Упрощаем формулировки и задания.




Блок 4-8. Языковые нормы

Задание 5. Лексические нормы. Паронимы

↑ Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте варианты ответов.
2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.
3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов).
4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ.
5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.
6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.
7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима.

Перед нами – пятое задание. Звучит оно так:

В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

И дальше будет список из пяти предложений. В каждом предложении выделено какое-то слово.

Для начала проанализируем задание.

Более простая формулировка звучит так:

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно.

Значит, весь вопрос в том, сочетаются ли выделенные слова с контекстом, в котором они употребляются.

При этом нам нужно не только найти ошибку, но и исправить её. Потому что в графу ответа мы вписываем уже правильное слово.

Итак, в чём суть этого задания?

В нём мы демонстрируем умение различать оттенки лексического значения. Мы демонстрируем своё знание сочетаемости слов. И, наконец, мы должны подобрать верный пароним.

Вспомним, что такое паронимы. Это однокоренные слова, которые при внешнем сходстве имеют разные значения и сочетаются с разными словами.

Например:

Экономный – экономичный – экономический.

Абонент – абонемент

Одеть – надеть.

Паронимы часто различаются суффиксами или приставками.

В чём же трудности этого задания?Дело в том, что паронимы сложились в процессе общения, в процессе развития языка. Мы иногда сами не можем объяснить, почему мы говорим так, а не иначе – просто так повелось. И из-за этого часто решения этого задания зависит от нашей речевой практики, от речевого чутья. Ведь даже чёткой классификации паронимов не существует!

С чего мы начнём выполнение этого задания?

С анализа вариантов, которые нам даны.

Посмотрим на вот такие тренировочные задания.

Здесь каждое слово входит в состав довольно длинного предложения. Но ведь паронимы отличаются сочетаемостью. Почему не выбрать словосочетания с нужными нам словами?

Упрощаем формулировки и задания.

От предложений мы оставляем только словосочетания с нужными нам словами. И приведём их к начальной форме – так будет легче.

Остаётся вопрос – существуют ли такие словосочетания в русском языке, не нарушают ли они лексические нормы?

Рассматриваем словосочетания поодиночке. При этом стараемся задействовать свою эрудицию и языковое чутьё.

Гарантийный срок – такое словосочетание есть. Мы постоянно с ним сталкиваемся, когда приобретаем, например, технику.

Можно ли со вздохом отдать документы? Конечно. Представьте, что поступаете на нелюбимую специальность и отдаёте документы на поступление.

Благотворный взаимообмен энергиями. Значит, кто-то или что-то обменивается энергиями, и это влияет на них благотворно. Это слово нам встречается довольно редко, но можно применить знание морфемики. Благо-творно, то, что творит благо, оказывает хорошее действие. Обмен энергиями вполне может оказать такое действие.

А вот можно ли заплатить потери? Можно заплатить зарплату, заплатить за кофе или за квартиру. Здесь же так и напрашивается слово «оплатить». Мы отметим этот вариант. И всё равно доведём проверку до конца.

Может ли язык быть гармоническим и нежным? Обычно мы слышим другое прилагательное – гармоничный, то есть, благозвучный, стройный. Однако гармонический – это нечто явно основанное на принципах гармонии. И язык таким явно может быть.

Итак, у нас остаётся один вариант, четвёртый – неправильно употребляется слово ЗАПЛАТИТЬ.

Более того, мы уже подобрали вариант, которым его можно заменить – оплатить. Подставим этот вариант в пример в соответствующей форме.

Да и кто оплатит предприятиям и заводам потери от наших опозданий?

Предложение звучит гладко и правильно.

Значит, в графу ответа мы вписываем слово оплатит – в той же форме, в которой мы его вставили в предложение.

Итак, мы можем составить такой алгоритм действий.

· Сначала мы отбрасываем всё лишнее, выделяем из предложений словосочетания с нужными нам словами. При этом ставим их в начальную форму.

· Дальше мы пытаемся понять – могут ли существовать такие словосочетания, не нарушает ли это сочетаемость слов.

· Как только мы находим ошибочное словосочетание, мы пытаемся его исправить, подобрав пароним к выделенному слову.

· Потом мы подставляем пароним в предложение в нужной форме и смотрим, правильно ли звучит предложение.

· Если всё в порядке, значит, мы справились с заданием.

Однако этот метод решения всё-таки требует изрядного языкового чутья. И мы можем составить другой алгоритм, который требует работы с самими паронимами.

Возьмём вот такое тестовое задание из пяти предложений.

И начнём на этот раз с того, что обратим внимания на сами паронимы.

Выделим их. И поставим в начальной форме.

Получилось пять слов.

И теперь нужно ответить на вопрос – к какому типу относятся эти паронимы?

Дело в том, что паронимы бывают трёх типов: корневые, суффиксальные, приставочные.

Корневые паронимы – это слова, которые просто оказались созвучными. Корни у них разные. И значение таких слов совершенно различное. Например – невежа – невежда, жестокий – жёсткий, экскаватор – эскалатор.

Суффиксальные паронимы различаются суффиксами. Чаще всего это существительные и прилагательные. Например: дипломат – дипломант, болотный – болотистый, диктант – диктант.

А приставочные паронимы, конечно, различаются приставками.

Это, как правило, глаголы. Охватить – обхватить, претерпеть – перетерпеть, обрывок – отрывок. И так далее.

Итак, установим, к какому типу относятся наши паронимы.

Благотворительный – суффиксальный пароним.

Дипломатический – тоже.

Артистичный – тоже явно суффиксальный, потому что мы не видим приставки и не помним, чтобы имелось слово с похожим корнем.

А вот поделка – слово с приставкой, и пароним у него будет приставочным.

Так же, как и у глагола надеть.

Зачем мы устанавливали типы паронимии? Потому что так легче подобрать к этим словам паронимы, а этим мы сейчас и займёмся.

Легко можно вспомнить слово, созвучное со словом благотворительный, но с другим суффиксом – благотворный.

Прилагательное дипломатический легко спутать с прилагательным дипломатичный.

А артистичный, наоборот – с артистический.

Поделка созвучно со слово подделка.

А выбор между надеть и одеть – одна из частых ошибок в речи.

Но что же обозначает каждое из этих слов? И какое больше подходит к контексту, в котором мы его видим?

Теперь мы расшифруем значение каждого слова.

Благотворительный – это то, что относится к благотворительности. Благотворительным бывает концерт или фонд. А благотворный – это полезный, оказывающий положительное влияние. Благотворным может быть воздействие, воздух.

И теперь мы можем увидеть, какой из паронимов нам подходит, используя их значение и сочетаемость.

В предложении у нас благотворительная акция. Конечно, это то, что относится к благотворительности – по аналогии с фондом или концертом.

В этом предложении нет ошибки.

Возьмём вторую пару паронимов.

Дипломатический – тот, который относится к дипломатии. Дипломатическим может быть корпус, иммунитет, протокол.

Дипломатичный – это ловкий, умело действующий. Дипломатичным бывает человек, отказ, подход к делу.

Подставим сюда второе предложение. У нас в нём дипломатический иммунитет. То есть, относящийся к дипломатии. Тут тоже всё верно.

Продолжаем работу.

Артистичный – тот, который отличается артистизмом, художественным вкусом. Артистичным может быть художник, у людей бывает артистичная натура, или они могут принимать артистичную позу.

Артистический – тот, который относится к артисту, свойственен для него. Артистическими бывают наклонности, мастерство.

А в предложении у нас артистичный темперамент. Вряд ли темперамент может отличаться художественным вкусом. Зато он может быть свойственен для человека. Значит, тут ошибка, и в предложении должно стоять прилагательное артистический.

Но мы продолжим работу.

Поделка – мелкая работа или изделие. Поделки из дерева, детские поделки.

А подделка – это фальшивое изделие. Бывают подделки денег, подделки антиквариата.

Конечно, дети в предложении ничего не подделывали.

Значит, в этом предложении всё верно.

И последний вариант.

Надеть можно что-то на себя. Куртку, шапку, костюм, очки.

А одеть можно кого-то. Ребёнка, брата, больного и так далее.

Мы помним простой приём для запоминания: надеть одежду и одеть Надежду!

В предложении дед сам надел на себя шубы, значит, всё правильно.

Итак, мы нашли ошибку, она скрывается в предложении номер три. И в графу ответа мы на этот раз впишем слово артистический.

Составим новый алгоритм!

· Сначала мы выделяем из предложений все паронимы – попутно ставим их в начальную форму.

· Потом определяем тип паронима – корневые, суффиксальные, приставочные.

· Подбираем паронимы, пользуясь подсказкой. Для этого вспоминаем созвучные слова.

· Даём толкование каждого паронима и вспоминаем примеры его сочетаемости.

· После этого анализируем – какой из вариантов больше уместен в том контексте, где мы его видим.

· В процессе анализа находим ошибку и подбираем правильный вариант.

Что вызывает сомнения в этом алгоритме? Четвёртый пункт. Не все сходу могут дать толкование каждому парониму.

Есть несколько способов справиться с этой проблемой.

Во-первых, можно просто выучить словарь паронимов. Такие словари предлагаются на многих сайтах, и они даже ориентированы на Единый государственный экзамен по русскому языку. В словаре паронимов не слишком много слов – речь идёт о нескольких десятках сочетаний. Так что при усердных тренировках их можно выучить.

Но учить их нужно именно по парам или тройкам паронимов. И при этом обращать внимания на примеры сочетаемости и то, чем отличается друг от друга очередная пара слов.

Можно и выучить значения некоторых суффиксов и приставок – это поможет определить значение слова, которое перед вами.

Например, если слово имеет суффикс -исческ- – у него будет значение свойственности чему-либо. Идеалистический – свойственный для идеалистов, педантический – свойственный для педантов, экономический – относящийся к экономике, хозяйственный.

А суффикс -ант- обычно обозначает лицо или действие. Дипломант – лицо, которому вручается диплом. Диктант – процесс диктовки.

Если значение суффикса или приставки не помнится – не беда, можно подобрать ряд знакомых слов с таким же аффиксом. И разобраться со значением.

Например, нужно определить значения слов костистый и костяной.

Подбираем слова с такими же суффиксами. Костистый, болотистый, глинистый, водянистый … объединяющий признак всех слов – большое содержание чего-то.

Костистый – тот, в котором много костей. Костистая рыба.

Костяной, глиняный, деревянный, песчаный … Речь идёт о материале, из которого что-то изготовлено.

Костяной – сделанный из кости. Костяная рукоять ножа.

Суффиксы и приставки в любом случае полезно выделить во время работы над паронимами – и понаблюдать за их значениями.

Подсказкой могут оказаться и синонимы. Мы можем подбирать синонимы к каждому из паронимов и таким образом определять, какое значение нам подходит больше.

Например, скрытный – скрытый.

Синоним слова скрытный – замкнутый.

Синоним слова скрытый – тайный.

Остаётся только подставить синоним в контекст, то есть в предложение, чтобы понять, насколько он нам подходит.

Очень важно помнить, что при работе с паронимами мы должны учитывать всё – и их значение, и значение их аффиксов, и возможности их сочетаемости, и стилистическую окраску, и синонимию.

 

↑ Суффиксальные паронимы

Прилагательные
ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН
АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ
ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - ДЕМОКРАТИЧНЫЙ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ
ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ
ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ
РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ - РОМАНТИЧНЫЙ
СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙ
ФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙ
ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙ
ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

Чередования суффиксов (2 и более)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ
ДЕЛЯЧЕСКИЙ - ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ

ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ
УНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ
ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ
ДЛИТЕЛЬНЫЙ - ДЛИННЫЙ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ
ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ - ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ - ПОКУПНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ – ДЕЙСТВУЮЩИЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

АБЕЛЬН - значение пригодности
КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ

Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ
РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО
ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК

СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ
БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ
БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ
ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ
ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ

ЕСК(СК) – Н, НН
ВРАЖЕСКИЙ - ВРАЖДЕБНЫЙ
ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ
ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ
КОНСКИЙ – КОННЫЙ
ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ
СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ

ИСТ
БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ
КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ
ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ

Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН
ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ
НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ
ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ
ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ
УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ
НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ
ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ
ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ

ЧН – ОВ, Н,
ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ
ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ
ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ
ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ

ОСТ – Н
ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ
ЦЕЛОСТНЫЙ - ЦЕЛЬНЫЙ - ЦЕЛЫЙ

Образовано при помощи суффиксов ОТ+Н
ВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ
ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ

ЯН
КОСТЯНОЙ - КОСТНЫЙ
ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ


Отглагольные прилагательные и причастия

МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ
КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ
ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ
СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ
ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ
ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ

Л
БЫЛОЙ – БЫВШИЙ
ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Паронимы-существительные

АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ.
НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА

Суффикс АНТ
ДИКТАНТ - ДИКТАТ
ДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТ

Существительные на ОСТЬ
Суффикс ОСТЬ образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
НАЛИЧНОСТЬ - НАЛИЧИЕ
ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА
ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ
ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ - СОПРОТИВЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ

 

↑ Значения суффиксов ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ


Суффикс ИЧЕСК
при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия
◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический

Суффикс -ЕСК-
в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом
◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий
В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

Суффикс -ТЕЛЬН - образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать (желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия (плавательный, летательный);

Суффикс -СК- обозначает принадлежность.

Суффикс -ИСТ- образует прилагательные со значением:
1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)

Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).

Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

Суффикс -ЕВ-
1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);
2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

Суффикс -Н- (-ШН) образует прилагательные со значением:
1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)

Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:
лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);
лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);
лицо - объект действия (арестант);
лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);
лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);
лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);
лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).
Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант

 

↑ Корневые паронимы


СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ
ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ
КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

 

↑ Приставочные паронимы


ВДОХ – ВЗДОХ
ВЫБИРАЯ - ИЗБИРАЯ
ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕ
ВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ;
ЗАПОЛНЕН - НАПОЛНЕН – ПЕРЕПОЛНЕН
ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ
ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ
НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
НАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ
ОБРЫВОК – ОТРЫВОК
ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ
ОГРАНИЧИТЬ - ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ
ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ)
ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) - РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ)
ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ
ОКЛИК – ОТКЛИК
ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ
ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ


↑ Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С

Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:
Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
в) произведение действия до нужного предела (обыскать);
г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

 

Приставка ЗА- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
д) направленность внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
а) раздробление, разделение на части (разорвать);
б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка ПЕРЕ - употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)

Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).

Приставка НА- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
б) направленность внутрь (налить);
в) действие в большом количестве (наварить);
г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
д) доведение действия до нужного предела (написать).
3. Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка ДО- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
б) совершения недостающего действия (доплатить);
в) совершения действия дополнительно (догрузить)

Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить);
б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
г) начало действия (воссиять, возликовать).

Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
г) доведение действия до излишнего предела (износить);
д) доведение действия до естественного предела (измучить);
е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных и обозначает:
а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
а) движение сверху вниз (сбросить);
б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: