РАСКОЛ В ИСЛАМЕ. СУННИТЫ И ШИИТЫ




Ислам очень рано раскололся на две большие ветви. Суннитский ислам остался верным основным положениям Корана. Сунниты утверждали, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Противоположное стали отстаивать шииты, последователи четвертого халифа Али, который был зятем Магомета. Шииты возражали против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей — имамов. Постепенно в шиизме сформировалось представление об имамах как носителях «божественной субстанции». В течение времени в среде шиитов возникли и некоторые другие новые учения, например, исмаилизм, фактически являющийся самостоятельной религией. Суннитами стали главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).


МИСТИЦИЗМ В ИСЛАМЕ

Одной из характерных черт, главным образом, шиитского ислама является то, что в нем развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому способствовало то, что в районах Средней Азии (некогда областях Византийской империи) жило много христиан-монахов, среди которых были распространены неоплатонические идеи и сохранялись с античных времен тайные религиозные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, подчинения старейшинам и применения практики «зикр». «Зикр» является детально разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Принимая специальные позы, регулируя свое дыхание и соответстувующим образом концентрируя сознание, молящийся должен был устранить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.

Мистики в исламе называются суфиями или дервишами

(нищими), а их учение — суфизмом. На протяжении IX — XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах коллективный «зикр» включал в себя и такой вид экстаза, который достигался участием в своеобразном танце. Последователи известного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались крутящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они принимали за соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе.

ЧЕЛОВЕК В ИСЛАМЕ

Ислам развил систему ценностей, которую призван принять каждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то, что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представляют собой несомненные истины. Для ислама большее значение имеет внешнее поведение человека, чем его чувства и душевные переживания. Можно сказать, что ислам является, по преимуществу, религией общественной, а не внутренней жизни человека. Приводим некоторые принципы, свойственные исламу:

• привилегированное положение мужчины по сравнению сженщиной; женщина считается низшим существом, и поэтому часто не участвует в общественной жизни. «Мужья стоят над женами», — говорит Коран (4:38 (34)). Брак носит чисто юридический характер, и его расторжение находит-

ся в руках мужчины;


• уважение жизни, чести и собственности единоверных;

• оправдание священной войны (джихада) с целью распро-странения веры и для наказания злых правителей;

• признание института рабства, которое в новейшее времябыло отменено только под давлением международных организаций (например, в Саудовской Аравии в 1962 году).

Гарантом исполнения принципов Корана является религиозный и нравственный закон — шариат, который официально действует до сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.

ИСЛАМ СЕГОДНЯ

По численности ислам является второй после христианства мировой религией*. В мире насчитывается около 1 млрд. мусульман. В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является государственной религией.

Распространение западного образа жизни по всему миру натолкнулось на силу религиозной и культурной традиции мусульманского общества. Современные взгляды Запада на религию, семью и общество не согласуются с установлениями ислама. В связи с этим активные последователи мусульманской традиции для ее защиты встали на позиции фундаментализма — строгого и безусловного проведения принципов ислама в частной и государственной жизни.

Впрочем, между мусульманскими странами нет единства в их отношении к западному образу жизни. В некоторых из них (например, в Иране) законы и государственное устройство определяются исламской традицией. Другие же (например, Турция, Египет, Сирия), где проблема сочетания религии с социальными и техническими преобразованиями не столь велика, постепенно принимают западные обычаи.

Религиозные центры ислама, перенимая опыт и практику христианского миссионерства, стараются убедить мир в том, что принятие Корана и исламской веры может помочь в решении основных проблем современного человечества. В западных странах существует интерес к исламскому мистицизму, издается множество суфийских текстов на европейских языках.

* К мировым религиям, т.е. вышедшим за рамки национальных и распространившимся по всему миру, относится, кроме христианства и ислама, также буддизм.


Приложение к уроку № 27

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала — Аллаху, Господу миров милостивому, милосердному, царю в день суда!

Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, — не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.

Коран, сура 1.

По изданию: Коран. М., 1990



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: