Занятие № 11
Задание №1
Зарисуйте схему строения кожи. Расположите рецепторы в соответствующих слоях. Подпишите, на что реагирует каждый рецептор (прикосновение, давление, вибрация, боль, холод).
Задание №2
Исследование соматической сенсорной системы
Вид чувствительности | Методика определения | Вывод |
Тактильная | Прикосновение салфеткой, бумагой, ниткой, волоском | |
Температурная | Прикосновение предметами с разной температурой | |
Болевая | Уколы в различных областях тела | |
Чувство пассивных движений | Определение движений в различных суставах, которые проводит исследователь | |
Пространственная | Двойное прикосновение ножками циркуля (два карандаша) на различных участках тела, при этом определяют минимальное расстояние, при котором ощущаются раздельные прикосновения (в мм) | Спина – Бедро – Предплечье – Кончики пальцев – |
Стереогноз | Определение предметов на ощупь | Определил предметы: |
Задание №3
Исследование слуховой сенсорной системы.
Слух считается нормальным при восприятии шёпотной речи на расстоянии 6-7м.Для исследования используются слова: на расстоянии 5м – содержащие гласные у, о, согласные - м, н, в, р, например: ворон, двор, море, номер; на расстоянии 20м – содержащие согласные шипящие и свистящие звуки, а из гласных - а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть. Исследование производится для каждого уха отдельно: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противоположное ухо заглушается пальцем.
Если исследующий становится спиной к исследуемому и произносит слова в противоположном направлении, то это увеличивает расстояние вдвое.
Вывод: указать максимальное расстояние, на котором еще различается шепотная речь, сравнить с нормой.
|
Задание №4
Запишите в тетради динамическую схему проведения импульса от слуховых рецепторов:
Ушная раковина → … → … → … → … → … → … → … → Корковый центр(расположен …)
Задание №5
Исследование вестибулярной сенсорной системы
Проба | Методика | Вывод |
Пальценосовая | Испытуемый с закрытыми глазами должен дотронуть ся до кончика носа | |
Устойчивость в позе Ромберга | Испытуемый становится с закрытыми глазами в позу Ромберга – пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вперед | |
Устойчивость в позе «аиста» | Испытуемый стоит на одной ноге, вторая поднята (бедро согнуто параллель но полу) | в секундах |
Тест Яроцкого | Исходное положение – стоя с закрытыми глазами, испытуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время до потери равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов - 90 с и более. | в секундах |
Задание №6
Исследование зрительной сенсорной системы
1. Определение остроты зрения по таблице Д.А.Сивцева на расстоянии 5 м, для каждого глаза отдельно.
Вывод:
VD - VS - |
2. Зрачковые рефлексы – определение прямой и содружественной реакции зрачков на свет.
Задание №7
Зарисуйте в тетради схему строения глазного яблока. Подпишите структурные элементы.
Задание №8
Запишите в тетради динамическую схему проведения импульса от фоторецепторов сетчатки глаза:
Сетчатка → … → … → … → … → … → Корковый центр (расположен …)