имеются гнезда для установки лаг.

Кузов оборудован люками для естественной вентиляции грузового помещения, которые расположены на передней и обеих боковых стенках кузова. Корпус люка и наружные жалюзи прикреплены к внешней обшивке корпуса. Заслонкой регулируется проходное сечение люка. В нужном положении заслонка фиксируется барашком. На передних вентиляционных люках барашек расположен снаружи кузова, на боковых люках внутри. При движении автопоезда через открытые жалюзи в кузове полуприцепа-фургона создается поток воздуха, обеспечивающий сохранность перевозимых грузов.

Рис. 4. Вентиляция фургона: а – вентиляционный люк; б – схема потока воздуха

Специальные фургоны. К ним предъявляются те же технико-эксплуатационные требования, что и к фургонам общего назначения, а также дополнительные требования, обусловливаемые особенностью свойств отдельных грузов, например, таких, как мясо, хлебная продукция, мебель и т. п. К специальным фургонам относят подвижной состав, предназначенный для перевозок скоропортящихся грузов и оснащенный изотермическими кузовами без специального оборудования и со специальным оборудованием: временными или постоянными источниками холода, системой обогрева внутреннего помещения кузова, системой орошения перевозимых сельскохозяйственных продуктов (например, свежей зелени), системой искусственного климата и т. д.

Дополнительными требованиями, предъявляемыми к конструкции изотермического кузова-фургона, являются: высокие теплотехнические качества, малая собственная масса, надежное уплотнение дверей, повышенные антикоррозийные свойства примененных материалов, удобство санитарной обработки грузового помещения.

Изотермический кузов обычно состоит из каркаса, наружной и внутренней обшивок и термоизоляции. Каркас деревянный или деревянно-металлический. Использование дерева связано с его сравнительно малым коэффициентом теплопроводности. В последнее время на подвижном составе автомобильного транспорта все в больших масштабах стали применять легкие сплавы из алюминия, пластмасс и других новейших материалов, а изотермические кузова изготавливать цельнометаллическими (например, фургоны Тартуского опытного завода по ремонту автомобилей). При этом особое внимание уделяют улучшению теплоизоляционных качеств кузова, снижению влияния на стабильность температурного режима внутри кузова тепловых мостов — мест соединений каркаса с наружной и внутренней обшивками.

В качестве наружной обшивки изотермических кузовов в настоящее время широко применяют алюминиевый лист или декапированную сталь. Внутреннюю обшивку обычно выполняют из оцинкованной стали толщиной 0,4…0,8 мм, а на некоторых зарубежных моделях из стеклопластика. Применение стеклопластика в кузовостроении имеет большие перспективы, если учитывать хотя бы такой факт, что, несмотря на необходимость (из соображений равноправности) применения стеклопластика втрое толще стального листа, экономия в собственной массе все равно достигает порядка 50%.

В качестве изоляционных материалов для изотермических кузовов применяют пенопласт и другие материалы с малой объемной массой, например мипор (ТА-10), алюминиевую фольгу (ГЗСА-953). Наибольшее распространение для изоляции кузовов получил лучший из пенопластов — пенополиуретан. Кроме хороших изоляционных качеств он обладает большой прочностью, что позволяет с его применением создавать жесткие кузова несущей конструкции, так как часть нагрузки, ранее воспринимавшейся каркасом, можно передать на стенки из изоляции.

Пенополиуретан обладает всеми Необходимыми качествами, которые предъявляются к изоляционным материалам: малая плотность, высокая прочность на сжатие, легкость механической обработки, отсутствие запаха и невосприимчивость к посторонним запахам, неподверженность гниению и поражению грибками и плесенью, минимальная гигроскопичность.

Для городских перевозок охлажденных или замороженных мясных туш в подвешенном состоянии на небольшие расстояния с крупных холодильников в магазины пищеторга следует рекомендовать изотермический кузов-фургон (рис. 5), оснащенный погру-зочно-разгрузочным устройством-порталом, расположенным у задней двустворчатой открывающейся на 270°двери. Как показала практика, наличие на автомобиле механизма погрузки-разгрузки облегчает и ускоряет процесс разгрузки и, что самое главное, улучшает санитарно-гигиенические условия погрузочно-разгрузочных работ, так как отпадает необходимость входа грузчиков вовнутрь кузова-фургона.

Рис. 5. Изотермический кузов-фургон с портальной разгрузкой

Под крышей фургона располагаются направляющие для вешалок, которые на роликах могут перемещаться вдоль грузового помещения с помощью багра. При погрузке мясные туши, надетые на серьги вешалок, перемещаются в переднюю часть кузова. Для разгрузки ближайший ряд висящих туш переводится на верхнюю портальную траверсу и фиксируется на ней специальной защелкой, что предохраняет их от возможности соскакивания с портала во время разгрузки (погрузки). Опускание и подъем П-образной рамы портального механизма осуществляют с помощью гидравлического цилиндра двустороннего действия. Гидравлический привод — от насоса, установленного на коробке отбора мощности автомобиля. Грузоподъемный механизм управляется краном, расположенным в задней части кузова.

Скоропортящиеся продукты в процессе их перевозки автомобильным транспортом охлаждаются в изотермических кузовах двумя способами: без применения машинной установки на подвижном составе — временное охлаждение и с применением машинной установки — постоянное охлаждение.

В качестве временных источников холода на автомобилях применяют сухой лед, батареи, заполненные эвтектическими растворами различных солей, холодильно-аккумуляторные агрегаты, просто бачки (зероторы) с замороженными эвтектическими растворами. Автомобили-фургоны с зероторным и батарейным охлаждением требуют периодического подзаряда источников холода (через одну-полторы смены работы), что ограничивает их применение.

Перевозки скоропортящихся продуктов на любые расстояния возможны лишь с применением автомобилей- и автопоездов-рефри-жераторов, оснащенных установками постоянного действия, самостоятельно вырабатывающими холод. К этому типу СПС относятся: автомобили-рефрижераторы ЛуАЗ-890Б грузоподъемностью 4,5 т (выпускаются предприятием г. Брянска Ворошиловградской обл.) и! АЧ грузоподъемностью 1,5 т Черкесского завода холодильного машиностроения; прицепы-рефрижераторы ЛуАЭ-853Б и -8930 грузоподъемностью 2,5 т и 3,85 т Луцкого завода и предприятия г. Брянска; чехословацкие полуприцепы-рефрижераторы № 12 Алка грузоподъемностью 12 т. Их технические данные и особенности конструкции хорошо известны и подробно описаны в технической литературе по вопросам эксплуатации автомобилей и автопоездов-рефрижераторов.

Отдельную группу специальных фургонов представляют авто-мобили-мебелевозы. Их, как правило, выполняют на шасси автомобиля или в виде автопоезда в составе седельного автомобиля-тягача с полуприцепом. Конструкции кузовов автомобилей-мебелевозов должны соответствовать следующим эксплуатационным требованиям: – быть герметизированными — обеспечивать надежную защиту от попадания пыли, грязи и атмосферных осадков;

Рис. 6. Внутреннее помещение автомобиля-мебелевоза

Разнообразие перевозимых грузов и различные требования к их транспортировке нашли отражение в конструктивных особенностях каждой модели кузова. На рис. 7 представлен унифицированный ряд кузовов, специализированных по виду перевозимого груза и классифицированных по типу шасси, на котором они устанавливаются. Все кузова выполнены no, типу «закрытый фургон». Таблица унифицированного ряда предлагаемых кузовов может быть использована для выбора подвижного состава в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

Рассмотрим основные конструктивные особенности кузовов в зависимости от вида перевозимого груза. Изотермические кузова У-94, У-127 и У-125П, установленные на соответствующие шасси, представляют собой транспортные средства для перевозки продовольственных грузов, сохранность которых обеспечивается при транспортировке поддержанием определенного температурного режима внутри кузова за счет теплотворной способности перевозимого продукта. Термоизоляция этих кузовов позволяет сохранить без изменения температуру внутри помещения кузова не менее 2 ч при температуре наружного воздуха ±30 °С.

Кузов представляет собой деревянный каркас, собранный с помощью болтов, шурупов и гвоздей, усиленный в сопряжениях узлов и деталей металлическими угольниками. Форма кузова — прямоугольная с гранеными углами. Наружная облицовка из листовой декапированной стали толщиной 0,8 мм. Внутренняя поверхность кузова обшита фанерным листом, на который установлена оцинкованная листовая обшивка толщиной 0,5 мм. Крыша снаружи обтянута прорезиненной тканью. Между внутренней и наружной облицовками левого, правого, переднего и заднего бортов и крыши закладывается пенопласт. Для его укладки между брусьями основания кузова установлены металлические поддоны из декапированной листовой стали толщиной 0,8 мм. С внутренней стороны кузова основание зашивается досками толщиной 20 мм и оцинкованной листовой сталью толщиной 0,5 мм. Для предохранения внутренней обшивки на полу кузова установлены металлические полосы, закрепленные к доскам шурупами. Листы наружной обшивки крепятся к каркасу кузова гвоздями встык, стыки листов закрываются штампиками, прикрепляемыми к брускам шурупами. Листы внутренней обшивки соединяются «в замок» и крепятся к каркасу гвоздями. Стыки листов внутренней обшивки обеспечивают герметичность и позволяют производить санитарную обработку дезинфицирующими растворами.

Загрузочный проем кузова расположен в заднем борту. Проем оборудован резиновым уплотнением и прикрывается двустворчатой дверью. Двери кузова выполнены в виде деревянного каркаса, обшиты с наружной стороны декапированной листовой сталью толщиной 0,8 мм, а с внутренней — оцинкованной сталью толщиной 0,5 мм. Между внутренней и наружной обшивками дверей установлен пенопласт. Правая створка двери оборудована рычажным запором и устройством, позволяющим устанавливать висячий замок и пломбу. Левая створка с внутренней стороны имеет шпингалеты с прижимами, удерживающими двери в закрытом положении.

В переднем и боковых бортах кузовов установлены вентиляционные люки, корпуса которых крепятся совместно с наружными жалюзи к деревянному каркасу кузова шурупами. Регулируемая заслонка поворачивается ключом, открывая отверстия в наружной пластине люка.

Рис. 8. Кузова с подъемной крышей

На шасси автомобилей кузова крепят четырьмя стремянками и двумя болтами. Стремянки с гайками, пластинами и болтами входят в комплект поставки и выдаются заводом-изготовителем кузовов при получении их заказчиком. Кузова оборудованы системой сигнализации и фонарями освещения номерного знака в соответствии с действующими государственными стандартами. Для освещения внутреннего помещения в кузовах у задней двери с правой стороны вверху на задней стенке установлен плафон, который включают из кабины водителя.

Кузова У-122, У-123 и У-124 (рис. 8) с подъемной крышей, установленные на соответствующие шасси, представляют собой транспортные средства для перевозки продовольственных товаров, не требующих поддержания температурных режимов внутри грузового помещения, а также для перевозки промышленных грузов.

Рис. 9. Кузов У-97 для перевозки хлебобулочных изделий на шасси автомобиля ГАЗ-52-04

Применение кузовов с подъемной крышей позволяет улучшить условия труда грузчиков и более полно использовать объем внутреннего помещения кузова. Оно обусловлено также наличием в местах погрузки и выгрузки грузов подъездных проездов небольшой высоты. Кузова с подъемной крышей снабжены желобками для стока воды, имеют задние двустворчатые двери, а кузов У-123, кроме того, имеет боковую дверь с левой стороны, используемую при погрузочно-разгрузочных работах в узких проходах у рамп.

Поднимающаяся средняя часть крыши кузовов установлена на четырех кронштейнах. Поднятие и опускание ее осуществляются вручную. В закрытом положении крыша фиксируется замком двери.

Для перевозки хлебобулочных и кондитерских изделий в лотках используются кузова У-97 (рис. 9), У-121, У-125 и У-83 (рис. 10). Хлеб и кондитерские изделия с хлебозаводов и кондитерских фабрик в магазины перевозят в лотках двух типоразмеров: 620X740 мм и 450X740 мм. Размеры лотков и эксплуатационные требования к их погрузке и выгрузке обусловили конструктивные особенности специализированных кузовов в обеспечении максимальной погрузочной высоты, а также кратности размеров по ширине. Конструкции этих кузовов идентичны конструкциям рассмотренных выше моделей. С правой стороны кузова имеют загрузочные проемы, каждый из которых закрывается двустворчатыми дверями, снабженными замками с шпингалетами. Листы наружной облицовки, прикрепленные к каркасу встык гвоздями, закрыты штапиком 2X30 мм на шурупах. На переднем и заднем бортах кузовов установлены вентиляционные люки с сегментными регулируемыми заслонками. Открывают и закрывают вентиляционные люки снаружи.

Рис. 10. Изотермический кузов У-83 для перевозки хлеба на шасси автомобиля УАЗ-451 ДМ

Для размещения лотков с перевозимыми продуктами кузова оборудованы направляющими полозками из алюминиевого или стального уголка. Полозки укреплены шурупами на стойках правого и левого бортов и внутренних опорных стойках. Интервал между рядами полозков по вертикали 165 мм.

Кузов У-83 изотермический, в нем можно перевозить торты, пирожные и другие кондитерские изделия. Термоизоляция кузова выполнена из пенопласта ПС-1. Толщина термоизоляционного слоя 30 мм.

Рассмотренная серия специализированных кузовов представляет собой унифицированный ряд изделий, выпускаемых в настоящее время экспериментально-механическим заводом НПО Главмосавтотранса. Конструктивное выполнение кузовов обусловлено сложившейся технологией изготовления. Все кузова представляют собой деревянные каркасы, усиленные угольниками с обвязками. Снаружи кузова облицованы декапированной сталью, а, крыши кузовов прорезиненной тканью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: