ПРЕДАНИЕ - ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ




То, как и в чем передается эта жизнь, называется Преданием. В Предании Церкви христиане подразумевают то, что им передано, то, что они получили от своих предшественников, которые, в свою очередь, получили это от Самого Христа и апостолов. Это Предание есть не что иное, как жизнь во Христе.

Церковное Предание можно сравнить с человеческой культурой, которая передается через воспитание и жизнь в обществе. Человек, полностью лишенный влияния этой культуры (например, дети, выращенные животными), не является полноценным человеком. Так и тот, кто узнает о Христе понаслышке или только из книг (будь это даже Библия), а не узнает Христа, живя в Церкви, не может быть христианином.

КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ПРЕДАНИЕ

Подобно тому, как культура передает новорожденному существу особый, отличающийся от животного, образ бытия — быть человеком, — так и церковное Предание осуществляет переход людей к христианскому, отличающемуся от обычного, человеческого, образу бытия — быть богом по благодати.

Очень трудно перечислить все те элементы культуры, которые передаются младенцу родителями и обществом, для того чтобы он стал полноценным человеком. Так и в Предании Церкви не-

легко определить все то, из чего оно состоит.

Одним из главных средств передачи культуры является язык. Поэтому так важно научить ребенка говорить и воспринимать речь, чтобы он мог полноценно общаться с людьми. Вообще, человек становится человеком только благодаря своему общению с другими. Так и Предание Церкви живет в общении, в котором главное — это общение людей с Богом. Такое общение происходит, как правило, в молитве. Поэтому передать опыт правильной молитвы — одна из главных задач Предания.

ПРЕДАНИЕ ПИСЬМЕННОЕ И УСТНОЕ

В культуре можно различить то, что существует в письменном (летописи, научная и художественная литература, законы и т.д.) и неписьменном виде (нормы поведения, одежда, традиции, искусство и т.д.). Так и в Предании Церкви есть то, что записано, и то, что не записано.

К письменному Преданию относится, прежде всего, Библия — Священное Писание. Письменное Предание составляют


также: Символ веры, решения Вселенских и поместных соборов, тексты, по которым мы молимся дома и в Церкви, писания Святых Отцов и др. К незаписанному Преданию принадлежат церковные установления и традиции, формы богослужения и христианской жизни, церковное искусство: музыка песнопений, иконопись, храмовая архитектура и т.д.

Самое же главное, что передается в Предании и что не может быть записано, — это благодать и благодатная жизнь с Богом и в Боге.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

Подлинным Преданием является только то, что родилось в общении Бога с людьми. Все плоды такого общения благодатны, вдохновлены Святым Духом. Поэтому писания святых отцов, богослужение, иконы и вообще все подлинное Предание можно назвать благодатным опытом и выражением самосознания Церкви.

Если человек что-нибудь сам придумывает о Боге и начинает в это верить, и если в это же начинает верить какая-нибудь община христиан, тогда возникает опасность отрыва от Предания и отпадения от Церкви. Такие человеческие безблагодатные измышления называются ересью. Апостол Павел пишет: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галатам, 1:8).

ПРЕДАНИЕ - ОДНО

Отсюда становится понятным, что Предание на протяжении всех веков остается одним и тем же. Оно в своей сущности не изменяется, не развивается, не возрастает и не уменьшается. Так происходит потому, что тем же самым остается Бог. Внешнее богатство и разнообразие Предания: множество святоотеческих писаний, изменения в искусстве и традициях Церкви на протяжении истории и в зависимости от национальных особенностей, — все это говорит о том, что содержание Предания (общение человека с Богом) может выражаться в различных формах. Всякий раз Церковь раскрывает свою жизнь на языке своего времени и своего народа.

Церковь верит, что даже если вдруг исчезнут Библия и все книги христиан, непоправимой катастрофы для Церкви не произойдет, потому что Церковь Духом Святым, живущим в ней, сможет вновь написать все, что ей понадобится. И это будет то же самое, только выраженное другими словами.


ПРЕДАНИЕ И ЦЕРКОВЬ

В Символе веры о Церкви говорится так: «Верую в одну святую соборную (то есть всеобщую) и апостольскую Церковь».

Церковь одна, потому что один Христос и потому что во всей

Церкви одно Причастие. Не участвующие в едином Причащении (Евхаристии) христианские общины находятся вне Церкви.

Церковь свята, потому что она — святое Тело Христово.

Церковь соборна, всеобщая, потому что в каждой христианской общине есть Церковь во всей своей полноте, ибо в ней присутствует Бог, Которого не может быть больше или меньше.

Церковь апостольская, потому что в ней сохраняется апостольское преемство — непрерывная на всем протяжении истории передача благодати священства через рукоположение*.

Можно увидеть, что все эти особенности Церкви относятся и к Преданию. Предание — одно, потому что его содержание всегда одно и то же и неизменно. Оно свято, потому что благодатно и непогрешимо. Оно всеобще, потому что каждому человеку в нем открывается вся полнота Божественной жизни и истины. Предание апостольское, потому что оно было и остается тем, что восприняли от Христа и передали нам апостолы.

Приложение к уроку № 18

Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя бы несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обы-

чаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, напомню сначала о самом общем: кто возложивших упования на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при указа-

* Все таинства в Церкви совершаются священниками; в таинствах человеку дается благодать; эту благодать священники получили через возложение на них рук (рукоположение) епископом, который, в свою очередь, получил ее в рукоположении от других епископов, а те, в конечном счете, от самих апостолов. Апостолы получили благодать священства от Самого Господа Иисуса Христа, что передано в Евангелии от Иоанна (20:21-23).


нии на Хлеб Евхаристии и Чашу благословения? Ибо мы не

довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу для совершения Таинства, приняв их из неизложенного в Писании учения. Благославляем же и воду крещения и елей помазания, и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию? Что еще? Самому домазыванию елеем научило ли какое писанное слово? Откуда троекратное погружение крещаемого человека? Из какого писания взято и прочее, относящееся к крещению, — отрекаться от сатаны и ангелов его? Не из этого ли необнародованного и сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием? На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять на показ письменно?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: