Рабочая программа
Совместной деятельности педагога с детьми
Средней группы (4-5 лет)
По дополнительному образованию
Составлена на основе
Программы «Гражданское воспитание дошкольников»
Под редакцией Н.Г. Комратовой.
Руководитель: Е. А. Носова.
2017-2018 уч. год
«С чего начинается Родина?»
Руководитель кружка: Носова Екатерина Александровна, воспитатель
Первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель разработки
- формирование социально-активной личности;
- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Мониторинг | |
Октябрь | Россия –наша Родина 1. «Земля – наш общий дом» 2. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» 3. Чтение пословиц и поговорок о Родине 4. Рисунки на тему «Родина» | Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну |
Ноябрь | Государственные символы России: герб, флаг, гимн 1. «Государственные символы России» 2. «Москва – главный город нашей Родины» 3. «Россия – Родина моя» 4. «Широка страна моя родная» | Закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. |
Декабрь | Мой город 1. «Малая родина. За что мы любим наш Аткарск» 2. «История Аткарска» 3. «Достопримечательности Аткарска» 4. Викторина «Моя малая Родина» | Закрепить знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности познакомить с понятием «малая родина» |
Январь | Моя семья 1. «Семья и родной дом» 2. «Бабушка и дедушка в семье» 3. «Рисование дома для своей семьи» 4. Дидактическая игра «Как зовут тебя по другому» | Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. |
Февраль | Воинская слава России (праздник) 1. «Защитники земли русской» 2. «Есть такая профессия – Родину защищать» 3. «Изготовление подарков для пап и дедушек» 4. Эстафета «Самый ловкий» | Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии |
Март | Русская матрешка 1. «Русские народные промыслы» 2. «Как живут в деревне? Добрые избы» 3. «Слушание народных песен, закличек, колядок» 4. «Многонациональная Родина» | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить с русской матрешкой; формировать понимание того что в нашей стране живут люди разных национальностей что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей. |
Апрель | Беседа о правах ребенка 1. Право ребенка на имя, отчество и фамилию (значение имени) 2. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» 3. «Право ребёнка на охрану физического здоровья» 4. «Права и обязанности ребёнка» | Закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду. |
Май | День победы 1. «Знаменитые земляки» Рассказ воспитателя о герое своей семьи 2. Показать детям письмо солдата 3. Выставка детских рисунков ко дню Победы 4. Мониторинг | Формировать у детей представление о празднике День Победы; вызвать интерес прошлому России; формировать чувство гордости за свою страну. |
· Продолжительность занятий – 20 минут
· 1 подгруппа - 10человек
· 1 занятие в неделю
Материально-техническое обеспечение:
· Дидактические и наглядные пособия;
· методическая литература;
· Репродукции картин;
· картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
· «Моя семья»;
· художественная литература;
· грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ф.И.ребенка
1.Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название улиц, площадей
2.Герб родного города
3.История народной культуры и традиций. Народные праздники
4.Личностны й компонент Отношение к окружающей среде.
З а б о т а о близких. Проявление дружелюбия. Умение управлять своими чувствами, договориться
Высокий уровень- Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 2- 3 улиц; знает и узнает герб города; называет народные праздники, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень- Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень- Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает герб, отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Используемая литература
1.Алябьева -этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред.. - М.: ТЦ «Сфера»,2005
4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
5.. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
6. Шорыгина о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008