Профессиональный этический кодекс и специфика психотерапевтических отношений.




Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии

 

Общество психоаналитической психотерапии (ОПП) разработало данный Этический кодекс, чтобы определить этические стандарты работы психоаналитического психотерапевта в сферах психотерапевтической практики, обучения психотерапии и исследовательской деятельности. Данный кодекс имеет своей целью информировать психотерапевтов и обучающихся психотерапии студентов (далее студентов) о необходимости следования профессиональной этике и предупредить членов ОПП об опасности отклонений от стандартов профессионального поведения.

 

Психоаналитическая психотерапия представляет собой метод лечения взрослых людей, детей и подростков, страдающих от эмоциональных нарушений и психических расстройств, с целью ослабления психического страдания и содействия их развитию и благополучию. Разработанные принципы и стандарты профессиональной этики являются общей системой правил, определяющей обязательства психотерапевта перед пациентами, их родителями или опекунами (когда пациентом является ребенок или подросток), студентами, коллегами и общественностью в целом. Этические нормы, которые содержит данный кодекс, предполагают обязательство со стороны психотерапевта действовать в соответствии с этикой психотерапии на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов.

 

Данный кодекс создает общую основу для решения этических проблем. Ни одно из правил этики не может быть общим и отвечающим на все этические вопросы, возникающие в психотерапевтической практике, образовательной и исследовательской деятельности. Знание членами ОПП Этического кодекса должно позволять им самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности.

 

Ответственность, взвешенность суждений и честность психотерапевта – необходимые условия реализации профессиональной этики в сфере психоаналитической психотерапии. Постоянная самопроверка и рефлексия психотерапевта, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам при возникновении трудностей и этических дилемм обеспечивают надежные условия, как для пациента, так и для самого психотерапевта.

 

 

Принципы профессиональной этики психотерапевта

 

I. Профессиональная компетентность. Психотерапевт должен оказывать только профессионально компетентную помощь и осознавать пределы собственной компетентности. Психотерапевту следует прилагать усилия, чтобы обогащать свои знания и совершенствовать практические навыки. Жизненные стрессы и болезни психотерапевта, ослабляющие его профессиональную компетентность, должны быть им своевременно осознаны; в связи с ними должны быть предприняты соответствующие меры. Следует воздерживаться от оказания профессиональных услуг, когда актуальное состояние психотерапевта может оказать негативное влияние на терапевтический процесс.

 

II. Уважение личности и отсутствие дискриминации. Психотерапевт должен осознавать собственные ценности и убеждения, и не навязывать их пациентам. Психотерапевту следует оказывать психотерапевтическую помощь пациентам, а также способствовать профессиональному развитию студентов и коллег, с уважением и заботой. Дискриминация на основании возраста, нетрудоспособности, национальной или религиозной принадлежности, пола, сексуальной ориентации или социально-экономического положения, а также на других основаниях - противоречит этике психотерапии.

 

III. Информированное согласие. Терапевтические отношения между пациентом и психотерапевтом основываются на доверии и информированном согласии. В ходе первичных интервью пациентов следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии и других видах помощи. Психотерапевт должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу времени встреч, оплаты и других правил и обязательств. Если пациентом является ребенок, то, принимая во внимание его возраст, необходимо достигнуть дополнительных соглашений с родителями или опекунами.

 

IV. Конфиденциальность. Конфиденциальность информации, раскрытой пациентом в общении с психотерапевтом, является основным правом пациента и неотъемлемой частью эффективной психотерапии и исследовательской деятельности. Психотерапевт должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить права пациента (в том числе бывшего) на конфиденциальность. Психотерапевт не имеет права обсуждать полученную от пациента информацию вне рамок терапевтического, консультативного, супервизорского и образовательного контекста. Если психотерапевт использует материал случая в обсуждениях с коллегами с консультативными, образовательными или научными целями, данные о личности и жизни пациента должны быть существенно изменены для того, чтобы пациент не мог быть узнан. При презентации случая в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей такой презентации, ее пользы для пациента и вероятности быть узнанным; при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ.

 

V. Честность. Честность лежит в основе терапевтических отношений в психоаналитической психотерапии. Осознавая сложности человеческого общения и терапевтических отношений, психотерапевт должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто.

 

VI. Запрет на эксплуатацию пациента. В связи с тем, что пациент достаточно уязвим в неравных отношениях с психотерапевтом, психотерапевт не должен каким-либо образом эксплуатировать пациента и членов его семьи. Психотерапевт должен избегать двойных отношений с пациентами. Сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом или членами семьи последнего являются грубым нарушением профессиональной этики.

 

VII. Научные обязательства. Психотерапевту следует способствовать развитию научных и клинических знаний и повышению образовательного уровня студентов и коллег. Исследования следует проводить в соответствии с принципами клинического и научного исследования. При проведении исследований особую осторожность следует соблюдать при использовании клинического материала. Данные предосторожности касаются соблюдения прав пациента на конфиденциальность и сведения к минимуму возможности вреда пациенту.

 

VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности. Психотерапевту следует постоянно оценивать свою способность к осуществлению профессиональной деятельности, прибегать к консультациям коллег в ситуации серьезных сомнений и затруднений и давать обратную связь относительно состояния и способностей к профессиональной деятельности своих коллег.

 

IX. Социальная ответственность. Психотерапевту следует осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законами, которые действуют в интересах пациента и общественного блага в целом.

Стандарты профессиональной этики психотерапевта

Общество психоаналитической психотерапии признает всю сложность отношений психотерапевта и пациента, а также противоречивые ожидания относительно психотерапевтической помощи в современном обществе. Кроме того, эта сложность возрастает, когда пациентом является ребенок и его родители или опекуны оказываются в некоторой степени вовлеченными в терапевтический процесс. Для реализации вышеприведенных принципов были созданы нижеприведенные стандарты, которые могут служить в качестве руководства к действию. Стандарты демонстрируют формы профессионального взаимодействия и практики, которые приняты большинством психотерапевтов как проверенные временем и морально соответствующие их профессиональной деятельности.

 

 

I. Профессиональная компетентность

 

1. Психотерапевт должен заниматься практикой, которая не выходит за пределы его компетентности, то есть практикой, основанной на полученном образовании, специальной подготовке и профессиональном опыте. Психотерапевту следует стремиться приобретать новые знания и навыки, необходимые в работе с различными категориями пациентов. Постоянная самопроверка и рефлексия психотерапевта, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам при возникновении трудностей является важной частью профессионального развития.

 

2. Следует придерживаться обоснованных теоретических принципов и техник, а также использовать возможность обмена знаниями и консультаций с другими специалистами – с психоаналитиками, психотерапевтами и специалистами смежных направлений.

 

3. Психотерапевт должен постоянно отслеживать уровень собственной профессиональной компетентности и, когда это необходимо, предпринимать шаги по ее повышению. Психотерапевт должен стремиться получать обратную связь от своих коллег, которая бы позволяла регулярно оценивать уровень собственной профессиональной компетентности.

 

4. Психотерапевт должен воздерживаться от оказания профессиональных услуг в тех случаях, когда в силу каких-либо причин (например, жизненных обстоятельств или проблем со здоровьем) существует вероятность нанесения вреда пациентам. В данных обстоятельствах психотерапевту следует обратиться за консультацией к коллегам или врачам для определения способности к осуществлению работы и предпринять адекватные меры для исправления нарушений в своей способности к психотерапевтической деятельности.

 

5. Неотъемлемой частью профессионализма в области психотерапии является следование профессиональной этике. Знание членами ОПП Этического кодекса должно позволять им самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности.

В случае сомнения в том, является ли какая-либо потенциальная или действительная ситуация нарушением профессиональной этики, следует проконсультироваться с компетентным психотерапевтом, разбирающимся в вопросах профессиональной этики или обратиться за консультацией в Комитет по этике.

