Мы дали Мусе* писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Исе**, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его Духом Святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете.
Коран, сура 2:81 (87)
Акида [«Символ веры»}, X век.
«Девяносто человек из последователей Пророка, имамы*** мусульман, ранние имамы и факихи**** крупных городов пришли к общему мнению о том, что Сунна*****, завещанная Пророком, заключается в следующем: удовлетворенность решением Аллаха; подчинение Его повелению; терпеливое перенесение Его решения; исполнение того, что Аллах повелел; воздержание от того, что Аллах запретил; вера в предопределение Аллаха — добро Его и зло; отказ от дискуссий и диалектических споров о вере; [ритуальное] обтирание обуви; борьба за веру под руководством любого имама, благочестив он или грешен; вознесение молитвы за умерших мусульман; вера — словом и делом; она увеличивается от послушания и убывает от неповиновения; Коран — слово Аллаха, ниспосланное в сердце пророка Его Мухаммеда. Он не сотворен, как бы и с чего бы его ни читали; терпение под властью правителя, справедлив он или нет, мы не выступаем против
* Т. е. Моисею.
** Иисусу.
*** Имам у суннитов — предстоятель на молитве, глава религиозный общины.
**** факих («знающий») — богослов-законовед.
***** Сунна («обычай, пример») — пример жизни Магомета как образец и руководство для всей мусульманской общины и для каждого мусульманина.
правителей с оружием в руках, даже если они вершили несправедливость; мы не обвиняем в неверии никого из мусульман (из людей единобожия), даже если они совершили тяжкие грехи; воздержание от упоминания разногласий, случившихся между сподвижниками Пророка; лучшие из людей после Пророка — Абу Бакр, 'Умар, 'Усман, 'Али б. Аби Талиб, сын дяди Пророка; мольба о ниспослании милости всем сподвижникам посланника Аллаха, детям, женам и зятьям его.
|
Такова Сунна, которую они вменили в обязанность и получили. Следовать ей — значит идти по правильному пути. Отказ от нее — заблуждение».
Цитируется по книге: Хрестоматия по исламу. М., 1994, с. 136
ВОПРОСЫ
1. Какого человека формирует ислам?
2. Почему об исламе говорят, что он, по преимуществу, является религией общественной жизни человека, а не внутренней? 3. Как вы можете охарактеризовать Магомета?
4. В чем причина повышенной политической активности мусульманских государств?
ИНДУИЗМ
Индуизм не является монолитной религией. У него нет основателя и систематического учения. Возможно поэтому за несколько тысячелетий индуизм с необыкновенной гибкостью смог объединить в себе множество различных учений, религиозных преданий, видов богослужения и представлений о Божественном.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
История индуизма начинается в эпоху, когда приблизительно за 1500 лет до Р.Х. арийские племена пришли в Индию. С тех пор начинается формирование ведической литературы, которая оказала решающее влияние на образ жизни индусов. Веды («веда» означает «знание») являются древнейшими священными книгами индусов. Они содержат в себе учение о происхождении мира, богов, богослужебные тексты и др.
Около 1000 года до Р.Х. брахманы — индуистские жрецы — создали учение о четырех кастах (сословиях), на которые разделили весь народ. Кастами, на которые верующие разделяются до сего дня, являются: брахманы, воины —кшатрии, торговцы и ремесленники— вайшьи и крестьяне— шудры.
|
Между 800-м и 600-м годами до Р.Х. были написаны Упанишады, являющиеся философским истолкованием Вед. Они также являются священными книгами индуизма. В Упанишадах обосновываются основные положения индуистского учения.
В VI веке до Р.Х. внутри индуизма появились религиозные движения, которые привели к возникновению двух новых религий, — буддизма и джайнизма.
Между 400-м и 200-м годами до Р.Х. были написаны великие эпосы Рамаяна и Махабхарата. Частью Махабхараты является Бхагавадгита, одна из самых любимых священных книг индусов.
В VIII — XVI веках в Индии нарастает влияние ислама. В этой связи приобретает новое значение древний вид религиозности, называемый бхакти. Он учит, что верующий должен посвятить себя какому-нибудь конкретному богу, с помощью которого он может получить избавление. Теперь бхакти приобретает монотеистическую направленность.
Вторжение ислама, с одной стороны, отторгло от индуизма множество верующих, а с другой стороны, повлекло за собой активизацию и обновление индуистской проповеди. В XV веке соединение одного из направлений северного бхакти с элементами ислама привело к возникновению религии сикхов.
УЧЕНИЕ
Над всеми существами находится абсолютная реальность, которая называется Брахман. Брахман является не Богом-личностью, а безличным духовным началом. Различные боги индуистского пантеона существуют для того, чтобы направить верующего к познанию брахмана, находящегося за пределами человеческих представлений о вселенной. Брахман в той мере, в которой он входит в мир и становится душой и движущей причиной мира, называется Атманом. Тот элемент Брахмана, который находится в человеке, составляя основу его самости, его «Я», — это тоже Атман.
|
Мир находится в движении, и его история постоянно повторяется по кругу. Все в нем носит временный характер и иллюзорно. Эта иллюзорность называется «майя». Человек смертен и обречен на нескончаемую цепь перевоплощений, переселения души. Такое переселение подчинено закону кармы, определяющему, куда переселится душа в зависимости от того, добру или злу следовала она в предыдущей жизни. Этот круг перерождений (сансара) представляется индусам чем-то ужасным, от чего всеми силами хотелось бы избавиться, выйти из него. Единственным способом достичь этого является уничтожение кармы. Такое избавление (мокша) является освобождением человека из мира обмана и слиянием его с безличным Брахманом. Таким образом человек теряет свою личность, подобно капле, попадающей в океан.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
Вся практическая сторона этой религии стремится привести человека к мокше. Это достигается разными способами: знанием, посвящением себя какому-нибудь богу, или аскезой, считающейся идеальной формой религиозности. Техническим средством для освобождения человека из мира обмана представляется йога.
В народной религиозности существует разнообразие ритуалов, жертвоприношений и праздников, совершающихся в святилищах и храмах, которых в Индии великое множество.
В современном индуизме верят в священную силу и почитают:
• богов, богинь и обожествленных героев эпоса;
• мудрецов (риши), через которых была сообщена воля богов;
• души предков;
• полубогов и духов;
• животных, главным образом, четырех: корову, обезьяну,кобру и птицу Гаруду, поедающую змей;
• реки;
• растения;
• камни.
В молитвах индусов упоминаются почти все эти священные объекты. Считается, что вернее всего исполняются те молитвы, которые совершаются во время паломничества к берегам священ-
ных рек.
БОГИ ИНДУИЗМА
Прежде всего индусы поклоняются богам и богиням. Почти у всех них есть особые храмы. Жертвоприношения постепенно эволюционировали от кровавых к бескровным, хотя до сих пор в отдельных случаях имеют место и кровавые жертвы.
Основными богами индуистского пантеона являются Брахма, Шива и Вишну. Они разделяют между собой три функции: творческую, разрушительную и сохраняющую. Брахма, хотя и является творцом мира, но не слишком популярен у индусов. Ему не посвящают храмы, и в повседневных обрядах он почти не упоминается. Шива — покровитель йогов — является символом разрушения. Он периодически разрушает весь мир, который затем вновь создается Брахмой. Одно из имен Шивы — Махакала (Великий черный). Вишну присутствует в этом мире в виде солнца, его главная обязанность — борьба со злом и победа над ним. С почитанием Вишну связан культ Кришны — черного бога-пастуха, о котором повествует Махабхарата. Имя Кришны буквально значит «черный, темный, темно-синий». Ученые считают, что Кришна был лицом историческим, князем темнокожего народа, с которым встрети-
лись арии. Он почитается как аватара (нисхождение на землю) Вишну и довольно популярен у жителей Индии.
ИНДУИЗМ СЕГОДНЯ
Индуистские мыслители теоретически обосновывают религиозную практику и дают философское истолкование религиозному учению. В качестве примера можно упомянуть известного политического и духовного вождя Индии Махатму Ганди (1869 — 1948). Он был предан традиционной религиозности и из индуизма почерпнул свои основные принципы — ненасилие, естественный образ жизни, простоту, обращенность внутрь.
Деятельность и учение Ганди и других видных деятелей, таких как Рабиндранат Тагор (1861 — 1941), Шри Ауробиндо Гхош (1872— 1950), Сарвапалли Радхакришнан (1888— 1975), повлияли на обновление индуизма. В последние десятилетия индуизм стал особенно известен благодаря его различным представителям религиозных движений, которые распространяют с миссионерскими целями главные истины этой религии, стараясь при этом приспособить их к образу мысли западного человека. Необходимо отметить, что в проповедях этих миссионеров зачастую подлинная религия жителей Индии предстает в карикатурном виде, да и сама эта деятельность служит коммерческим интересам ее организаторов.
Сейчас в мире насчитывается около 800 млн. последователей индуизма.
Приложение к уроку № 28
Не было тогда не-сущего, и не было сущего.
Не было ни пространства воздуха, ни неба над ним.
Что двигалось чередой своей? Где? Под чьей защитой? 1 Что за вода тогда была — глубокая бездна?
Не было тогда ни смерти, ни бессмертия.
Не было признака дня или ночи.
Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону, 2 И не было ничего другого, кроме него.
Мрак был вначале сокрыт мраком.
Все это было неразличимой пучиною:
Возникающее, прикровенное пустотой, — 3 Оно одно порождено было силою жара.
Вначале нашло на него желание.
Это было первым семенем мысли.
Проистеченье сущего в не-сущее открыли
4 Мудрецы размышлением, вопрошая в сердце.
Поперек была протянута их бечева.
Был ли низ тогда? Был ли верх?
Были плодотворители. Были силы растяжения.
5 Порыв внизу. Удовлетворение наверху.
Кто воистину ведает? Кто возгласит это?
Откуда родилось, откуда это творение?
Потом появились боги, ибо создали боги мир. 6 Так кто же знает, откуда он появился?
Откуда это творение появилось?
То ли само себя создало, то ли — нет, Надзирающий над миром в высшем небе, — 7 Только он знает это или не знает.