Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Подумайте, представителями как их направлений в праве являются русские юристы: С.Е.Десницкий, А.П.Куницын, К.А.Неволин, Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой, Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шершеневич?
2. Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом:
Право – это то, что делает суд.
Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения.
Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Право – это совокупность норм, издаваемых государством.
Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.
Определите, к какой школе права относятся эти высказывания и воспроизведите в письменном виде кратко суть каждой из теорий права.
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №8)
Тема 9. Типы права и правовые системы государства 4 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение типичных и уникальных характеристик происхождения и развития правовых систем современности; формирование представления об особенностях правового развития России; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Типология и типы права, взаимосвязь с типами государства.
2. Правовые системы государства: общая характеристика.
3. Традиционно-религиозная система права.
4. Англосаксонская система права.
5. Романо-германская (континентальная) система права.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Какой тип правовых систем свойственен следующим странам: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Япония, Венгрия?
2. Проведите логическое и юридическое соотношение следующих понятий: «система права», «правовая система», «правовая семья».
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №9)
Тема 10. Личность, право, государство 4 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение категорий правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина; уяснение значение и содержание понятий «правовое государство», «гражданское общество»; формирование представления о роли права в общественной жизни; о значении гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Субъективное право: общее понятие.
2. Личность и ее правовое положение.
3. Права человека и права гражданина.
4. Гражданское общество: понятие и структура.
5. Теория правового государства, сущность правового государства и его основы.
6. Признаки правового государства.
7. Практика формирования правового государства.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1. Заполните таблицу. По сообщениям прессы подготовьте материал о том, как реализуются в государстве права человека. Ознакомьтесь со статьями 45 — 55 Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?
Права и свободы граждан РФ | Обязанности граждан РФ | ||
личные | политические | социально-экономические | |
Задание 2. Прочитайте документ. Охарактеризуйте систему прав и обязанностей. Распределите их по видам, в качестве примера используйте таблицу задания 2. Сравните права и обязанности граждан по Конституции США с комплексом прав и обязанностей граждан Российской Федерации (воспользуйтесь текстом главы 2 Конституции Российской Федерации).
Конституция США (1787)
Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом США и ратифицированные отдельными штатами в соответствии со статьей 5 данной Конституции.
Поправка I.
Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии, либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
Поправка П.
Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться.
Поправка III.
Ни один солдат не должен в мирное время размещаться на постой в каком-либо доме без согласия его владельца; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установленном законом.
Поправка IV.
Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться иначе, как при достаточных к тому основаниях, подтвержденных присягой либо заявлением, и с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту.
Поправка V.
Ни одно лицо не должно привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, либо за иное позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или морских частях либо в милиции, призванной на действительную службу во время войны или опасности, угрожающей обществу; ни одно лицо не должно за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или телесного наказания, не должно принуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против себя, не должно лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественных нужд без справедливого вознаграждения.
Поправка VI.
При всех уголовных преследованиях обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных того штата и округа, в котором преступление совершено; причем территория такого округа должна быть определена законом заранее; при этом обвиняемый имеет право на информирование о сущности и основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на помощь адвоката для своей защиты <...>
Поправка VIII.
Чрезмерные налоги не должны требоваться, чрезмерные штрафы не должны налагаться, и жестокие и необычные наказания не должны назначаться.
Поправка IX.
Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание и умаление других прав, сохраняемых за народом.
Задание 4. Установите соответствие между понятием и определением.
Правовое государство — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Основы правового государства — это внутреннее строение гражданского общества, отражающее многообразие и взаимодействие всех его составных частей.
Гражданское общество — это такая организация государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.
Структура гражданского общества — это предпосылки формирования правового государства.
Задание 5. Исправьте ошибки в предложениях.
• Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни: в политической сфере каждый индивид является собственником, в духовной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, в социальной сфере индивид не зависит от государства, в экономической сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.
• Гражданское общество развивается в зависимости от государства, поэтому оно не способно ограничивать влияние государственной власти.
• Гражданское общество развивается вместе с государством,
поэтому гражданское общество можно считать результатом развития правового государства.
• Доминирование государства над обществом является основанием развития гражданского общества.
• Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднены рядом объективных причин: гражданское общество построено как вертикальная система органов, а государство — на горизонтальных связях его субъектов, деятельность гражданского общества построена на основе права, тогда как жизнь государства выходит за рамки правовых норм.
Задание 6. З аполните таблицу.
Взгляды философии прошлого на правовое государство | |
Пифагор | |
Платон | |
Аристотель | |
Цицерон | |
К. Ясперс | |
Дж. Локк | |
Ш. Монтескье | |
И. Кант | |
Ж.Ж. Руссо | |
Д. Дидро | |
Г. Гегель |
Задание 7. Заполните пропуски в таблице.
Признаки правового государства государствасударствгосударства | Их содержание |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Проблемы формирования правового государства в современной России |
Задание 8.
Выполните тестовое задание (тест №10)
Тема 11.Право в системе нормативного регулирования 2 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение системы нормативного регулирования общественных отношений, формирование представления о социальных и технических нормах, их особенностях и взаимосвязях, о классификации социальных норм; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля: контрольный срез № 1- тестирование, диктант по терминам.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие нормы и основные виды норм: технические и социальные.
2. Основные виды социальных норм.
3. Право как нормативный регулятор общественных отношений.
4. Взаимосвязь права и морали: единство и различие.