Методическая разработка
Классного часа в 5-6 классе
По теме: «Как сказать «нет» и не потерять друзей»
Целевая группа: учащиеся 5-6 класса.
Цель: показать, как можно сопротивляться давлению сверстников путём неагрессивного настаивания на своём; формировать стойкое неприязненное отношение к любым проявлениям деструктивного поведения, к вредным привычкам; побуждать подростков к развитию своих способностей, к самореализации.
Задачи:
ü развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;
ü формировать представление о силе группового давления на личность;
ü расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
План:
1. Вступительная часть.
2. Упражнение «Активатор».
3. Беседа с элементами тренинга.
4. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».
5. Упражнение-тренинг «Сумей отказаться».
6. Заключительная часть.
Оборудование:
- бумага А4, ручки
- мяч, карточки с описанием ситуаций, силуэт мальчика (из бумаги) на классной доске, силуэты ладоней рук (из бумаги), «Чаша откровения», карточки для проведения рефлексии.
Организация работы:
Классный час рассчитан на 40 минут (один урок). Для работы необходимо создать общее пространство, а для работы в группах (группы по 2-3 человек) подготовить столы и вокруг них стулья.
Технология проведения классного часа:
Очень важно создать доброжелательную атмосферу на классном часе и вовлечь учащихся в активное взаимодействие: обсуждение в группах, высказывание своего мнения и учёт мнения других. Все высказывания и мнения ребят принимаются без критики, классный руководитель благодарит всех (например: «Спасибо, Маша, твоё мнение очень важно для нашего обсуждения» или «Спасибо, Иван, твоё высказывание заставляет нас ещё раз задуматься об этом»). Реализации интерактивной технологии способствуют соответствующие организация пространства в помещении и личностно-ориентированный стиль ведения классного часа.
|
Планируемые результаты:
В результате расширится представление подростков о способах противостояния групповому давлению.
Ход классного часа
Вступительная часть классного часа
Притча о бабочке
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках”.
Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».
- Как вы это понимаете?
Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
|
Упражнение «Активатор»
- Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.
- Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.
Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).
- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.
Анализ. Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).
Можно сделать вывод: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:
- кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;
- другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.
В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления:
(после каждого вида дети должны привести пример)
а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание;
- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
- Приведите примеры таких ситуаций.
- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?