позволяющие провести границу между мифологией и религией вера во множество сверхъестественных существ, олицетворяющих различные состояния и силы природы; гилозоизм.
Философия обладает следующими характеристиками (выберите соответствующие пункты) выражает и обосновывает ценностное отношение людей к явлениям и закономерностям действительности; стремится к постижению предельных оснований универсума;
Закончите определение: «Философская рефлексия – это…», выделив верные характеристики осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом;универсальное осознание предметно-практического отношения человека к миру, направленное на раскрытие природы человека, его сущностных сил.
Укажите, что общего у философии и науки построение знания в теоретической форме; логическая доказательность выводов; рефлексия над универсалиями культуры в целях создания обобщенной модели человеческого мира;
К основным функциям философии относятся (выделите правильные варианты ответа):
а) адаптационная; е) селективная;
б) социально-критическая; ж) методологическая;
в) воспитательная; з) идеологическая;
г) управленческая; и) рекреационная.
д) мировоззренческая;
11. Выделите характерные черты метафизического метода познания:
а) доминирование аналитической установки мышления;
б) ограничение познавательной деятельности сферой рассудка;
в)абсолютизация изменчивых, относительных сторон познаваемой действительности;
г) религиозный догматизм;
д) выделение исключительно устойчивых, неизменных характеристик познаваемого объекта.
12. Укажите область философского знания, направленную на постижение сущего как такового:
а) гносеология; г) физика;
б) аксиология; д) антропология.
в) метафизика;
13. Назовите философскую дисциплину, исследующую всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности:
а) онтология; г) логика;
б) гносеология; д) эвристика;
в) теология; е) герменевтика.
14. Определите период возникновения философии:
а) середина I в.; в) середина I тыс. до н. э.;
б) II–V вв.; г) X–VIII вв. до н. э.
15. Укажите, в каких древних цивилизациях появились первые философские учения:
а) древнем Египте; г) древней Индии;
б) древнем Китае; д) древней Греции;
в) Финикии; е) Вавилонии.
16. Выделите особенности «мифогенной» концепции происхождения философии:
а) генезис философии – результат развития протонаучного знания;
б) возникновение философии означает преобразование чувственно-конкретных образов мифа в понятийно-логическую форму;
в) возникновение философии означает появление опытно-экспериментальных знаний о естественных причинах и закономерностях природы.
17. Выделите социокультурные предпосылки генезиса философии:
а) наступление «железного века» и утверждение товарно-денежного обмена в экономике;
б) развитие экспериментального естествознания;
в) социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;
г) жрецы становятся господствующим сословием;
д) возникновение государства и права;
е) появление и распространение христианства;
ж) выделение личностного начала в культуре;
з) развитие протонаучного эмпирического знания.
18. Объясните, почему возникновение права в древних государствах порождает потребность в развитии философии:
а) древние правители нуждались в мудрых советниках;
б) возникает необходимость обоснования справедливости и целесообразности морально-правовых норм, их соответствия природе человека;
в) угнетенные народные массы создавали идеологию, защищавшую их интересы.
19. Назовите памятники письменности древнеиндийской культуры, в которых появляются первые космологические идеи, положившие начало философской традиции:
а) Ригведа; в) Яджурведа;
б) Рамаяна; г) Законы Ману.
20. Выделите специфические особенности философии древней Индии:
а) доминирование морально-политической проблематики;
б) тесная связь с религией;
в) традиционализм;
г) философия развивается самостоятельно как альтернатива религиозному мировоззрению;
д) характерна ориентация на познание природного мира;
е) цель философского дискурса подчинена задачам религиозной сотериологии;
ж) эзотеризм.
21. Выберите из списка понятия и категории древнеиндийской философской традиции:
а) Атман; ж) эйдос;
б) атом; з) мокша;
в) дхарма; и) докса;
г) Дао; к) нирвана;
д) сансара; л) нус;
е) Брахман; м) карма.
22. В древнеиндийской философии освобождение от круговорота рождений и смертей называется:
а) сансара; г) дхьяна;
б) атараксия; д) анима.
в) мокша;
23. Назовите школы древнеиндийской философии, относящиеся к неортодоксальному направлению:
а) веданта; е) джайнизм;
б) локаята; ж) экзистенциализм;
в) санкхья; з) буддизм;
г) зороастризм; и) адживика;
д) миманса; к) йога.
24. Назовите школы древнеиндийской философии, относящиеся к ортодоксальному направлению:
а) буддизм; е) веданта;
б) агностицизм; ж) адживика;
в) санкхья; з) ньяя;
г) джайнизм; и) вайшешика;
д) даосизм; к) стоицизм.
25. Выделите идеи и положения, характерные для философии брахманизма:
а) учение о психофизических элементах безличного жизненного процесса;
б) провиденциализм;
в) учение о материальном единстве мира;
г) учение о тождестве Брахмана и Атмана;
д) идея имманентности Бога человеку, отрицание его космогонических функций;
е) идея бессмертия души;
ж) учение о круговороте рождений и смертей.
26. Выделите идеи и положения, развиваемые философией буддизма:
а) идея «ежемгновенной» изменяемости всего сущего;
б) учение о сотворении мира в процессе игры бога-младенца Ишвары;
в) идея «пустотности» бытия;
г) учение о восьмеричном пути освобождения от страданий;
д) идея Бога как трансцендентного безличного абсолюта;
е) учение о несубстанциальности «Я».
27. Назовите древнекитайских мыслителей, относящихся к философской школе даосов:
а) Мо-цзы; г) ЯнШан;
б) Кун-цзы; д) Чжуан-цзы;
в) Лао-цзы; е) Мэн-цзы.
28. Определите философскую школу древнего Китая, в которой сформировалось понятие «цзюнь-цзы» («благородный муж»):
а) легизм; г) конфуцианство;
б) даосизм; д) чань-буддизм.
в) моизм;
29. Определите, какие из следующих идей присущи учению легистов об управлении государством:
а) управление основано на продуманной системе наград и наказаний;
б) важнейшую роль в управлении государством играют нравственные качества правителя;
в) управление опирается на твердо установленные правовые нормы;
г) политика строится в соответствии с религиозным ритуалом;
д) власть правителя должна быть абсолютной;
е) главной опорой государства является единое законодательство.
30. Выделите характеристики, которыми наделяется Дао в философском учении даосов:
а) субстанциальное начало бытия;
б) невидимое и безымянное;
в) форма без форм, образ без существа;
г) единица;
д) единое;
е) абсолютное бытие;
ж) вечное движение, которое не достигает предела.
31. Укажите, что означает конфуцианское понятие «ли»:
а) обычай, ритуал;
б) сущность каждой вещи;
в) этическую норму, регулирующую человеческое поведение;
г) первую причину бытия;
д) основу гуманности;
е) разновидность боевого искусства;
ж) социальный регулятив.
32. Укажите, как, согласно Конфуцию, должен поступать мудрый правитель, чтобы в государстве царил порядок и благоденствие:
а) следить за соблюдением ритуала и надлежащим исполнением сыновних обязанностей;
б) в речах опираться на традицию, а в делах исполнять сказанное;
в) умело проводить политику кнута и пряника;
г) на личном примере воспитывать народ в соответствии с моральными нормами;
д) быть коварным и непредсказуемым для сановников;
е) не оставлять без внимания слова мудрого человека;
ж) не допускать критики власти.
33. Назовите время возникновения первых натурфилософских учений в древней Греции:
а) IX-VIII вв. до н. э.; в) VI-V вв. до н. э.;
б) III-IV вв.; г) IV в. до н. э.
34. Уточните, какие направления в решении проблемы первоначала сложились в ранней древнегреческой философии:
а) материализм; г) учение о стихиях;
б) атомизм; д) идеализм.
в) скептицизм;
35. Аксиология – это:
а) учение о ценностях и смысла;
б) теория познания;
в) учение о бытии;
г) учение о нравственности.
36. В диалектическом методе Гегеля противоположности сталкиваются, а потом преодолеваются в:
а) синтезе;
б) анализе;
в) категории;
г) понятии.
37. В каких культурных ареалах Древнего мира возникла философия:
а) Китае, Индии, Иране;
б) Индии, Риме, Греции;
в) Греции, Индии, Китае;
г) Индии, Вавилоне, Китае.
38. В религиозном мировоззрении духовно-практическое освоение мира осуществляется через:
а) раздвоение на сакральный и профанный мира;
б) медитацию;
в) доказательства бытия Бога;
г) эманацию;
д) мистическое созерцание.
39. В своем истоке диалектика означала:
а) искусство доказательства;
б) искусство ведения беседы;
в) искусство поиска ошибок оппонента;
г) искусство вопрошания.
40. Вопросами нравственности и морали занимается:
а) этика;
б) эстетика;
в) аксиология;
г) онтология.
41. Из приведенных ниже определений, выберете то, которое соответствует термину «плюрализм»:
а) способ рассмотрений явлений мира, исходящий из признания равноправными, не сводимыми друг другу двух начал – духа и материи, идеального и реального.
б) способ рассмотрений явлений мира, исходящий из единого начала, единой основы (субстанции) всего существующего;
в) способ рассмотрений явлений мира, согласно которому дискретность является фундаментальной характеристикой бытия;
г) способ рассмотрения действительности с позиции многообразия видов бытия.
42.Из приведенных определений, выберите то, которое соответствует понятию «дуализм»:
а) способ рассмотрений явлений мира, исходящий из признания равноправными, не сводимыми друг другу двух начал – духа и материи, идеального и реального;
б) способ рассмотрений явлений мира, исходящий из единого начала, единой основы (субстанции) всего существующего;
в) способ рассмотрений явлений мира, согласно которому дискретность является фундаментальной характеристикой бытия;
г) способ рассмотрения действительности с позиции многообразия видов бытия.
43. Изречение: «Многознание не научает быть мудрым» - принадлежит:
а) Гераклиту;
б) Филону;
в) Солону;
г) Продику;
44. Интерес к природе философского метода возрастает:
а) в 17 веке
б) в середине 19 века
в) в конце 20 века
45. Искусство мышления в его подлинной свободе есть:
а) искусство толкования
б) искусство вопрошания
в) искусство молчания
г) искусство постижения мира
46. Исторический тип мировоззрения - это:
а) система личных убеждений человека той или иной эпохи
б) система принятых общественных норм
в) система устойчивых представлений о человеке и мире
47. Как называется философская позиция, утверждающая, что все в этом мире предопределено:
а) волюнтаризм
б) сциентизм
в) фатализм
г) научная рациональность
48. Какие из черт мифологического сознания характеризуют слитность мифа:
а) символизм
б) прозрачность
в) этиологизм
г) синкретизм
49. Какие особенности не характерны для научного мировоззрения:
а) рациональная обоснованность
б) универсальность
в) неуниверсальность
г) частичность
50. Какое из изначальных свойств всякого подлинного философствования преобразует человека, пробуждает его совесть:
а) духовность
б) рациональность
в) плюрализм
г) свободомыслие
51. Какой закон не относится к законам марксисткой диалектики:
а) закон единства и борьбы противоположностей
б) закон перехода количественных изменений в качественные
в) закон диалектического отрицания
г) закон отрицания отрицания
52. Какой из вопросов является центральным в мировоззрении:
а) вопрос об отношении Бога и человека
б) вопрос об отношении человека к миру во всех его проявлениях
в) вопрос об отношении человека и общества
г) вопрос об отношении человека и природы
д) вопрос о смысле жизни
53. Какой из особенностей не обладают философские вопросы:
а) метафизические характер
б) практический характер
в) мировоззренческий характер
г) неубедительность
д) предельное общение, универсальное содержание
54. Какой из разделов философии изучает историю и историческое время:
а) социальная философия
б) философия истории
в) этика
г) гносеология
55. Какой раздел философский знаний отвечает на вопрос о том, как устроен мир:
а) гносеология
б) онтология
в) аксиология
г) философская антропология
56. Какой тип мифов в качестве основного элемента содержал проблему: происхождения мира:
а) антропогонические мифы
б) эсхатологические мифы
в) космогонические мифы
г) смысло-жизненные мифы
57. Какой тип сознания формируется во второй половине 20 века:
а) потребительское
б) экологическое
в) любительское
г) коллективное
58. Когда появляется естественнонаучная картина мира как результат междисциплинарного синтеза:
а) в период античности
б) средние века
в) в новое время
г) в 20 веке
59. Кто из древнегреческих философов «искал» человека:
а) Диоген
б) Сократ
в) Платон
г) Фалес
60. Кто из перечисленных философов был сторонником религиозного мировоззрения:
а) Платон
б) Декарт
в) Августин
г) Кант
61. Любой миф построен как:
а) повествование
б) песня
в) размышление
г) диалог
62. На вопрос, что значит познать, дает вопрос:
а) социальная философия
б) этика
в) аксиология
г) гносеология
63. Наиболее существенным элементом языка философии называют:
а) категории
б) вопросы
в) термины
г) ответы
64. Нацеленный на объективную истину, философский метод ведет к:
а) лжи
б) недоразумениям
в) парадоксальности
г) научности
д) рациональности
е) запутанности
65. Началом философии, как считал Платон, является:
а) сомнение
б) ирония
в) удивление
г) размышление
66. Общей чертой любой философской рефлексии называют:
а) критику
б) диалог
в) понимание
г) проблематизацию
67. Основная задача категорий:
а) отображение сущности вещей
б) отображение сущности бытия вещи
в) отображение существования вещи
68. Основным принципом религиозного мировоззрения является:
а) принцип доверия
б) принцип любви
в) принцип веры
г) принцип надежды
69. Ощущение гармонического вписанности рода человеческого в мировой порядок Космоса было характерной чертой мировоззрения:
а) В эпоху древних мифов
б) в средние века
в) в новое время
г) не присутствовало никогда
70. Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была:
а) повседневность
б) мифология
в) религия
г) наука
71. Предметом философии является:
а) мир в его целостности
б) философские учения
в) категории и понятия
г) научные открытия
д) мировоззрения