Экономика.
(преподаватель Герасимова Наталья Олеговна) найти можно в 104 каб.
Пар, по итогам будет тест на компьютере (экзамен). И еще по ней будут ГОСы.
Лекция №1
Понятие «Предприятие»
Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы, оказывающий услуги с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Как юридическое лицо предприятие обладает чертами:
1) Наличие самостоятельного баланса или сметы
2) Право быть истцом и ответчиком в суде
3) Право владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом, отвечать и по своим обязательствам.
4) Наличие расчётного чёта и иных счетов в банке.
Задачи предприятия:
1) Выпуск конкурентоспособной продукции, способной удовлетворять потребности потребителей, с учётом мощности предприятия
2) Эффективно использовать имеющиеся материальные и трудовые ресурсы, повышать их загруженность
3) Установление цены в соответствии с потребностями рынка, с ориентированием на платёжеспособность потребителей
4) Обеспечение персонала предприятия зарплатой, нормальными условиями труда и профессионального роста.
В структуре предприятия выделяют:
1) Внутренняя среда – люди, средства производства (средства труда, предметы труда), информация, финансовые ресурсы; взаимосвязь элементов, выпуск продукции.
2) Внешняя среда – потребители, поставщики производственных компонентов, партнёры, конкуренты, государство; результат взаимодействия – оценка эффективности деятельности.
Виды предприятий:
По характеру потребляемого сырья:
1) Предприятия добывающей промышленности
2) Предприятия обрабатывающей промышленности
|
По назначению готовой продукции:
1) Предприятия, производящие средства производства
2) Предприятия, производящие предметы потребления
По признаку размеров:
Тип предприятия | Розничная торговля | Оптовая торговля и общественное питание | Промышленность |
Малые | До 25 человек | До 50 человек | До 100 человек |
Средине | 25 – 50 человек | 50 – 100 человек | Свыше 100 человек |
Крупные | Свыше 50 человек | Свыше 100 человек | Свыше 500 человек |
По организационно-правовым формам:
1) Организационно-правовые формы устанавливаются ГКРФ и делятся на:
а) коммерческие (основная цель – повышение прибыли), к ним относят: хозяйственные товарищества, включают
- полные товарищества
- товарищества на вере
хозяйственные общества, включают
- ООО
- ОДО
- АО
производственные кооперативы
государственные унитарные предприятия
б) некоммерческие (основная цель – безубыточность работы и удовлетворение общественных потребностей), к ним относят:
автономные некоммерческие организации (АНО)
общественные и религиозные организации
добровольные объединения предприятий (ассоциации, союзы)
потребительские кооперативы (рассчитывают на расходы)
Товарооборот предприятия индустрии питания
Товарооборот – это объём продажи продукции, товаров потребителям в обмен на их денежные доходы.
Различают два вида товарооборота:
1) Розничный товарооборот – продажи потребителям товаров с целью их конечного потребления
2) Оптовый товарооборот – продажи товаров крупными партиями с целью дальнейшей перепродажи или производственного использования.
|
Общественное питание выполняет 3 основные функции:
1) Производство собственной продукции
2) Реализация собственной продукции и покупных товаров (торговые сети)
3) Организация потребления
Товарооборот характеризует объём реализации товаров разным потребителям.
Розничный и оптовый товарооборот образуют валовый товарооборот в предприятиях индустрии питания.
Товарооборот предприятий индустрии питания может подразделяться
К продукции собственного производства относится:
1) Обеденная продукция (учитывается в блюдах и включает в себя первое, второе, третье блюда). К обеденной продукции относятся холодные, горячие закуски отпускаемые порциями, кулинарные изделия, реализуемые поштучно или на вес.
2) К прочей продукции собственного производства относят: бутерброды, изделия запечённые в тесте, горячие и холодные напитки собственного производства, полуфабрикаты, изготовленные для продажи населению и др.
Товарооборот покупных товаров – определяет товары, поступающие в готовом виде с предприятий пищевой промышленности или торговых предприятий.
Размер товарооборота определяется взаимосвязью его показателей, которые находятся в балансовой увязке.
Он+П = Р+Ок+Впр, где
Он, Ок – остатки запасов на начало и конец периода
П – объём поступления (товарообеспечение)
Р – объём реализации товара (товарооборот)
Впр – прочее выбытие (усушка, утряска)
Эта формула уравновешивает источники (расходы) и потребности.
Для определения оптимального объёма товарооборота используют показатели производственной программы.
|
Производственная программа – план производства продукции на определённый период времени исходя из имеющихся ресурсов.
В производственной программе предприятия индустрии питания выделяют два основных показателя:
1) Производственная мощность – максимально возможный выпуск блюд в определённый период времени при условии возможно полного использования оборудования.
Мс – мощность суточная
В – время работы кухни (в минутах)
П – время простоев
Vк – объём котлов (в литрах)
tц- время варки одного цикла
V1блюда – объём одного блюда (в литрах)
Кз – коэффициент заполнения котлов
Эффективность использования производственной мощности определяется с помощью коэффициента
2) Пропускная способность зала – максимально возможное количество потребителей, обслуживаемое в единицу времени
Чм – число мест в зале
В – время работы зала
Кз – коэффициент заполнения зала
-среднее время обслуживания одного посетителя
Имущество предприятия.
Имущественный комплекс предприятия включает:
1) Средства труда – основные фонды (ОФ)
2) Предметы труда – оборотные фонды (ОбФ)
Основные фонды – средства, которые участвуют в производстве многократно и переносят свою стоимость на готовый продукт по частям через начисление амортизации.
Виды основных фондов:
1) По составу: здания, сооружения (временная или капитальная постройка), передаточное устройство (вода, электричество, тепло, канализации), машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.
2) По участию в производственном процессе: а) активные (участвуют непосредственно в производстве продукции) – машины, оборудование, инвентарь; б) пассивные (обеспечивают условия для производства) – здания и т.д.
Основные фонды в денежной оценке – это основные средства.
В стоимостной оценке могут учитываться:
1) По первоначальной стоимости (стоимости покупки (строительства, транспортировки, монтажа))
2) По восстановительной стоимости (стоимости воспроизводства основных фондов в условиях текущего периода; она определяется исходя из первоначальной стоимости, условий научно-технического прогресса и методов инфляций) – образуется за счёт переоценки основных фондов методом их индексации. Индексация – либо увеличение, либо уменьшение основных фондов.
3) По остаточной стоимости – то есть стоимости, которая определяется разницей между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой износа. Износ основных фондов – это потеря технических, эксплуатационных, потребительских основных фондов.
Выделяют два вида износа основных фондов:
1) Физический – потеря технических и технологических свойств основных фондов в результате снашивания, ветхости.
2) Моральный – потеря потребительских свойств основных фондов в результате появления новых, более производительных основных фондов.
Денежное выражение износа выражается в амортизации. В экономике различают два показателя амортизации:
Норма амортизации
, где
Л – ликвидационная стоимость основных фондов
Тэкспл – срок эксплуатации основных фондов
Намортизации рассчитывается в процентах!!!
2) Сумма амортизации