РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уфимский филиал
утверждаю |
Директор |
__________ Р. М. Сафуанов |
____ ___________ 20___ г. |
Р. Р. Яруллин
Методические рекомендации по подготовке и защите расчетно-аналитической работы
По дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
для студентов, обучающихся
по направлению 38.03.01 «Экономика» профилю «Государственные и муниципальные финансы»
(программа подготовки бакалавров, очная форма обучения)
Рекомендовано Учебно-методическим советом Уфимского филиала
(протокол № ___ от «____» ____________ 20___ г.)
Одобрено кафедрой «Финансы и кредит»
протокол №_____ от «_____» ___________ 20__ г.
Уфа 2018
УДК 336.073
ББК 65. 26я73
Д 33
Рецензенты: А. В. Янгиров, доктор экономических наук, профессор, директор государственного автономного научного учреждения «Институт стратегических исследований РБ».
Д. В. Чувилин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
Яруллин Р. Р.
Методические рекомендации по подготовке и защите расчетно-аналитической работы по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», профилю «Государственные и муниципальные финансы» (программа подготовки бакалавров, очная форма обучения). — Уфа.: РИО Уфимский филиал Финуниверситета, 2018. — 14 с.
В методических рекомендациях определены требования к содержанию и результатам выполнения расчетно-аналитической работы, перечень заданий, правила оформления, учебно-методическое и информационное обеспечение.
УДК 336.073
ББК 65. 26я73
Д 33
Учебное издание
Яруллин Р. Р.
Методические рекомендации по выполнению расчетно-аналитической работы
По дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
Компьютерный набор и верстка Р. Р. Яруллин
Формат 60×90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. 1,0. Изд. № - 2018. Тираж 30 экз.
Заказ № __________
Отпечатано в Уфимском филиале Финуниверситета
Ó Яруллин Р.Р., 2018
Ó Уфимский филиала Финуниверситета, 2018
Содержание
1. Общие положения 4
2. Этапы выполнения расчетно-аналитической работы 5
3. Оформление расчетно-аналитической работы 8
4. Руководство написанием расчетно-аналитической работы …………………………………11
5. Собеседование по расчетно-аналитической работе 11
6. Задание для расчетно-аналитической работы………………………………………………...12
7. Приложение. Образец титульного листа расчетно-аналитической работы 16
Общие положения
Расчетно-аналитическая работа является одним из видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной формы обучения, важным элементом процесса изучения студентами дисциплины «Государственные и муниципальные финансы», а также формой контроля и оценки преподавателями их знаний.
Цель написания расчетно-аналитической работы - подготовка студентов к осуществлению расчетной, аналитической деятельности посредством формирования профессиональных компетенций, связанных со сбором, обработкой, анализом и интерпретацией фактических данных хозяйствующих структур, необходимых для решения профессиональных задач, с использованием математического аппарата и (или) современных информационных технологий.
С помощью расчетно-аналитической работы студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Выполнение расчетно-аналитической работы является важным этапом подготовки студента к выполнению курсовой работы профессиональной направленности и выпускной квалификационной работы.
Подготовка расчетно-аналитической работы способствует формированию правовой культуры у бакалавра экономики, закреплению у него знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.
Итогом работы должен послужить грамотно оформленный в письменном виде отчет студента о проделанной самостоятельной работе. Задача подготовки заключается в возбуждении интереса студента к конкретной научной, а также практической проблеме для того, чтобы он продолжал ее исследование на протяжении всего периода обучения до оформления выпускной квалификационной работы.
Требования к выполнению расчетно-аналитической работы:
- применение современных методик расчета и (или) информационных средств для обработки данных в соответствии с поставленными задачами, сформулированными в задании;
- представление результатов расчета в виде таблиц и графиков, в том числе с использованием современных информационных (компьютерных технологий);
- аргументированное изложение собственных мыслей, носящее проблемно-поисковый характер по рассматриваемому вопросу;
- наличие обобщений и выводов, сделанных на основе изучения информационных источников по данной теме;
- проведение расчетов и оформление материалов по возможности в автоматизированном режиме;
- самостоятельность выполнения;
- наличие ссылок на первоисточники.
Объем расчетно-аналитической работы должен составлять не более 10 страниц.
Методические рекомендации устанавливают порядок подготовки и защиту расчетно-аналитической работы студентами в сроки, определяемые соответствии с рабочей учебной программой (РУП) дисциплины, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Настоящие методические рекомендации подготовлены на кафедре «Финансы и кредит» Уфимского филиала Финансового университета в соответствии с Положением о расчетно-аналитической работе студента по дисциплине (модулю), утвержденной Приказом ректора Финансового университета при Правительстве РФ от 19.12.2013 №2161/0, а также рабочей программой курса «Государственные и муниципальные финансы».
Этапы выполнения расчетно-аналитической работы
Выполнение расчетно-аналитической работы осуществляется на примере Республики Башкортостан. Она нацелена на развитие умения использовать нормативные правовые акты при решении практических задач; на основе типовых методик рассчитать и анализировать показатели оценки качества управления финансами Республики Башкортостан.
Задача расчетно-аналитической работы: освоение методов мониторинга и оценки качества управления финансами Республики Башкортостан, в том числе в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики разных результатов субъекта Российской Федерации с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Выполнение расчетно-аналитической работы предполагает осуществления ряда процедур ее проведения:
1) подготовка к выполнению работы;
2) выполнение расчетно-аналитической работы и ее представление на кафедру;
3) презентация результатов выполнения расчетно-аналитической работы и ее обсуждение.
Подготовка к выполнению расчетно-аналитической работы предполагает повторение теоретического материала, изучение рекомендованных нормативных правовых актов, выделение требований бюджетного законодательства Российской Федерации к параметрам бюджетов.
Расчет значений индикаторов оценки качества и оценки динамики достигнутых субъектом Российской Федерации результатов проводится на основании данных Федеральной службы государственной статистики, показателей, утвержденных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, данных отчетности об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и иной информации, находящейся в распоряжении Министерства финансов Российской Федерации, а также следующих материалов и сведений, полученных от финансового органа субъекта Российской Федерации:
- копий нормативных правовых актов и материалов в электронном виде;
- информации о размещении на официальных сайтах органов государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и материалов.
Оценка качества характеризует следующие аспекты управления финансами Республики Башкортостан:
1) бюджетное планирование;
2) исполнение бюджета;
3) управление государственным долгом;
4) финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями;
5) управление государственной собственностью и оказание государственных услуг;
6) прозрачность бюджетного процесса.
В ходе выполнения расчетно-аналитической работы требуется:
- выделить индикатор оценки качества управления региональными финансами, нормативное значение которого устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации (индикатор оценки соблюдения субъектом Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации).
- указать формулу его расчета (по форме таблицы 1). Рассчитать индикатор;
- привести исходные данные (например, расходы, доходы бюджета субъекта Российской Федерации; источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и т. д.) в табличной форме с указанием кодов, наименования статей и суммы;
- указать нормативное значение индикатора;
- сравнить величину индикатора с нормативной величиной, (возможно приведение размеров индикаторов за последние 3 года) рассчитать отклонение. Результаты работы представить согласно таблицы
Индикатор оценки соблюдения субъектом Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации
________________
Нормативное | |||
Индикатор оценки (описание) | Значение индикатора (цифровое), в том числе за последние 3 года | значение индикатора | Отклонение |
- сделать выводы.
Расчетно-аналитическая работа выполняются студентами во внеаудиторное время.
Расчетно-аналитическая работа представляется в сроки, установленные преподавателем, ведущим семинарские и практические занятия, в напечатанном виде. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Результаты выполнения расчетно-аналитической работы учитываются при оценке текущей успеваемости студента, включая его текущую успеваемость.
По результатам выполнения расчетно-аналитической работы студент готовит презентацию в программе Microsoft PowerPoint, где отражает результаты расчетов и выводы, полученные в ходе выполнения заданий. Итоги выполнения расчетно-аналитической работы, представленные в презентации, обсуждаются на семинарском занятии.
В ходе оценки результатов расчетно - аналитической работы принимаются во внимание: правильность расчетов и полнота заполненных таблиц; отсутствие ошибок в применении нормативных правовых актов; степень самостоятельности выполнения заданий; обоснованность и полнота выводов; оформление в соответствии с установленными требованиями; своевременность сдачи работы на кафедру; наглядность и полнота презентации.