Тема 1. Предмет и метод теории государства и права 4 час.
(вводное занятие)
Цель семинарского занятия –
1. Проведение вводного семинарского занятия, ознакомление с требованиями, предъявляемыми к подготовке семинарским занятиям в высшей школе, балльно-рейтинговой системой и критериями контроля качества знаний
2. Изучение предмета и методологии науки теория государства и права, ее места в системе научного познания и взаимосвязей с другими науками; формирование представления о многообразии методологических подходов и позиций в современной юридической науке; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам).
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Общая теория государства и права как наука.
2. Предмет теории государства и права.
3. Методология и методы теории государства и права.
4. Теория государства и права как учебная дисциплина.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Заполнить таблицу
Место теории государства и права
В системе гуманитарных и юридических наук
№ | Названия наук | Общее с предметом ТГиП | Различия с предметом ТГиП |
1. | Философия | ||
2. | Экономика | ||
3. | История | ||
4. | Политология | ||
5. | Социология | ||
6. | Психология | ||
7. | Этика | ||
8. | Исторические науки о праве и государстве | ||
9. | Отраслевые юридические науки | ||
10. | Технико-прикладные юридические науки |
Задание 2.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Провести сравнительный анализ закономерностей становления и развития науки о государстве и праве в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли.
2. Сгруппировать и проанализировать различные подходы, имеющие место в современной литературе, к определению предмета теории государства и права.
3. Общее и отличное теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
Задание 3.
Заполнить таблицы
Методы научного исследования,
Используемые в теории государства и права
Частно-научные (специальные) методы
№ | Названия методов | Характеристика, примеры – в каких темах курса применяются |
1. | Статистические | |
2. | Кибернетические | |
3. | Социологически | |
и др. | ||
Частно-правовые методы
№ | Названия методов | Характеристика, примеры – в каких темах курса применяются |
1. | Правовой эксперимент | |
2. | Правовое прогнозирование | |
3. | Сравнительно-правовой | |
4. | Формально-юридический |
Задание 4.
Выполните тестовое задание (тест №1)
Тема 2. Происхождение государства и права 4 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение основных закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права; формирование представления об особенностях социальной власти и норм догосударственного периода, многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о причинах и формах возникновения государства, содержании, авторах, достоинствах и недостатках основных теоретических концепций по вопросу о происхождении государства и права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий), рубежного контроля: контрольный срез №1- тестирование, диктант по терминам.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Публичная власть и социальные нормы при догосударственном образовании общества.
2. Общее и особенное в возникновении государства и права: западный и восточный пути образования государства.
3. Основные теории о происхождения государства и права: теологическая теория, патриархальная теория, теория насилия, психологическая теория, договорная теория (теория естественного права), материалистическая теория.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.
Задание 2.
Заполнить таблицу
Основные теории происхождения государства и права
№ | Название теории | Авторы | Содержание теории (суть) | Достоинства | Недостатки |
1. | Теологическая (божественная, религиозная) | ||||
2. | Патриархальная | ||||
3. | Теория общественного договора | ||||
4. | Теория насилия | ||||
5. | Органическая | ||||
6. | Психологическая | ||||
7. | Марксистская (классовая, социально-экономическая, историко-материалистическая) | ||||
и др. |
Задание 3.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Сформулировать свою позицию по отношению к причинам, приведшим к неолитической революции.
2. Провести сравнительный анализ причин и факторов формирования западноевропейских, восточных и российского государств.
Задание 4.
Выполните тестовое задание (тест №2)
Доклад
Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», глава «Варварство и цивилизация», о сущности и содержании трех крупных разделений труда.
Тема 3. Сущность и типы государства 8 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение основных закономерностей функционирования и развития государства, исторических типов государства; формирование представления о понятии, признаках и сущности государства, о многообразии методологических подходов и позиций в современной юридической науке по данным вопросам; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам).
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Общее определение государства, его сущность и социальное назначение.
2. Признаки государства.
3. Государственная власть и ее признаки.
4. Общая характеристика учений о сущности государства: теория солидаризма, теория элит, технократическая теория, теория конвергенции, материалистическая теория.
5. Типология и типы государства: формационный и цивилизационный подходы.