Многие считают религию средством, предназначенным для освящения только этой повседневной, земной жизни. Люди хотят, чтобы Бог помогал им в их нуждах (исцелении от болезней, сборе хорошего урожая, избавлении от врагов и т.д.). С другой стороны, у человека есть потребность в том, чтобы его жизнь в ее главнейших моментах (рождение, брак, смерть) приобретала высший смысл и соотносилась с вечностью.
Но исчерпывается ли этим значение религии для человека и ее роль в человеческой жизни?
Человек ставит перед собой множество целей, достижение которых приводит к улучшению условий существования, прогрессу, духовному и материальному развитию. Цель же религии иная.
ЦЕЛЬ РЕЛИГИИ
Религия ставит своей главной целью спасение человека. Термин «спасение» с отрицательной стороны понимается как избавление от плохого состояния, в котором находится человек. Со стороны положительной, спасение означает достижение того блаженного состояния, к которому стремятся верующие. Во многих религиях содержится стремление к благу в нынешней жизни, счастью, миру, безопасности. Вместе с тем для них очень важно и будущее благо, которое ожидается в ином мире.
ЧТО ТАКОЕ СПАСЕНИЕ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ
Спасение, с точки зрения Церкви, — это воссоздание целостности человека, избавление от греха и смерти, обретение своей жизни во Христе. В спасении человек вновь находит утраченное из-за своего'эгоизма единство с Богом, с людьми, с миром, с самим
собой. Все это осуществляется верой во Христа и жизнью в Церкви, иными словами, — всей полнотой общения человека с Богом. В этом общении Бог дарует человеку Свою жизнь, и человек живет жизнью в Боге.
Приложение к уроку № 3
|
В длинной, смутной истории религии много было явлено истин о Боге, истин, в полноте своей раскрывшихся и вечно раскрывающихся во Христе. Словно всегда, с самого начала, звучала в мире, хотя и заглушаемая, и «сбиваемая с тона», Божественная музыка, полноту которой дано услышать человеку с появлением в мире Иисуса Христа.
Однако, в глубочайшем смысле, христианство означает конец религии. В Евангельском рассказе о встрече с Самарянкой у колодца Иакова Христос не оставляет по этому поводу никаких сомнений. «Господи! — говорит Ему женщина, — вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанн, 4:19 — 23). Самарянка задала вопрос о культе, то есть о религии, а Иисус, отвечая ей, коренным образом изменил сам вопрос...
Ибо во Христе был явлен конец религии, потому что Он Сам был ответом на всякую религию и исполнением ее, утолением всей человеческой жажды Бога, потому что в Нем жизнь, утраченная человеком, была возвращена ему [человеку].
Протоиерей Александр Шмеман. За жизнь мира. Гл. 1,§4
ВОПРОСЫ