 

II. Уважение личности и отсутствие дискриминации

 

1. Психотерапевт должен стремиться осознавать собственные ценности, установки и стереотипы и с уважением относиться к личным ценностям, а также культуральным особенностям пациентов.

 

2. Психотерапевт не должен допускать дискриминацию пациентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, национальной и религиозной принадлежности, сексуальной ориентации и социально-экономическому статусу.

 

3. Психотерапевту рекомендуется отказаться от участия в социальных и политических движениях, дискриминирующих людей по полу, национальной и религиозной принадлежности, состоянию здоровья, сексуальной ориентации и социально-экономическому положению.

 

III. Взаимность и информированное согласие

 

1. Психоаналитическая психотерапия осуществляется на добровольной основе посредством обоюдного соглашения («психотерапевтический контракт») между психотерапевтом и пациентом, а также родителями или опекунами - в случае, если пациентом является ребенок. Условия прохождения психотерапии должны быть ясны пациенту до начала психотерапии; любое их изменение должно обсуждаться с пациентом.

 

2. В ходе первичных консультаций пациента следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии и возможных альтернативных видах помощи. Информация относительно процесса психотерапии и обещания касательно ее результатов должны быть взвешенными, не вселяющими неоправданных надежд.

 

3. Психотерапевт должен устанавливать и сохранять ясные границы терапевтических отношений. Все аспекты психотерапевтического контракта следует обсуждать с пациентами в ходе первичных консультаций. Политика психотерапевта относительно оплаты пропущенных сеансов должна быть осознана пациентом до того, как нужно будет оплачивать пропущенный сеанс. В случаях, когда оплата производится третьей стороной, этот аспект также должен быть обсужден с пациентом. Если пациентом является ребенок, то вопрос о пропущенных сеансах должен быть обсужден как с родителями или опекунами, так и самим ребенком, если его возраст и состояние позволяет это сделать.

 

4. Психотерапевту не следует в одностороннем порядке прекращать психотерапию без специального обсуждения такого решения с пациентом или, если пациент несовершеннолетний, - с его родителями или опекунами. Психотерапевту следует информировать пациента о существующих возможностях помощи после завершения психотерапии.

 

IV. Конфиденциальность

 

1. Психотерапевт должен уважать личные права пациента и избегать не оправданного разглашения конфиденциальной информации. Требование к сохранению сведений о личной жизни пациентов в тайне перестает действовать только в тех случаях, когда нарушение конфиденциальности может помочь предотвратить явный вред пациенту, психотерапевту или другим людям, или когда существуют юридически обоснованные обстоятельства, предписывающие раскрытие конфиденциальной информации.

 

2. Психотерапевту не следует делиться конфиденциальной информацией о пациентах с третьими лицами, не имеющими прямого отношения к психотерапии, без согласия на то пациента или родителей (опекунов) несовершеннолетнего пациента. Нарушением конфиденциальности не будет обсуждение информации с супервизором, а также коллегой или смежным специалистом, который выступает в качестве консультанта.

 

3. Если пациентом является ребенок, психотерапевт должен также стремиться сохранять конфиденциальность по отношению к пациенту в те моменты, когда он информирует родителей (опекунов) о процессе психотерапии. Степень сохранения конфиденциальности зависит от возраста ребенка и клинической ситуации.

 

4. Психотерапевт должен позаботиться о том, чтобы условия хранения записей работы с пациентами исключали вероятность нарушения конфиденциальности пациентов.

 

5. Если психотерапевт использует конфиденциальный материал случая для клинической презентации, либо обсуждает случай с коллегами в консультативных, научных или образовательных целях, материал случая должен быть изменен таким образом, чтобы исключить возможность идентифицировать пациента. При этом супервизоры, консультанты и студенты, участвующие в обсуждении материала случая, должны соблюдать правило конфиденциальности.

 

6. При презентации клинического материала в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей презентации, а также ее выгоды и потенциального риска для пациента, при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ. В случае несовершеннолетнего пациента возможность презентации случая должна обсуждаться с родителями (опекунами) пациента, а если позволяет возраст и состояние - и с самим пациентом.

 

V. Честность

 

1. Психотерапевту и студенту следует честно и открыто отвечать на вопросы пациентов о профессиональной подготовке и практическом опыте. Психотерапевт должен корректно называть свою специальность, обозначать квалификацию и предлагаемые услуги. Психоаналитическим психотерапевтом может называть себя врач или психолог, успешно завершивший обучение по психоаналитической психотерапии согласно образовательным стандартам в данной области. При проведении психоаналитической психотерапии студентом пациенты и/или родители (опекуны) несовершеннолетнего пациента должны быть проинформированы им о том, что в данный момент психотерапевт проходит обучение и супервизию.

 

2. Психотерапевту следует открыто обсудить с будущим пациентом (родителями или опекунами несовершеннолетнего пациента) выгоды, требования и условия психоаналитической психотерапии. Психотерапевту не следует вводить в заблуждение пациентов (родителей или опекунов несовершеннолетних пациентов), а также общественность посредством заведомо неверных утверждений относительно предлагаемого вида помощи.

 

VI. Запрет на эксплуатацию пациента

 

1. Баланс власти и влияния в отношениях между психотерапевтом и пациентом неравен, поэтому психотерапевт должен осознавать свою роль и ответственность во взаимодействии с пациентами и стремиться использовать особенности терапевтических отношений в интересах пациентов.

 

2. Психотерапевт должен избегать двойных отношений (финансовых, деловых и личных) с пациентами. Психотерапевту также следует оценивать потенциальное влияние любых предшествующих и перекрывающихся отношений на оказание помощи пациентам.

 

3. Сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом (бывшим пациентом), родителями (опекунами) несовершеннолетнего пациента или членами его семьи, независимо от того, кем они инициированы, являются грубым нарушением профессиональной этики. Установление личных или интимных отношений и брак между психотерапевтом и пациентом или родителем (опекуном) пациента детского или подросткового возраста возможен не ранее чем через 3 года после завершения терапевтических отношений.

 

4. Физические прикосновения, за исключением рукопожатия, также не приветствуются в рамках психоаналитической психотерапии. Если прикосновения имеют место, независимо от того, с чьей стороны - пациента или психотерапевта - это тревожный сигнал для психотерапевта. В этом случае необходимо задуматься об опасности данной ситуации для терапевтического процесса и обратиться за консультацией к супервизору или коллеге. Если пациентом является ребенок, не достигший подросткового возраста, прикосновения между психотерапевтом и пациентом могут иметь место в ходе игры. Если ребенок проявляет разрушительные действия или его поведение выходит из под контроля, его следует сдержать. Психотерапевт должен быть внимательным к тем многочисленным смыслам, которые может нести для ребенка физической контакт. Может оказаться полезным обсуждение таких ситуаций с родителями или опекунами. В случае, если ситуация вызывает беспокойство, психотерапевту следует обратиться за консультацией.

 

5. Психотерапевт не должен участвовать в каких-либо финансовых отношениях с пациентом, а также с родителями (опекунами) несовершеннолетнего пациента, за исключением оплаты консультативных или психотерапевтических услуг. Также неэтично использовать информацию, предоставленную пациентом или родителями (опекунами), с целью получения финансовой или другой личной выгоды.

 

6. Льготная оплата психотерапевтических сеансов никоим образом не дает права на снижение профессиональных и этических требований к психотерапевтической работе.

 

7. Психотерапевт не должен использовать свой профессиональный статус или руководящий пост в организации для какой-либо эксплуатации пациентов, членов их семей и студентов. Отношения психотерапевта и пациента не могут совмещаться с отношениями преподаватель-студент и супервизор-супервизируемый. В ходе психотерапии следует избегать каких-либо других отношений с пациентами, а профессиональный контакт вне терапевтической ситуации должен быть сведен к минимуму.

 

VII. Научные обязательства

 

1. Психотерапевту следует соблюдать меры предосторожности в использовании клинического материала, соблюдая право пациента на тайну его личной жизни. В случаях, когда пациентом является ребенок, право на конфиденциальность распространяется также на родителей (опекунов). Особенно осторожно следует относиться к использованию материала пациентов, проходящих психотерапию в текущий момент.

 

2. Неэтично использовать фальсифицированные материалы в публичных презентациях или публикациях. Психотерапевту следует быть осторожным при изменении клинического материала, чтобы не ввести в заблуждение коллег и не фальсифицировать факты клинической действительности и свои выводы. Вместе с тем, клинические данные должны быть изменены настолько, чтобы идентификация пациента была невозможна.

 

VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности

 

1. Психотерапевту следует обращаться за консультацией к супервизору или другим коллегам в случаях, когда в терапевтическом процессе возникают серьезные трудности.

 

2. Если пациент, родители (опекуны) пациента или коллеги психотерапевта считают, что последнему требуется консультация, то это мнение должно быть принято психотерапевтом к сведению и с уважением рассмотрено.

 

3. Этично консультировать пациента другого психотерапевта или смежного специалиста, если пациент нуждается в такой консультации. Психотерапевт должен воздерживаться от необоснованных комментариев, которые могут повредить репутации коллеги. Вместе с тем, психотерапевт должен признавать право пациента узнать мнение другого специалиста и получить соответствующую его состоянию помощь. Психотерапевт может корректно высказать свое мнение относительно характера существующих отношений и того, в какой степени оказываемая помощь соответствует потребностям и состоянию пациента.

 

4. Если у психотерапевта есть основания полагать, что другой психотерапевт, являющийся членом ОПП, нарушает профессиональную этику, он может попытаться прояснить ситуацию посредством личного обсуждения с этим психотерапевтом или прибегнуть к консультациям с другими коллегами. Если это не приводит к разрешению проблемы или если имеет место явное нарушение профессиональной этики, психотерапевт должен сообщить о факте нарушения в Комитет по этике ОПП.

 

5. В случаях, когда психотерапевт понимает, что пациент может нанести серьезный физический вред себе, психотерапевту или третьему лицу, он должен предпринять необходимые меры по предотвращению этого, т.е. в случае необходимости может нарушить конфиденциальность пациента, но только до той степени, в какой это необходимо для предотвращения вреда.

 

6. Если пациентом является ребенок и психотерапевт узнает о факте нанесения серьезного вреда пациенту или сталкивается с потенциальной возможностью таких действий, психотерапевт должен предпринять необходимые меры. В данных обстоятельствах нарушение конфиденциальности должно быть сведено к минимуму, необходимому для предотвращения опасности для ребенка. В случае вскрытия факта физического или сексуального насилия психотерапевт должен проинформировать об этом родителей (опекунов) пациента.

 

 

IX. Социальная ответственность

 

1. Психотерапевту следует соблюдать право пациента на конфиденциальность во всех смыслах: правовом, гражданском, административном. Он должен позаботиться о том, чтобы записи о работе с пациентами не могли попасть в руки посторонних лиц, а также соблюдать все этические правила сохранения тайны частной жизни.

 

2. Психотерапевту следует поддерживать законы и социальную политику, которые действуют в интересах пациентов и содействуют психическому здоровью в обществе.

 

3. Психотерапевту следует вкладывать свое время и способности (при необходимости даже при отсутствии денежного вознаграждения) в клиническую, консультативную и образовательную деятельность, имеющую своей целью увеличение профессионализма в сфере психического здоровья и улучшение качества жизни людей.

 

Литература:

 

1. Ялом И. Дар психотерапии / И. Ялом - М., «Эксмо», 2008

2. Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. ВУЗов - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с.

3. Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики, — М.: Независимая фирма "Класс", 1998. — 224 с.

4. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия.Учебник для ВУЗов, Киев, 2003.

5. Роджерс К. Клиенто-центрированный / человекоцентрированный подход к терапии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: