Изучение состояния вопроса в научной литературе




Основные требования к курсовой работе

Выбор темы

Тема курсовой работы может быть выбрана из представленной тематики или предложена студентом самостоятельно. Выполнение курсовой работы является одним из существенных этапов подготовки специалиста, поэтому целесообразно выби­рать тему курсовой работы с учетом возможности ее дальней­шей разработки и использования в выпускной квалификационной работе.

При выборе темы следует руководствоваться:

• личным интересом к ней, осознанием ее актуальности, важности;

• возможностью практического и теоретического роста студентов по определенным вопросам бухгалтерского учета повышения компетентности и профессионализма в ходе подготовки работы;

• пониманием возможностей использования конкретных методов и приемов исследования при выполнении работы;

• возможностью применения полученных знаний на практике в настоящей и будущей деятельности.

При выборе темы курсовой работы и оценке ее значимости очень важно понимание студентом и научным руководителем возможностей внедрения каких-либо элементов работы или ее результатов в практику работы. Для понимания темы полезно сначала познакомиться с соответствующими главами учебников и учебных пособий из основного списка литературы, а затем перейти к изучению рекомендованной дополнительной литературы, а также к самостоятельному поиску источников: статей из журналов и других периодических изданий, сети Интернет.

Целью обращения к данной литературе является изучение (т. е. накопление) научной информации по теме. Студент также может предложить свою тему курсовой работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки. Рационально темы курсовых работ, выполняемых студентами за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они вместе с выпускной квалификационной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ.

Желательно публичное проведение процедуры защиты курсовой работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументированно отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

 

Изучение состояния вопроса в научной литературе

 

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Некоторые правила работы с литературой:

• не отвергать работы только потому, что их заглавия не полностью соответствуют изучаемой теме;

• внимательно просматривать все подбираемые источники;

• раскрывать для себя все незнакомые термины;

• записывать возникающие вопросы;

• заканчивая чтение любой работы, поставить себе контрольные вопросы типа: а) какую главную мысль проводит автор? б) каковы его аргументы? в) какие положения он стремится обосновать? г) как можно возразить автору? д) что отсюда вытекает? е) как согласуется данная работа с другими источниками? ж) какие теоретические и прикладные вопросы особенно значимы для моего исследования?

Изучение литературы не может быть сведено к механическому восприятию информации, а представляет собой целеустремленный активный процесс ее творческого освоения. Стоит помнить, что изучение нескольких источников, демонстрирующих возможность разноречивой и разноаспектной трактовки темы, столкновение с исключающими друг друга суждениями будут стимулировать выработку собственной точки зрения. При чтении нескольких публикаций разных авторов стоит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в доказательстве их. Если студент работает над научной публикацией экспериментального характера, то следует обратить внимание на формулирование задач и использованную исследователем методику. В ходе чтения у студента должно сложиться представление о курсовой работе в целом, кроме того, он должен подойти к постановке конкретных задач. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу рассматриваемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы.

Курсовая работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой будут четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования. При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения.

Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком, т. е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи – точности и однозначности, терминологии и стиля. В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения «я» и «мы». Например, вместо фразы «я предполагаю...» можно сказать «предполагается, что...» и т. д.

 

1.3. Структура курсовой работы

 

Курсовой проект (работа) состоит из:

- титульного листа

- задания

- лист рейтинга

- реферата,

- введения,

- основной части, состоящей из двух – трех разделов, включающих подразделы (общее количество – не более 3-4),

- заключения,

- списка использованной ли­тературы,

- лист самоконтроля

- и в необходимых случаях имеет приложения.

Общий объем курсовой работы — 35-40 страниц машинописного (компьютерного) текста без учета приложений.

Во введении на 2-3 страницах обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается структура работы, определяются ее основные эта­пы, информационная база, объект и методика исследования. Цель должна быть четко сформулирована и ясна студенту. Она может быть детализирована путем выделения частных задач. Задачи обычно касаются четырех аспектов курсовой работы:

· Анализа теоретических положений, лежащих в основе работы.

· Определения методик и процедуры исследования.

· Анализа полученных результатов.

· Формулирования выводов и (или) рекомендаций.

Конкретная структура и содержание основной части определяется студентом совместно с руководителем.

Как правило, первый раздел посвящен теоретическим аспектам рассматриваемого вопроса. В нем необходимо проследить развитие избранной проблемы, особое вни­мание при этом уделяя специальной литературе. В этом разделе необходимо отразить современное понимание рассматриваемого вопроса, при этом характер изложения не должен быть сугубо описательным. Следует обратить внимание на расхождения в трактовках вопро­са, даваемых разными авторами, и на основе критического об­зора имеющихся точек зрения обосновать и изложить собствен­ную позицию по данному вопросу. Не следует воспроизводить в работе литературные источники без оформления сносок на ци­таты и цифровые данные.

В зависимости от тематической направленности второй раздел может быть посвящен анализу состояния исследуемого вопроса в российской и зарубежной практике и методологическим основам его решения. Он содер­жит исследование проблемы и основывается на достоверной и полной информации об исследуемом предмете или объекте, содержащейся в статистической отчетности, данных оперативного и бухгал­терского учета и других рабочих документах фирмы, на базе которой осуществляется анализ. В этом разделе следует обозна­чить рамки анализа, выявить тенденции в развитии изучае­мых процессов, недостатки и отклонения от требований, предъяв­ляемых на современном этапе к деятельности коммерческих фирм. Задача анализа не сводится только к выявлению недо­статков, необходимо отражение и положительных сторон, что позволит представить рассматриваемые явления во всем их многообразии и всеобщей связи. Применение всех современных способов и приемов анализа позволит провести правильное, грамотное изучение темы кур­совой работы и сделать логически обоснованные выводы, дать предложения и практические рекомендации.

Обычно во втором разделе рассматривается практическое исследование на примере конкретного предприятия, с предоставлением всех необходимых документов. В курсовой работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, статистические, математические, диагностические и т. п. методы конкретной науки.

В курсовой работе по дисциплине «Бухгалтерский учет» в практической части необходимо представить организационно-экономическую сущность предприятия, организацию учетного процесса по той или иной теме, а так же рекомендации по совершенствованию учета.

В проектном разделе (такой раздел желателен) намечаются основные направления и перспективы решения проблемы. Целесообразность внедрения того или иного предложения наряду с аргументированным изложением его сущ­ности должна быть подкреплена технико-экономическим обо­снованием, с расчетом экономического эффекта от его внедрения (если подобный расчет возможен).

В заключении на 2—3 страницах кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в ходе анализа проб­лемы, и предложения, направленные на совершенствование су­ществующей практики, а также дается оценка степени выпол­нения поставленной задачи.

Список литературы включает источники и литературу, кото­рыми пользовался автор при написании курсовой работы. В при­ложениях помещаются материалы, использование которых в тексте работы неудобно из-за того, что они занимают большой объем (схемы, таблицы, алгоритмы, компьютерные программы реше­ния задач и пр.), а также вспомогательные материалы и промежуточные расчеты. Таблицы, данные которых являются основ­ным материалом для раскрытия темы курсовой работы, поме­щаются в тексте в соответствии с логикой изложения и должны быть тщательно проанализированы в основной части работы.

Курсовая ра­бота должна выполняться по следующей основной схеме.

1 Сбор материалов, необходимых для выполнения курсовой ра­боты, посредством использования литературных источников (учеб­ников, учебных пособий, монографий, статей), нормативных актов, директивных документов и документации предприятий и организаций по рассматриваемой в работе проблематике. На этом этапе отбирается необходимая информация для включения в текст пояснительной записки курсовой работы и для представления в виде графических материалов.

2 Систематизация и обработка отобранного материала по каждому из разрабатываемых, в аналитическом разделе курсовой работы, вопросов или проблеме. На этом этапе выстраивается логи­ческая схема аналитической части курсовой работы с составле­нием соответствующих таблиц и графиков. На базе систематиза­ции собранного материала формируются основные направления анализа. Одновременно выясняется необходимость сбора допол­нительной информации по отдельному вопросу или вопросам.

3 Сбор дополнительной информации и разработка аналитичес­кой части курсовой работы. На этом этапе выявляются негатив­ные моменты и недостатки функционирования объекта исследования на основе анализа тенденций развития организацион­ной, плановой и управленческой сторон деятельности организации.

4 Разработка и обоснование предложений по основным направ­лениям решения проблем. Здесь же ориентировочно оценивается экономическая эффективность предложений с позиции снижения затрат или роста дохода в том звене или звеньях системы управления, которые рассматрива­ются в курсовой работе. На основе разработанных предложений и рекомендаций формулируются соответствующие выводы.

5 Оформление курсовой работы — пояснительной записки и графических материалов. На этом этапе возможно определенное уточнение аналитического раздела работы, а также разработанных предложений, рекомендаций и проектных решений. Здесь осу­ществляется литературная обработка текста курсовой работы, со­ставляется окончательный список литературных источников, ис­пользуемых при выполнении работы, оформляется графический материал (схемы, таблицы, диаграммы, графики и рисунки).

1.4 Рейтинг работы и лист самоконтроля

 

Перед сдачей курсовой работы на кафедру студент должен проверить правильность оформления работы по критериям, представленным в листе самоконтроля, который распечатывается и вкладывается в работу.

Курсовая работа оценивается преподавателем на основе критериев, представленных в листе «Рейтинг работы», который распечатывается и вкладывается в работу.

 

1.5. Защита курсового проекта (работы)

 

Студенты дневной и заочной форм обучения представляют курсовые проекты (работы) на кафедру в установленный срок (не позднее, чем за две недели до окончания текущего семестра). По итогам проверки курсовой работы научный руководитель пишет на нее краткий отзыв, заполняя лист «Рейтинг работы». Положительный отзыв дает право на защиту курсовой работы. Суть защиты курсовой работы в основном сводится к обоснованию предложений, сформулиро­ванных студентом по рассматриваемой проблеме. Во время защи­ты студент должен ответить и на все замечания, сделанные ру­ководителем, как в отзыве, так и в тексте курсовой работы. Пос­ле защиты выставляется одна из оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Позднее представ­ление курсовой работы влечет за собой задержку ее рассмотре­ния и соответственно нарушение графика изучения дисциплин

 

Литература

 

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно- законодательные документы по бухгалтерскому учету, учебники и учебные пособия (список литературы, выдается преподавателем во время аудиторных занятий).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: